В современной России правовое воспитание становится общегосударственной задачей. Это происходит главным образом потому, что право играет важную роль в формировании и развитии демократического и гражданского общества. Кроме того, недостаточный уровень правовой культуры ведет к быстрому снижению доверия к закону и государству. Обеспечение высокого уровня правовой осведомленности и высокого уровня правовой культуры зависит не только от знаний и соблюдения закона, но и от понимания гражданами своей природы. Только при постоянном стремлении к политике правового воспитания и образования формируется правовая культура и реализуются такие базовые ценности и принципы жизни, как верховенство права, приоритет неотъемлемых прав и свобод человека и их защита.
На сегодняшний день в контексте Стратегии модернизации общего образования одним из оснований обновления образования является «компетентностный подход», основная цель которого формирование «ключевых компетенций». Концепция модернизации российского образования одной из ключевых компетенций младшего школьника выделяет – коммуникативную, проявляющуюся во владении навыками взаимодействия с окружающими людьми[12, С.138]. В этой связи, ключевые компетенции, по мнению И.А. Зимней являются главным элементом компетентностного подхода [10, с.24].
Роль компетентностного подхода в начальном образовании состоит в мобилизации младшими школьниками полученных знаний, умений, опыта и способов поведения в условиях конкретной деятельности. При этом особое внимание в контексте компетентностного подхода уделяется освоению младшими школьниками универсальных учебных действий [3, С.35].А.Г. Асмолов определяет, что одним из факторов актуальности развития универсальных учебных действий начального общего образования, является возрастание требований к коммуникативной компетентности обучающихся [4, с.4].
Формирование правовой культуры является одной из приоритетных образовательных задач в Российской Федерации и заслуживает особого внимания сегодня. Основная задача - воспитать молодое поколение, которое разделяет традиционные моральные ценности, готовые к мирному творчеству, с современными знаниями и навыками. Серьезные изменения происходят в системе образования в современных условиях развития общества, и воспитание у учащихся навыков обучения становится приоритетной задачей образования. Задача может быть успешно реализована, если учебная деятельность учащихся признана в качестве ценности всеми субъектами образовательной системы.
Российские и зарубежные ученые неоднократно подчеркивали важность изучения взаимоотношений между людьми. А. Коссаковский говорит о важности изучения отношения человека к деятельности и рассматривает это направление как важную предпосылку ее эффективности.
В работах В.В. Давыдов и Д. Б. Эльконин показывают с точки зрения «концепции теоретического обобщения» существенные общетеоретические и экспериментальные составляющие экспертизы отношения учащихся к процессу обучения. В.В. работал в этом направлении. Репкин и А.К. Дусавицкий, который занимался мотивацией обучения студентов.
Актуальность формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника обусловлена тем, что правовое воспитание школьников имеет большое значение для улучшения их правовой культуры и становления личности с активной правовой и политической позицией. Мероприятия по правовому и социальному воспитанию следует проводить с самого раннего возраста ребенка, и это особенно важно учитывать при обучении молодежи в школе как места первичной социализации человека.
Однако, в рамках современных российских школьных образовательных программ, вопросам правового просвещения и воспитания совсем не уделяется должного внимания, что видеться несколько необоснованным и непродуманным упущением.
Объект исследования: обучение праву в школе.
Предмет исследования: особенности формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника.
Цель исследования: охарактеризовать методические условия формирования личностных результатов школьников в обучении праву.
Достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1.Осуществить анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы с целью раскрытия сущности, содержания формирования личностных результатов в обучении права.
2. Рассмотреть задачи, функции и значение формирования правовой культуры.
3. Провести анализ формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках права.
4. Разработать и описать содержание учебно-воспитательной работы, направленной на формирование правовой культуры школьника.
Методологическая основа исследования связана как с использованием общенаучных методов познания (анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы исследования, метода сравнения, аргументация и логика), так и специальных методов (исторического, формально- юридического, системно-правового, нормативно - логического, метода сравнительного правоведения, системного анализа) в их различном сочетании.
Методы исследования: анализ выполненных ранее исследований, изучение и обобщение педагогического опыта, диагностические методы (педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование), обобщение и систематизация полученных данных
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника
1.1 Понятие «личностных результатов» в психолого-педагогических исследований
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед современной школой новую задачу – в качестве оценки результатов образования, стандарт оперирует понятием компетентность. В современном образовании ведущим является компетентностный подход. Сам термин «компетентность» обоснован «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также в проекте «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опытсамостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями [18, С. 2].
Методологические основы компетентностного подхода рассмотрены в трудах И.А Зимней,И.Е. Сюсюкиной, Л.Т. Сильченко, Г.А. Сергеева и других.
Как утверждает Г.А. Сергеев, компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. В свою очередь компетентность Г.А. Сергеев определяет, как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [39, с.83-84].
По мнению И.Е. Сюсюкиной, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения; способность и готовность использовать полученные знания и способы действия в реальной деятельности [42, С.136].
А. М. Новиков определяет «компетентность» как способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях [27, с.45].
Резюмируя указанное выше, обозначим, «компетентность» является производным понятием от «компетенции» и обозначает совокупность системы знаний, личностных качеств; она включает умения применять знания в ситуациях и в деятельности. Другими словами, компетентность – это владение детьми младшего школьного возраста соответствующей компетенцией, включающих их личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Концепция ФГОС определяет требования к результатам разработки основных общеобразовательных программ. Впервые новый федеральный стандарт образования в общем образовании основан на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, который предусматривает структуру образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологические особенностей и здоровье учеников [3].
Личные результаты - это готовность и способность учащихся к развитию и личностному самоопределению, формирование у них учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности, системы важных социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданское отношения к себе. Умение ставить цели и планы на жизнь, умение реализовывать русскую идентичность в поликультурном обществе [19].
Личные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать следующее:
1) формирование российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своей страны, основ культурного наследия народов России и человечества; Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; повысить ответственность и долг перед родиной;
2) формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и признанию, осознанного выбора и развития другого индивидуального образовательного пути на основе ориентации в мире Профессии и профессиональные предпочтения с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к работе и развития опыта при участии в социально значимой работе;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и социальной практики с учетом социального, культурного, языкового и духовного разнообразия современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, убеждениям, культуре, языку, убеждениям, гражданству, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; Готовность и способность вступать в диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
5) разработка социальных норм, кодексов поведения, ролей и форм общественной жизни в группах и сообществах, в том числе в взрослых и социальных сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в рамках возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических характеристик;
6) развитие нравственного осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личных решений, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным действиям;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 8 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [19]. Помимо этого в рамках современного подхода в качестве образовательных результатов выделяют личностные универсальные учебные действия.
Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» относится к способности к обучению, то есть к способности субъекта активно изучать новые знания и овладевать новыми навыками в качестве основы для саморазвития и самосовершенствования. В более узком смысле этот термин может быть определен как совокупность действий обучающегося (а также связанных с ним навыков обучения), которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания, развивать педагогические навыки, включая организацию этого процесса.
Опираясь на системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Данная концепция принимает во внимание опыт компетентностного подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний и навыков на практике учащимися. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, формирующих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий, «помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли».
УУД предоставляют обучающимся возможность ориентации, как в предметных областях, так и в организации самой учебной деятельности. Достижение умения учиться подразумевает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [4].
Согласно ФГОС личностные универсальные учебные действия делятся на три компонента:
1.смыслообразование - понимание личностного смысла обучающимися на основе связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;
2.самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;
3.нравственно-этическая ориентация - знание основных моральных норм, понимание их социальной необходимости; развитие этических чувств как регуляторов нравственного поведения.
Рассмотрим каждый компонент подробнее. Смысл как психологическая категория впервые был представлен в работе Л.С. Выготского. В дальнейшем, А.Н. Леонтьевым шла разработка понятия «смысл» и было введено понятие «личностный смысл». Личностный смысл, согласно А.Н. Леонтьеву, это отношение между мотивом деятельности и целью деятельности. В 70-е годы XX века отечественные психологи в своих трудах преимущественно развивали либо уточняли основные идеи А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского. В конце XX века появились работы, в которых прослеживаются тенденции к системному пониманию категории «смысл», всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности, изучению смысловой организации личности. Так Б.С. Братусь в своей работе развивает положение о смысловых образованиях, фукционирующих в системе [12]. Процесс смыслообразования имеет большое значение для личности в связи с тем, что является базовым для самоопределения и нравственноэтической ориентации.
Развиваясь, личность всегда окружена смыслами, смыслообразование характерно для всех видов деятельности: познавательной, игровой, социальной. В подростковом возрасте у обучающихся происходит личностное самоопределение, формируется 10 осознание цели и смысла жизни, идет соотнесение себя и выдвинутых обществом критериев становления личности. Так В.Э. Франкл в своей работе обосновывает, что источником всех проблем и всех достижений человека является наличие или отсутствие у него представления о смысле. А. Эйнштейн говорил: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни» [22]. Ю.В. Сенько писал, «образование - это своего рода способ производства смысла и понимания, а смысл образования – в образовании смыслов» [20].
Подчеркивается роль внутреннего самоопределения, верность самому себе. Данный подход к проблеме развивается в работах К.А. Абульхановой-Славской. Она отмечает самоопределение как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. В зависимости от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [14].
Категория «правовое воспитание» в теории права используется, когда говорят об условиях, закономерностях, принципах и процессе формирования правосознания и правовой культуры. Принимая во внимание непосредственную взаимосвязь правосознания и правовой культуры со всеми правовыми явлениями и позитивным правом, включая отношение к последнему со стороны членов общества, следует признать важность и принципиальность категории «правовое воспитание» для теории права. Кроме того, наиболее оптимальное и корректное теоретическое осмысление данной категории имеет принципиальное значение в области практической деятельности по формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры личности и общества. Термин «правовое воспитание» встречается во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации, так или иначе касающихся организации деятельности правоохранительных и иных государственных органов и учреждений, а также вопросов образования, правового сознания, правовой культуры.
О формировании правовой культуры подрастающего поколения говорится в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённых Президентом России 28.04.2011 г. № Пр-1168; в «Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ; в Указе Президента РФ от 06.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»; в постановлениях Правительства РФ; в нормативных актах министерств и ведомств, в частности, в приказах Генпрокуратуры РФ; в государственных образовательных стандартах юридического образования и др. Однако, ни в одном нормативно-правовом акте термин «правовое воспитание» не толкуется. В этом усматривается некоторое несовершенство законодательства. Возможно, что это упущение обусловлено отсутствием общепринятого определения и множественностью подходов к пониманию термина «правовое воспитание». Осмысление категориальных понятий в любой науке отражается, прежде всего, в их определении. Учитывая, что правовое воспитание является одним из средств формирования правосознания и, как следствие, повышения уровня правовой культуры (т.е. педагогическим процессом в правовой сфере), представляется целесообразным рассмотреть категорию «правовое воспитание» как общую для теории права и педагогики. Анализ определений понятий «правовое воспитание» в теории права и «воспитание» в педагогике, приведённых в учебниках, монографиях и статьях по соответствующим научным дисциплинам, выявил неоднозначность подходов к толкованию данных понятий.
Во-первых, в теории права понятие «правовое воспитание» рассматривается, как правило, в одном значении (Акимова Т. И., Бабаев В. К., Венгеров А. Б., Власенко Н. А., Григорьева И. В., Кваша А. А., Малько А. В., Мелехин А. В. и др.). Различаясь в субъективном осмыслении данного понятия, практически, все определения толкуют «правовое воспитание» как процесс формирования правового сознания и повышения уровня правовой культуры.
Во-вторых, определяющие части исследованных дефиниций различаются в трактовке сущности понятия. Это и «систематическое воздействие на личность»; и «деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта»; и «целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан»; и передача, накопление, усвоение правовых знаний и опыта; и «система мер», и «процесс … воздействия на сознание и культуру поведения», и «система средств целенаправленного воздействия». В-третьих, определения различаются в отношении установления субъекта и объекта воспитания. Большинство дефиниций в качестве объекта процесса воспитания выделяют личность, но также встречается и иное понимание объекта, как то «член общества» и «трудовой коллектив», «человек», «гражданин», «граждане и должностные лица», «индивиды и социальные группы». В качестве субъекта воспитания правоведы выделяют либо государство, государственные органы и учреждения, общественные структуры, средства массовой информации, трудовые коллективы, общественность, либо не указывают на субъект. В педагогике, однако, также нет единого подхода к пониманию данной научной категории, но в этой науке понятие «воспитание» более изучено и, как следствие, более структурировано, несмотря на различие подходов. В рамках данных тезисов предлагается рассматривать понятие «воспитание» в четырёх значениях.
В самом широком значении воспитание отождествляется с социализацией; в широком педагогическом смысле воспитание понимается как создание условий для развития личности; в узком педагогическом смысле воспитание – это целенаправленный специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие личности; в ещё более узком или локальном педагогическом смысле – это процесс формирования конкретных качеств личности. Как соотносятся понятия «правовое воспитание» и «воспитание»? В решении этого вопроса усматривается, как минимум, два подхода. С одной стороны, «правовое воспитание» можно рассматривать как правовой аспект воспитания, присутствующий во всех четырёх смыслах. С другой стороны, правовое воспитание можно рассматривать только в самом узком его значении.
В узком смысле под правовым воспитанием понимается процесс передачи правовых знаний, формирования правовых установок и правомерного поведения с целью повышения уровня правосознания и повышения правовой культуры личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «правовое воспитание» требует, как минимум, двух определений, с учётом точки зрения автора, предполагающей трактовать «правовое воспитание» в широком социальном смысле как «правовую социализацию», тем самым, вынося данный аспект за рамки настоящих тезисов. Также, мы придерживаемся той точки зрения, что «воспитание» как процесс создания условий является неотъемлемой частью организации процесса воспитания в третьем значении.
Правовое воспитание – это целенаправленный планомерный специально организованный педагогический процесс взаимодействия воспитателя (коллектива воспитателей) и воспитуемых, направленный на формирование правовой личности.
Рассматривая личностные результаты и личностные универсальные учебные действия, можно сделать вывод о том, что личностные универсальные учебные действия уже и на их основе строятся личностные результаты обучения. Следовательно, рассматривать для оценки мы будем личностные универсальные учебные действия.
1.2 Задачи, функции и значение формирования правовой культуры
Для некоторых право – всего лишь один из форм явлений социального порядка, наряду с социологией или историей. Для других право – система интеллектуальных представлений, формируемая в соответствии с присущими ей принципами и абсолютно независимая от явлений социального или исторического порядка. Трудность вопроса рождается из неоднородности устройства правовых систем в различные эпохи и в разных государствах. В Большой Советской Энциклопедии «право» определяется как «...совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия». В Российской юридической энциклопедии «право» рассматривается как «...система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества». «Право» как соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения. Таким образом, следует понимать под правом систему норм, определённую государством. «Правовая норма» в Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова трактуется как «...идеальная модель должного поведения человека в обществе». Французский ученый Бержель Ж.-JI. считает правовую норму продуктом общественной жизни, создаваемую волей, без которой она была бы лишь виртуальной и не имела бы реального воздействия.
По отношению к государству «право» является регулятором общественных отношений. Оно также играет воспитательную, эвристическую, прогностическую и др. роли.
Таким образом, содержанием «правовых представлений» является элементарное, образное, эмоционально окрашенное знание прав и свобод человека, правовых норм, элементов правоотношений.
Правовые знания обладают рядом функций, оказывая влияние на поведение школьников:
1) вырабатывают научное представление об источниках, характере и функциях права;
2) влияют на формирование отношения к правовым ценностям общества, к собственному морально-правовому поведению;
3) помогают в формировании правовых понятий, становящихся объектом практических интересов школьников и применяющихся в их личном поведении и его оценке; Формирование правовых представлений младших школьников можно начать с ознакомления с международным источником права, познанием сути и характера права и его функций на примере различных легенд или в виде разбора определенных сюжетов из художественных произведений. Анализ героев с позиций современного права, выявление сходных черт и ярких различий в древнегреческой и современной системе прав и свобод помогает формировать нужное отношение к правовым ценностям нашего общества.
Обсуждение поступков героев произведений заставляет младших школьников задумываться о собственном морально-правовом поведении, стимулирует их к правомерному поведению и обогащает социально-правовой опыт.
В настоящее время осуществление правового воспитания достаточно актуально. Необходимо признать, что в современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и правовой культуры, правовой воспитанности, уровня правосознания граждан напрямую влияют на развитие страны, в том числе на формирование правового государства [12].
Целью правовоспитательного процесса является выработка правовых установок личности на правомерное поведение, на уважение права. Важно, чтобы каждый гражданин имел устойчивые взгляды, которые обеспечивали бы соблюдение законов. Всё это приведёт к формированию правового государства, к обеспечению правопорядка в обществе.
Так, правовым воспитанием является целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, а также конкретных граждан для передачи правовой информации, юридического опыта, с целью формирования моделей поведения, направленных на соблюдение и исполнение установленных юридических норм.
Эффективность правового воспитания проявляется в способности реально и положительно воздействовать на поведение личности, стремлении обеспечить усвоение гражданами определенных правовых знаний.
Правовое воспитание осуществляют специальные субъекты. В качестве субъектов правовоспитательной деятельности можно назвать организации, органы, уполномоченные должностные лица, педагоги, ученые, учителя, родители и другие. К объекту воспитания относят отдельных граждан или определённые группы населения [14].
С помощью правового воспитания решаются многие задачи. Главной задачей правового воспитания является выработка уважительного отношения гражданина к праву, к закону, к общечеловеческим ценностям, а также формирования чувства убежденности в эффективности правовых норм. Необходимо отметить, что убежденность является важнейшей характеристикой индивидуального правосознания.
Т.В. Худойкина отмечает, что «убежденность в необходимости соблюдения требований норм права – это не привычка, а внутренняя потребность поступать именно таким, а не иным образом».
В качестве задач правового воспитания можно выделить:
-повышение авторитета закона;
-устойчивое правомерное поведение всех граждан;
-формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания;
-формирование правовой культуры;
-воспитание чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
О.А. Долгополов, рассматривая задачи правового воспитания, указывает, что оно призвано:
-вести пропаганду;
-способствовать изучению основных положений Конституции РФ;
-организовать систему работы по формированию правовой культуры, учитывающей образовательный уровень, общую культуру индивида, данной группы, общества;
-пропагандировать демократические традиции мировой цивилизации, российского опыта, теоретическое и практическое изучение непосредственной и представительной демократии;
-разъяснять и формировать толерантность, терпимость к чужому мнению, инакомыслию;
-использовать возможности средств массовой информации в целях пропаганды достижений правовой культуры с использованием свойственных им специфических возможностей [16].
Более конкретной и одновременно всеобъемлющей задачей правового воспитания он считает преодоление правового нигилизма и правового варварства как антиподов правового сознания и правовой культуры.
К основным функциям правового воспитания относятся:
-регулятивная;
-охранительная;
-познавательная;
-коммуникативная;
-идеологически-воспитательная;
-профилактическая;
-практико-прикладная;
-прогностически-эвристическая.
Среди данных функций в правовоспитательной работе ведущее значение в процессе формирования мировоззрения и понимания правовой действительности играет познавательная функция.
Важной функцией правового воспитания является регулятивная функция, так как происходит воздействие на поведение всего граждан, обеспечивается работа правовой системы и создаётся фундаментальный правопорядок.
На взгляд многих авторов, профилактическая функция правового воспитания играет важнейшую роль в правовоспитательном процессе. Это связано с тем, что правовое воспитание должно быть направлено не только на лиц с конфликтным поведением, но и на граждан с правомерным поведением в целях профилактики.
В заключении стоит отметить, что правовое воспитание – это обязательный элемент деятельности государства и общества. Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание внедряет в сознание человека демократическо-правовые и моральные ценности, принципы права и стойкие убеждения в его эффективности.