Сфера спортивно-оздоровительных услуг (СОУ) входит в число отраслей экономики, степень развития которых характеризует эффективность и конкурентоспособность общественной и экономической модели государства. Спортивно-оздоровительные услуги являются той плоскостью, где тесно пересекаются социальная функция государства, коммерческие интересы бизнеса в отношении собственной прибыльности и эффективности трудовых ресурсов, а также текущие потребности населения в повышении качества жизни. Все это вместе должно стать основой для функционирования всех других сфер экономики. И в этом смысле спортивно-оздоровительный сектор экономики становится важным фактором стимулирования всех участников рынка к согласованному взаимодействию, учету взаимных общественных и экономических интересов, определению лучших практик хозяйствования.
Отечественная сфера спортивно-оздоровительных услуг демонстрирует высокую степень готовности и восприятия новых организационно-экономических форм хозяйствования. Имеющиеся различия в их развитии изначально обусловлены спецификой потребления тех или иных видов услуг спорта и оздоровления. Устоявшиеся формы предоставления услуг в основном затрагивают сферу спорта и физической культуры. Последнее до сегодняшнего времени остается актуальным направлением подготовки.
Услуги, предоставляемые организациями в области оздоровления, характеризуются большей гибкостью. Это выражается прежде всего в использовании современного инструментария как при развитии самой организации, так и при оказании такой услуги потребителю.
Анализ нормативно-правовой базы подтверждает рыночные тенденции об использовании современного инструментария в процессе развития рынка спортивно-оздоровительных услуг. Тем не менее, по-прежнему сохраняется приоритетность в следовании уже выработанному пути развития сфер спорта без учета требований рынка. Доминирование государственного регулирования в данной сфере приводит к невозможности развития именно спортивно-оздоровительного рынка услуг. Такой подход обуславливает осуществление финансирования сферы за счет государственных средств и средств муниципалитетов.
В целом принцип повышения конкурентоспособности отдельного субъекта хозяйствования сферы туризма и оздоровления, предоставляемых им услуг, спортивно-оздоровительного комплекса страны в целом должен стать основополагающим и лечь в основу формируемой системы механизмов эффективного взаимодействия государственных и негосударственных форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг и развития новых организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спорта и оздоровления.
Вне зависимости от того, какой именно механизм(ы) будет применяться в сфере спорта и оздоровления эффективность взаимодействия государственных и негосударственных форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг должна определяться уровнем и качеством жизни людей, а также деятельностью субъектов спорта и оздоровления и спортивно-оздоровительного комплекса в целом.
В основе исследования лежат труды известных отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг, государственной политики в сфере спорта, а также иным частным направлениям, ограниченным предметной областью диссертации.
Вопросы спортивной науки изучали: Аристова Л.В., Евдокимов В.И., Иванков Ч.Т, Чурганов О.А. и др. Правовым обеспечением спорта занимались: Алексеев С.В., Беджаще Л.К., Зуев В.Н., Логинов В.А. и др. Исследовали практику взаимодействия государственных органов и общественных организаций в сфере спорта и оздоровления Балахничев В.В., Кузин В.В. и др. Изучали маркетинговые инструменты обеспечения СОУ: Бутова Т.Г., Зубарев Ю.А., Кандаурова Н.В., Шарифуллин М.М. и др.
Целью работы является разработка методики развития спортивно-оздоровительного комплекса муниципального образования на примере. В соответствии с определенной целью необходимо решение следующих задач:
– изучить теоретические основы развития спортивно-оздоровительного комплекса муниципального образования;
– провести анализ состояния спортивно-оздоровительного комплекса муниципального образования городской округ Усолье-Сибирское;
– выявить перспективные направления совершенствования спортивно-оздоровительного комплекса муниципального образования Иркутской области (на примере городского округа Усолье-Сибирское).
Гипотеза исследования состоит в том, что принцип повышения конкурентоспособности отдельного субъекта хозяйствования сферы туризма и оздоровления, предоставляемых им услуг, спортивно-оздоровительного комплекса страны в целом должен стать основополагающим и лечь в основу формируемой системы механизмов эффективного взаимодействия государственных и негосударственных форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг и развития новых организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спорта и оздоровления.
Теоретическую осноʙу исследоʙания состаʙили фундаментальные положения экономической теории и теории управления, сравнительный социально-экономический анализ, принципы системности, диагностики и прогнозирования социально-экономических процессов. Теоретический фундамент диссертационного основывается на комплексном подходе к развитию организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг в условиях транзитивного характера экономического развития.
Методологическая осноʙа исследоʙания. В работе использоʙаны общенаучные методы исследоʙания, а также такие методы анализа и научного познания, как диалектический, системно-логический, комплексный. Также применены такие приемы экономического анализа, как наблюдение, сраʙнение, факторное изучение и другие, которые ʙ целом позʙолили обеспечить достоʙерность и обосноʙанность ʙыʙодоʙ и рекомендаций, сформулироʙанных аʙтором ʙ работе.
Информационную базу исследования составили Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2014), Распоряжение Правительства РФ «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
Теоретическая значимость исследоʙания заключается ʙ том, что выводы и положения работы позволяют структурировать научные представления о содержании организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг, обосновать и раскрыть сферу спорта и оздоровления услуг как особый объект исследования. Она определяется также обобщением и систематизацией концептуальных подходов к использованию различных организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг как основы системного развития отрасли, обосновывающих актуальность решаемых в данном исследовании проблем.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть внедрены в практике управления спортивно-оздоровительным комплексом городского округа Усолье-Сибирское и позволят повысить его эффективность.
1 Теоретические основы развития спортивно-оздоровительного комплекса муниципального образования
1.1 Методологические основы развития физической культуры и спорта как сектора национальной экономики
Развитие рынка спортивно-оздоровительных услуг зависит не только от происходящих в стране изменений, определяющих необходимость утверждения на государственном и муниципальном уровнях власти базовых положений предоставления спортивно-оздоровительных услуг, но и от того, какое место занимают спортивно-оздоровительные мероприятия в современном обществе. В результате, можно выделить несколько уровней предоставления спортивно-оздоровительных услуг: федеральный, региональный, муниципальный, образовательных школ, спортивных секций, санаториев, отдельных групп, массовый.
Такой подход подразумевает деление спортивно-оздоровительных услуг по следующим видам: организованный и неорганизованный. Соответственно, происходит дифференциация оказания спортивно-оздоровительных услуг по платности и безвозмездному оказанию данного вида услуг.
Учитывая широту охвата спортивно-оздоровительных услуг, представляется обоснованным рассматривать развитие рынка спортивно- оздоровительных услуг с учетом таких основополагающих составляющих, как физкультурно-оздоровительный сервис, спортивно-оздоровительные программы, спортивно-оздоровительный туризм, спортивно-оздоровительный отдых, физкультурно-оздоровительные направления обучения.
Все эти направления играют важную роль в формировании рынка спортивно-оздоровительных услуг в целом. Изменения одного из них приводят к трансформации и остальных направлений оказания спортивно-оздоровительных услуг. Поэтому необходим комплексный, системный подход к выработке действенных управленческих решений в сфере формирования единого спортивно-оздоровительного комплекса страны.
Такое положение позволяет рассматривать сферу спортивно-оздоровительных услуг на уровне государства, как сферу, обеспечивающую ведение здорового образа жизни населения, способствующую популяризации различных видов спорта, созданию условий для формирования и удовлетворения запросов и потребностей населения, формированию у жителей территории устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня образованности в этой области, улучшению качества физического воспитания населения в целом.
Это определяются, в первую очередь, усиливающейся конкуренцией на мировом рынке спортивно-оздоровительных услуг, что требует использования конкурентных технологий в данной сфере. Кроме того, признание значимости сферы спортивно-оздоровительных услуг на государственном уровне управления определяет в качестве основной цели ее дальнейшего развития формирование здорового образа жизни у населения, что становится возможным за счет развития физической культуры, массового спорта, соревновательной практики, поддержания оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина, роста уровня здоровья населения путем вовлечения его в активные формы занятия спортом.
В этой связи существенно расширяется роль спортивно-оздоровительных услуг, а формирование рынка социально-оздоровительных услуг становится не только основополагающим социальным фактором, влияющим на экономические показатели роста страны, но и политическим фактором. При этом важно учитывать, что реализация указанной цели невозможна без развития инфраструктуры спорта и здоровья (рис.1.1).
Отметим, что по итогам 2012 года уровень обеспеченности Российской Федерации спортивными залами составлял 55,5 % от норматива обеспеченности спортивными плоскостными сооружениями - 26,7 %, бассейнами - 8,5 %. При этом наблюдалась существенная дифференциация такой обеспеченности по отдельным субъектам РФ [4].
Рис.1.1. Компоненты сферы спорта и здоровья, формирующие рынок
спортивно-оздоровительных услуг
В целом реализации мер по развитию сферы спортивно-оздоровительных услуг будет способствовать разработка соответствующего методического обеспечения. Это требует налаживания эффективной системы взаимодействия между всеми участниками сферы спортивно-оздоровительных услуг. Ориентация на конечных потребителей позволит предоставлять услуги требуемого качества. Отметим, что в условиях конкурентоспособного рынка его участники заинтересованы в оптимизации механизма и мер взаимодействия. При этом основная задача государства сводится к регулированию деятельности основных участников и созданию условий для эффективной реализации государственных программ и проектов в сфере спортивно-оздоровительных услуг (Рис.1.2).
Рис. 1.2. Государственное регулирование рынка спортивно-
оздоровительных услуг
Следовательно, расширение организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг является неотъемлемым условием дальнейшего эффективного функционирования и развития рынка спортивно-оздоровительных услуг.
В развитых зарубежных странах сфера спорта имеет четкое деление на так называемый массовый спорт, или спорт для всех, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт.
Перечисленными видами спортивной деятельности занимаются различные спортивные организации. При этом, развитие спорта высших достижений является прерогативой государства, а также национальных государственных и общественных спортивных организаций.
Развитию массового спорта способствуют муниципальные органы власти, спортивные организации и учреждения на этом уровне и само население. Развитие профессионального спорта возможно посредством участия частных коммерческих структур при незначительной поддержке местных органов самоуправления [9].
На развитие спорта высших достижений средства выделяются из государственного бюджета (за исключением США). При этом размер субсидирования определяется целями и задачами, поставленными не только государством, но и обществом. Во многих странах государственные дотации в бюджетах национальных спортивных федераций составляют от 50 до 80 % в зависимости от вида спорта. Муниципальные бюджеты расходуют на развитие массового и детско-юношеского спорта от 1 до 3 % от общего объема бюджетных ассигнований. Причем в странах с высоким уровнем жизни значительные средства на свое оздоровление инвестирует само население. В отдельных странах Европы муниципальные органы власти поддерживают отдельные профессиональные виды спорта или команды [9].
В Российской Федерации доля внебюджетных источников в финансировании физической культуры и спорта в среднем по регионам составляет чуть больше 14 %. При этом есть субъекты федерации, где данный показатель превысил 30% (Санкт-Петербург, Владимирская область, Ивановская
область, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика
Северная Осетия – Алания).
Вопросы финансирования сферы спортивно-оздоровительных услуг в условиях нестабильности и отсутствия развитых спортивно-оздоровительной инфраструктуры и сервиса становится немаловажным фактором дальнейшего эффективного развития данного сектора.
Решению этой задачи уделялось существенное внимание как со стороны различного рода социальных институтов, так и со стороны представителей спортивной науки. В Европе, например, активизация мер по финансированию массового спорта пришлась на 1990-е годы. При этом особый акцент делался на необходимости финансирования развития спорта из государственного бюджета.
По мнению специалистов, развитие спортивно-оздоровительной сферы не должно осуществляться спонтанно. В этой связи ее поступательное функционирование должно обеспечивать государство. Прежде всего, основная функция государства должна сводиться к нормативно-правовому регулированию. С одной стороны, государственными органами власти будет создана единая база для всех участников рынка спортивно-оздоровительных услуг, а, с другой, - отдельным участникам рынка будет предоставлена возможность для осуществления комплекса мер по реализации государственных программ и проектов. Это позволит достичь поставленной на государственном уровне власти задачи по поддержанию здоровья нации на высоком уровне.
Спортивно-оздоровительная инфраструктура может формироваться при участии как государственных органов власти, так и спортивно-оздоровительных фондов, инвесторов. Согласование потребностей в спортивно-оздоровительных услугах с объектами их предоставления позволит в полной мере обеспечить эффективное развитие всего спортивно-оздоровительного комплекса.
Отметим, что, как правило, спортивно-оздоровительная инфраструктура рассматривается в контексте развития отдельных объектов спорта и здоровья. В результате, предлагаются меры по обеспечению соответствующей инфраструктурой школ, центров, гостиниц, спортивных комплексов. Тем не менее, существует необходимость в развитии спортивно-оздоровительной инфраструктуры на территории района, области, края, города и пр. Мероприятия в этом направлении регламентируются соответствующими правовыми положения на региональном уровне управления и уровне местной администрации и реализуются в рамках целевых программ развития. Речь идет об обустройстве спортивных площадок, реконструкции спортивных залов школ и пр.
Отметим в этой связи, что формирование спортивно-оздоровительной инфраструктуры на региональном уровне власти и уровне местного самоуправления, в отличие от уровня отдельно взятого предприятия, предполагает развитие спортивно-рекреационных зон.
В результате создаются условия для расширения мест по реализации спортивно-оздоровительного отдыха и туризма, которые напрямую связываются с объектами, способными предоставить такого рода услуги. При этом следует отметить, что на территории РФ постепенно начинают складываться условия для развития спортивно-оздоровительного туризма, однако оно не получило массового охвата. Такое положение определяется прежде всего отсутствием достаточных финансовых ресурсов, низкой инвестиционной активностью, дифференциацией в территориальном развитии, нестабильностью экономической ситуации в стране. В результате сложившаяся материально-техническая база для развития спортивно-оздоровительного туризма не получает импульсов для дальнейшего эффективного функционирования, а отсутствие действенных механизмов государственного регулирования снижает экономическую целесообразность вложения средств в данный сектор.
В этой связи для повышения конкурентоспособности отечественного спортивно-оздоровительного туризма необходимо расширение форм государственного и частного взаимодействия в процессе строительства и обслуживания соответствующих объектов инфраструктуры.
Специфика времяпровождения и потребления спортивно-оздоровительных услуг в нашей стране свидетельствует о существенном отставании от стран Запада в этом направлении. Если в стабильных экономических условиях наблюдалась тенденция к увеличению числа спортклубов, фитнесс-центров и комплексов, а также к росту количества их посещений, то спортивно-оздоровительный отдых не получил должного развития.
Наиболее развитыми регионами с точки зрения проникновения и развития спортивных и фитнес-услуг являются Москва и Санкт-Петербург. При этом, в среднем в России 1 фитнес-центр приходится на 45,2 тыс. человек.
При этом отмечается существенная дифференциация фитнес-клубов по уровню классности. Это определялось спецификой проникновения фитнес-услуг на российский рынок. В начале 1990-х годов российский фитнес-бизнес начинался с клубов премиум-класса, и к 2013 году этот сегмент, по мнению экспертов, был заполнен на 70-90%, тогда как рынок услуг экономкласса - только на 30-40%.
В целом, в 2015 году среди всех опрошенных количество тренирующихся с той или иной периодичностью составило 52%, тогда как в 2006 только 39%. Среди самых популярных видов активности были названы: фитнес, йога и занятия в тренажерном зале. То есть те виды деятельности, которыми можно заниматься в стенах спортклубов.
Согласно данным Министерства спорта РФ, обеспеченность спортивно-оздоровительными объектами в 2015 году характеризовалась существенной дифференциацией по субъектам федерации РФ сооружениями.
Таким образом, для Российской Федерации в целом свойственен организованный вид спортивно-оздоровительных услуг с учетом интересов потребителей.
Такое положение, по мнению автора, объясняется в основном отсутствием спортивно-рекреационных зон, отвечающих требуемому уровню качества, а также несформировавшейся культурой проведения спортивно-оздоровительного отдыха.
Отметим, что в Германии действует 85,5 тысяч спортивно-оздоровительных центров, в которых занимаются 5,9 млн. участников более чем 100 различными видами спорта. В США насчитывается более 15 тыс. клубов, в Финляндии – около 6 тыс. [18].
В отличие от клубного вида спортивно-оздоровительных услуг, спортивно-оздоровительный отдых имеет массовый характер. В качестве объекта спортивно-оздоровительного отдыха могут рассматриваться специально обустроенные площадки, дорожки, места. Для конечных потребителей этого вида услуг затраты будут минимизированы и определяться стоимостью спортивной одежды, обуви и индивидуального инвентаря.
Отметим, что любые организованные услуги рынка спортивно-оздоровительных услуг связаны со спортивно-оздоровительным сервисом, который следует рассматривать, как систему экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих индивидуализированные потребности человека, связанные с составлением специалистом программ для его получения, направленных на его оздоровление и физическое развитие.
Формирующие систему спортивно-оздоровительного сервиса компоненты состоят из:
– занятий и тренировок по циклическим, процессуальным, игровым видам спорта и единоборствам, осуществляемым на основе платности, выработанных тренером программ с целью физического развития и оздоровления;
– занятий и тренировок по организованному туризму с использованием специфических природно-географических возможностей (горные лыжи, рафтинг, дайвинг, кайтинг, виндсерфинг; анимационные услуги в туризме), предоставляемые туристскими организациями и их партнерами, с целью оздоровления и физического развития;
– фитнес-тренировок (аэробика, танцевальные направления, силовые занятия, дыхательная гимнастика, пилатес, калланетика, йога), как специализированных занятий физическими и дыхательными упражнениями в целях оздоровления, поддержания физической формы и физического развития;
– веллнес-технологий как сочетание методик оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия.
Разнообразие входящих в систему спортивно-оздоровительного сервиса компонент свидетельствует о необходимости применения в данной сфере соответствующих технологий, позволяющих обеспечить не только безопасность пользователей туристско-оздоровительных услуг, но и конкурентоспособность данного вида услуг на международном рынке. В этой связи основными сферами, формирующими конкурентоспособную систему спортивно-оздоровительного сервиса и обеспечивающими развитие спортивно-оздоровительного комплекса страны, выступают медицина, биология, химия. Таким образом, дальнейшее развитие спортивно-оздоровительной индустрии формируется под влиянием научно-технического прогресса.
Тем не менее, основная роль в сфере спортивно-оздоровительных услуг возлагается на кадры, обеспечивающие эффективное управление отраслью. Отметим, что специфика данной сферы обуславливает необходимость подготовки узконаправленных специалистов. При этом в последнее время сформировались предпосылки по объединению знаний, умений, навыков и усилий специалистов в рассматриваемой отрасли с целью выработки единой системы подходов к подготовке кадров.
Следует отметить, что, несмотря на схожие цели, преследуемые государственными органами управления в целом в процессе развития сферы спортивно-оздоровительных услуг, в России и странах Запада отличен подход в понимании самого процесса предоставления спортивно-оздоровительных услуг. Так, отечественные исследователи базируются на Госстандарте России от 18 марта 2003 г, согласно которому физкультурно-оздоровительная услуга рассматривается как деятельность исполнителя, направленная на удовлетворение потребностей определенных групп потребителей, цели которых в получении этих услуг могут различаться. Среди основных целей выделяются следующие:
– поддержание и укрепление здоровья;
– профилактика заболеваний;
– физическая реабилитация;
– поддержание высокой работоспособности;
– участие в различных видах активного отдыха;
– проведение физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Исполнителями такой услуги могут быть организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие спортивные услуги.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173465
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. № 2-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70455850/
4. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-zakony/n0b.htm
5. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. № 80-ст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nordoc.ru/doc/11-11460
7. Публичная декларация целей и задач Министерства спорта РФ на 2015
год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru
8. Августимова О.С. Физкультурно-спортивное законодательство в общей системе законодательных актов Российской Федерации/ О.С. Августимова // Спорт: экономика, право, управление.- 2009.- № 1.- C.19-21
9. Алексеев С. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для студентов. - М., ЮНИТИ, 2015.
10. Алешин В.А., Калашников А.Ф., Лукьянчикова Т.Л. Организационно-
педагогические условия эффективности работы клуба на рынке спортивно-оздоровительных услуг // Педагогические науки. – 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/107-8351.
11. Алтухов С. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными мероприятиями: Event-managment in sports: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2013.
12. Бадрак К.А., Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для спортивных школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных клубов// Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. – 2014. - №8 (114) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-poprofilaktike- vrednyh-privychek-i-narusheniya-antidopingovyh-pravil-dlyasportivnyh- shkol-fizkulturno
13. Балахничев В.В. Совершенствование механизма взаимодействия государственных органов по физической культуре и спорту и общественных организаций/ В.В. Балахничев // Спорт: экономика, право, управление.- 2013.- № 2.- C. 13-14.
14. Бутова Т.Г, Шарифуллин М.М. Маркетинговые инструменты обеспечения развития спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг /Сб. науч. тр.; Под ред. Н.А. Платоновой, О. И. Вапнярской. МГУ сервиса. М, 2013.- С. 20-21.
15. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: Учебник / В.Г. Велединский. - М: Кнорус, 2014.
16. Доходность спортивно-оздоровительных объектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cfdgroup.ru/analitika/gostinichnaya_nedvizhimost/dohodnost_sportivnoozdorovitelnyh_obektov
17. Жуляев В.Н., Мичуда Ю.П. Особенности финансирования массового спорта в Европе в начале ХХI века// Физическое воспитание студентов. – 2013. - №1. – С.40-44 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/bbed98e5-e0d0-4518-a30e-991a8a840748
18. Золотов М.Н. Формирование адекватной спросу населения сети физкультурно-спортивных сооружений на основе маркетинговых исследований // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 58–61.
19. Зубарев Ю.А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта. Издание - Волгоград: ВГАФК, 2007.
20. Зуев В.Н., Логинов В.А. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность): Учеб. пособие для вузов. – М.: Советский спорт, 2008. – С. 105-109.
21. Иванов И.И. Развитие физической культуры и спорта как функции российского государства/ И.И. Иванов // Аграрное и земельное право.- 2014.- № 8.- C. 63-65.
22. История становления органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта в России: сборник материалов / сост. П.А. Виноградов. – М.: Изд-во Советский спорт, 2013.
23. Кандаурова Н.В. Маркетинг как способ организации физкультурно- оздоровительных услуг: Учебное пособие. – Самара: Изд-во СГАУ, 2012.
24. Кузин В.В. Взаимоотношения государственных органов и спортивных федераций и законодательство в физической культуре и спорте/ В.В. Кузин // Спорт: экономика, право, управление.- 2015.- № 2.- C. 17-18.
25. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью «Физическая культура и спорт» в России в рыночных условиях/ В.В. Кузин // ТИПФК. – 2013. - № 6. – С. 56.
26. Леднев В.А. Формирование и развитие индустрии спорта как новой и особой сферы экономических отношений/ В.А. Леднев // Современная экономика: Методология. Теория. Управление.- М., 2015.- № 5.- вып. 1.- C. 199-207.
27. Мастерман Г. Стратегический менеджмент спортивных мероприятий. –М.: ООО Национальное образование, 2015.
28. Мельник Т.Е. Государственный контроль за деятельностью спортивных федераций: правовые аспекты/ Т.Е. Мельник // Спорт: экономика, право, управление.- 2008.- № 3.- C. 22-25.
29. Неверкович С.Д., Хоточкин В.А., Кузьмичева Е.В. Спорт и окружающая среда: перспективы развития // Теория и практика физической культуры. – 2011. - № 3.
30. Новокрещенов В.В. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия: монография. – Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2014.
31. Орлова Е.В. Спорт как объект правового регулирования в России/ Е.В. Орлова // Спорт: экономика, право, управление.- 2006.- № 3.- C. 16-20.
32. Основы Олимпизма: пер. с агл. / Энди Миа, Беатрис Гарсия. – М.: ООО «Издательство «Рид Медиа» 2013.
33. Основы управленческого консультирования: Учебное пособие / М.Г. Синякова [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
34. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм: отечественный и зарубежный опыт: история и современность. – М.: Советский спорт, 2010.
35. Росенко С.И., Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: формирование новой учебной дисциплины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/e590c57a-7f17-4242-a3bbb717f402c058
36. Спортивно-оздоровительные услуги и туры// Менеджмент гостеприимства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turstroi.net/hospitality/85-sportivno-ozdorovitelnye-uslugi-i-tury.html
37. Спортивно-оздоровительный сервис, туризм и здоровый образ жизни //Здоровье как национальное достояние: колл. монография. СПб., 2010.
38. Спортивный менеджмент. Принципы и применение: - 3-е издание: пер. с англ. / Рассел Хойя, Аарон С.Т. Смит, Мэтью Николсон, Боб Стюарт, Ганс Вестербик. – М.: «Издательство «Рид Медиа», 2013.
39. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев [и др.]. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2013.
40. Экономика Олимпийских игр/ Р.М. Нуреев, Е.В. Маркин. – М.: Норма,
ИНФРА-М, 2015. – 129с.
41. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / под ред. Е.В. Кузьмичевой. – М.: Физическая культура, 2008. – 337с.