В настоящее время компании уделяют большое значение маркетинговой деятельности. С каждым годом потребительский рынок увеличивается. Растущая конкуренция приводит к тому, что покупатель не может сконцентрироваться на определенном объекте. Поэтому важно иметь уникальные свойства в организации деятельности, за которую, в первую очередь, отвечает маркетинг на предприятии. Необходимо понимать, что современный мир имеет тенденцию к стихийно развивающимся отношениях, которые приводят к неопределенности потребительского поведения, что отражается на деятельности компании. В этом момент является адаптация к внешней среде и предугадывание поведение потребителя, что является основной задачей маркетинга. Именно поэтому важно уделять должное внимание развитию маркетинговой деятельности, т.к. маркетинг является связующим звеном между предприятием и потребителем.
Современный рынок зерна является одним из наиболее развитых сегментов не только сельского хозяйства, но и всего экономического пространства. Будучи индикатором динамического развития, рынок зерна демонстрирует возможности достижения целевых ориентиров в сфере других отраслей и подкомплексов АПК. Учитывая системообразующее значение рынка зерна для экономики всех смежных с зерновым хозяйством отраслей народного хозяйства страны, следует создавать максимально благоприятные условия для его роста и повышения эффективности производства на всех этапах создания конечного продукта
Маркетинговая деятельность способствует выявлению актуальных данных внешней и внутренней среды, определению степени влияния факторов на деятельность организации, на основании чего выбирается преимущественная стратегия для развития компании. Повышение эффективности маркетинговой деятельности в современной экономике является актуальной проблемой каждого предприятия.
Поиск путей совершенствования маркетинговой деятельности на потребительском рынке, а также повышение конкурентоспособности послужили причиной выбора данной темы выпускной квалифицированной работы.
Целью работы является проведение маркетинговых исследований рынка зернового сырья и зернопродуктов и разработка на этой основе предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов».
Гипотеза выпускной квалификационной работы состоит в том, что после разработки и внедрения мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов», повысится уровень продаж продукции компании и рентабельность фирмы в целом.
Исходя из поставленной цели, к числу основных задач относятся:
- дать общую характеристику маркетинга;
- охарактеризовать маркетинговую деятельность в торговле;
- раскрыть особенности рынка зернового сырья и зернопродуктов;
- дать общую характеристику ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов»;
- провести анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов»;
- разработать предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов» и оценка их эффективности.
Объектом исследования данной работы является ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов» в составе Агрохолдинга «Стойленская Нива».
Предметом исследования является маркетинговые исследования рынка зернового сырья и зернопродуктов на ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов» в составе Агрохолдинга «Стойленская Нива».
При написании выпускной квалификационной работы использовались такие методы научного исследования, как наблюдение, синтез, анализ, классификация, обобщение, табличный и графические методы, экспертные оценки, метод рейтинговой оценки, а также сравнение, описание.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована: учебная и специализированная литература в области маркетинга, данные государственной федеральной и региональной статистики за 2016-2018 гг., официальные интернет-ресурсы и другие.
Практическая значимость проведенных исследований в данной работе заключается в возможности использования предлагаемых мероприятий в деятельности ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов».
Структура выпускная квалификационной работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и приложения
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Общая характеристика маркетинга
Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.
В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений. В качестве функции управления маркетинг имеет не большее и не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.
В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя [27].
Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Заставить покупателя купить то, что может предложить компания задача сбыта. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя. Таким образом, маркетинг - это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к потребителю и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций.
Обозначим главные цели маркетинговой деятельности. Во-первых, это обеспечение оптимальной пропорциональности между спросом и предложением продукции определенного вида и ассортимента благодаря гибкому реагированию на динамику спроса и маневрированию имеющимися ресурсами. Во-вторых, это формирование системы договорных и рыночных отношений со всеми элементами и структурами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем уровне. В-третьих, воздействие на производственный процесс в целях стимулирования, обновления и совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции. И в-четвертых, это активный поиск новых рынков сбыта (рыночных сегментов, окон и ниш), расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической эффективности рыночных отношений[22].
Цели маркетинга определяют и его основные принципы, в частности:
- производство продукции основывается на детальном знании потребностей покупателей (потребностей), внутренней и внешней рыночной ситуации, реальных возможностях производителя,
- максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей достигается обеспечением их всеми необходимыми средствами для решения конкретных проблем, чему способствует изучения спроса и реализации товаров и услуг на конкретных рынках в запланированных объемах, в намеченные сроки;
- обеспечение прибыльности производства и коммерческой деятельности благодаря постоянной разработке и практической реализации новых научно-технических идей и разработок для производства перспективных для рынка товаров;
- активное приспособление к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на формирование их потребностей и стимулирование продаж.
Иначе говоря, речь идет об ориентации на конкретный конечный и долговременный результат предпринимательской деятельности, активном приспособлении к запросам покупателей, как имеющихся, так и потенциальных, с энергичным воздействием на последних в интересах производителя товаров.
Основываясь на методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, можно выделить четыре блока комплексных функции маркетинга:
1) аналитическая функция: - изучение рынка как такового — целенаправленный сбор информации о конъюнктуре рынков сбыта; - изучение потребителей — физических или юридических лиц, потребляющих продукты производства; - изучение фирменной структуры проводят по трем группам фирм: фирмы — контрагенты (покупатели): фирмы — конкуренты; фирмы — посредники; - изучение товара (товарной структуры) — выяснение того, как удовлетворяется потребность в продукции на выбранном рынке; - анализ внутренней среды предприятия - изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее конкурентоспособности на целевых рынках;
2) производственная функция:
- организация производства новых товаров, разработка новых технологий — ключевой фактор коммерческого успеха, потому что позволяет предприятию занимать на рынке в течении определенного периода монопольное положение и получать более высокую прибыль;
- организация материально-технического снабжения — наиболее существенный элемент обеспечения производства. Предприятие обеспечивает свои потребности посредствам закупки необходимых материально-технических ресурсов по договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка;
- управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции — деятельность, направленная на достижение уровня качества, удовлетворяющего требованиям стандартов, проектно-конструкторским, контрактным рыночным требованиям;
3) сбытовая функция (функция продаж):
- организация системы товародвижения — совокупность функций обработки заказов, погрузки-разгрузки, создания запасов, хранения и транспортировки;
- организация высококачественного сервиса — непременно вызывает расширение спроса на любой товар, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж;
- проведение целенаправленной товарной политики — использование таких принципов, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж;
- проведение целенаправленной ценовой политики — посредством цены реализации конечные коммерческие результаты определяют эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия;
4) функция управления и контроля:
- организация стратегического и оперативного планирования на предприятии — реализация всех функций маркетинга практически невозможна без продуманного планирования;
- информационное обеспечение управления маркетингом — предприятие должно постоянно анализировать и совершенствовать информацию, характеризующую ход выполнения цикла «заказ — изготовление — отгрузка — оплата»; - коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии) обеспечивает предприятию активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду и поэтому органически связана с формированием спроса и стимулированием сбыта;
- организация контроля маркетинга — завершающее звено процесса принятия и реализации решения.
Сформулируем основные элементы организации маркетинговой деятельности:
- разработка стратегии и тактики по расширению сегментов рынка, завоеванию новых рынков;
- оперативное и достоверное выявление существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;
- эффективная организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых образцов и моделей продукции, а также гибкая организация производства соответствующих товаров, удовлетворяющих большинство запросов потребителей;
- координация и планирование производства и финансирования; - создание и совершенствование рациональной системы сбыта распределение продукции;
- последовательное регулирование и корректирование в соответствии с изменяющимися обстоятельства всей деятельности, включая управление производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим, сервисным и гарантийным обслуживанием, другими услугами в рамках мероприятий по расширению сбыта[13].
Маркетинг служит для того, чтобы требуемая рынком продукция по оптимальным ценам через соответствующих продавцов доходила до покупателей, которые в ней нуждаются. Он начинается и заканчивается на потребителе.
Все деловые решения должны осуществляться сквозь призму интересов клиентов фирмы. Это означает, что потребитель должен быть в центре всей ее деятельности. При этом покупатель всегда прав — это аксиома маркетинга. Только через удовлетворение потребностей покупателя фирма может добиться своего процветания.
Главными условиями маркетинга являются наличие рыночных структур, конкуренция между производителями, равные внешние условия для продавцов и покупателей, а также свободной доступ к информации. Маркетинг ориентирован на рынок. Он представляет собой вид производственной деятельности, связанной с продвижением товаров и услуг на рынок на основе учета поступающей информации. Маркетинг соединяет в себе анализ, планирование и контроль за деятельностью фирмы, нацеленный на сохранение существующих и завоевание потенциальных рынков, имеющий своей задачей удовлетворение спроса покупателей, с одной стороны, и достижение целей фирмы, с другой[20].
Сохранять свой круг покупателей и приобретать новых превращается в главную потребность рыночной деятельности. Маркетинг — это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых — удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Это система организации всей деятельности современных предприятий, использующих различные средства и методы рациональной организации и управления с целью достижения эффективности и конкурентоспособности своей деятельности и ее результатов с помощью следующих средств:
- использование новейших результатов фундаментальных научно -исследовательских работ, открытий и изобретений для производства и экспорта высокоэффективных наукоемких изделий, технологий и услуг;
- тщательное и всесторонне изучение состояния и перспектив развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры рынка, получение информации о реальных потребностях и запросов потребителей;
- ориентация производства и экспорта на перспективные требования рынка, адресность производимой продукции и научных результатов;
- активное воздействие на рынок, на формирование его новейших потребностей и стимулирование сбыта;
- обеспечение полного всестороннего удовлетворения потребностей общества для повышения качества его жизни (благосостояния народа).
Суть маркетинга — предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия [8].
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. – Санкт Петербург.: Питер, 2012. – 496 .
2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебное пособие/ А.А.Адамчук, О.В.Ромашев, М.Е.Сорокина.- Москва: ЮНИТИ, 2017.- 407 с.
3. Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебное пособие / И.Л. Акулич, И.З. Герсиков. – Минск: Интерпрессервис; Мисанта, 2016. – 397 с.
4. Аналоуп, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуп, А. Карами. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. –289с.
5. Багиев, Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации / Г. Л. Багиев. Санкт Петербург.: Изд-во СПбУЭФ, 2014. – 278 с.
6. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - Москва: ИНФРА-М, 2015. – 215 с.
7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – Москва: ИНФРА-М, 2012. – 215с.
8. Волкова, О.И. Экономика предприятия./ О.И Волкова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 331 с.1
9. Герчикова Г.Н. Менеджмент.: Учебник. - Москва: Норма, 2012. – 496 с.
10. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. Москва: Финпресс, 2013. – 774 с.
11. Горовой, А.А. Российский директор в рыночной экономике: практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий / А. А. Горовой. - Москва: Экономика, 2013. – 470 с.
12. Горфинкель, В. Я. т др. Экономика предприятий / В. Я. Горфинкель. Москва: Банки и биржи, 2013. – 779 с.
13. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке: пер.с англ. / Питер Ф. Друкер.– М. : Вильямс, 2007. – 286 с.
14. Дорошев, В.И. Введение в теорию маркетинга: учебное пособие / В. И. Дорошев. – Москва: ИНФРА-М., 2012. – 550 с.
15. Ефимова, О.В. Как анализировать предприятие./ О.В, Ефимова, М.Г.Ефимова-2-е изд. испр. и доп. –Москва: ИНФРА-М, 2016.-413с.
16. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование / В.Е. Есипов. – Санкт Петербург: Питер, 2012. – 464 с.
17. Жданов, С.А. Основы теории экономического управления предприятием / С.А. Жданов. – Москва: Издательство «Финпрес», 2013. - 384с.
18. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П. С. Завьялов. - Москва: Международные отношения, 2014. – 426 с.
19. Заикин, А.А. Конкурентоспособность предприятий: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.А. Заикин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - №6. – С. 34-47.
20. Замедлина С.Г. Маркетинг: учебное пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. «Экзамен», 2015. – 632 с.
21. Ильенкова, С.Д. Производственный менеджмент./ С.Д. Ильенкова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 461с.
22. Казанцев, А.К. Основы менеджмента: практикум / А.К. Казанцев, В.И. Малюк, Л.С. Серова. – Москва : ИНФРА-М, 2014. - 554 с.
23. Кузнецова И.Д., Гуськова И.В. Маркетинговая стратегия торговых предприятия - Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно¬практический журнал №1 (4), 2014. - с. 312-316
24. Ковалев, А.И. Маркетинг в системе управления предприятием; Развитие предприятия и конкурентоспособность / А. И. Ковалев - Санкт Петербург. МДНТП.-М., 2012. – 254 с.
25. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия./ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 424 с.
26. Котлер,Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии / Ф. Котлер. – Москва: АСТ, 2015. – 210с.
27. Краюхин, Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики / Г.А. Краюхин. – Санкт Петербург: Питер, 2014. – 346с.
28. Кочковой, О. Особенности ценообразования / О. Кочковой // Финансовый директор.- 2012. - №5. – С. 23-31.
29. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского / Жан-Жак Ламбен. – Санкт Петербург: Наука, 2014. – 613 с.
30. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 323с.
31. Макаревич, Л.М. Управление эффективностью компании / Л.М. Макаревич. – Москва: ООО «Вершина», 2013. – 192с.
32. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Д. Эриашвили. — Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. — 255с.:
33. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова.- Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016.- 560 с.: ил.
34. Маркетинг: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.А. Васильева.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 208 с.
35. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - Москва: ИНФРА-М, 2014. – 399с.
36. Маханько Г. В. Проблемы АПК Российской Федерации в условиях экономических санкций и пути их решения / Г. В. Маханько // Научный журнал КубГАУ. - 2017. - №132(08). - С. 5-7.
37. Матанцев, А.Н. Эффективность рекламы при осуществлении активных продаж / А.Н. Матанцев, И.Ю. Сурыгина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - №5 – С.34-42.
38. Микитаева И. Р. Оптимизация зерновой логистики с учетом реаль¬ных событий / И. Р. Микитаева // Экономика сельского хозяйства России - 2017 - №3 - C.2.
39. Новиков, А.В. Преодоление кризиса сбыта предприятий / А. В. Новиков. //Вопросы экономики. - 2014. - № 4. – С. 13 – 17. 75
40. Репьев, А. П. Маркетинговое мышление / А.П. Репьев. – Москва: Библос, 2015. — 510 с.
41. Портер М. Конкуренция. Пер. с анг. Учебное пособие. Мсква: изд. дом Вильямс, 2016. – 405 с.
42. Пястолов, СМ. Экономический анализ деятельности предприятия / С. М. Пястолов. - Москва: Академический проект, 2012. -573 с.
43. Салимжанов, И.К. Цены и ценообразование / И.К. Салимжанов. – Москва: ЗАО «Финстатинформ», 2014. – 304с.
44. Уткин, Э.А. Справочник по маркетингу / Э. А. Уткин. - Москва: ЭКМОС – 2015. – 450 с.
45. Уэлс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэлс., Дж Бернет, С. Мариарти. – Санкт Петербург: Питер, 2015. – 800с.
46. Фатхудинов, Р.А. Стратегический маркетинг / Р.А. Фатхудинов. – Санкт Петербург: Питер, 2012. – 352с.
47. Хлынов, В. Н. Система стимулирования сбыта на крупных предприятиях / С. Н. Хлынов // Маркетинг №6, 2012. С. 12 – 15.
48. Хруцкий, В.Е. и др. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий. - Москва: Финансы и статистика, 2014. – 530 с.
49. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – Санкт Петербург: Питер, 2013. – 416с.
50. Экономика организаций (предприятий) / под.ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 431с.
51. Экономика предприятия / под.ред. В.Я. Хрипача, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко. – Минск.: Экономпресс, 2015. – 464с.
52. Эллвуд, Я. 100 приемов эффективного маркетинга / Я. Эллвуд. – Санкт Петербург: Питер, 2012. – 245с
53. Министерство сельского хозяйства РФ - http://www.mcx.ru.