ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Целевые ориентации учебно-исследовательской деятельности
1.2. Исследовательская деятельность учащихся в структуре процесса обучения химии
2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ХИМИИ
2.1. Этапы организации исследовательской деятельности учащихся
2.2. Ученические исследования при изучении химии: синтез урочной и внеурочной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Основные цели современной общеобразовательной школы – это интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией и генерировать идеи и средства, необходимые для реализации полученных сведений. Все они направлены на подготовку подрастающего поколения к жизни в инновационном обществе.
Важнейшим условием для достижения успешного результата школьниками является усиление личностной направленности образования, что влечет за собой изменение содержания, методов, средств и форм организации обучения. Одним из эффективных инструментариев в школьном процессе, положительно влияющих на формирование индивидуальности современного учащегося, является учебно-исследовательская деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса [4].
Актуальность темы настоящей работы определяется противоречием между имеющейся потребностью общества в высоком уровне готовности выпускников школ к решению различных проблем, осуществлению исследовательской деятельности и недостаточной степенью реализации дидактических возможностей учебных предметов для достижения этих целей.
Объектом исследования является исследовательская деятельность учащихся, предметом исследования ‒ дидактические возможности предмета «Химия» для организации исследовательской деятельности учащихся и развития у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач.
Цель исследования заключается в изучении дидактических возможностей организации учителем исследовательской деятельности, осуществляемой учащимися при изучении химии.
Гипотеза состояла в предположении о том, что организация исследовательской деятельности учащихся при изучении химии является одним из эффективных способов достижения метапредметных и предметных образовательных результатов.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих конкретных задач:
1. анализ литературных источников по организации учебно-исследовательской деятельности школьников;
2. подбор и анализ методик исследования, которые могут быть выполнены учениками при изучении химии в условиях школьной химической лаборатории.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что полученные результаты могут быть внедрены в практику школьного химического образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ учебных программ и пособий по химии и биологии, разработка дидактических материалов для организации ученических исследований в области химии.
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Целевые ориентации учебно-исследовательской деятельности
«Учебно-исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности» (М.С. Пак) [12].
С вышеприведённым определением перекликается следующее: «Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать, как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования, овладевают умениями самостоятельно добывать знания» (В.А. Белогурова) [2].
При организации исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
1. Аспицкая А. Ф. Использование информационно коммуникационных технологий при обучении химии : метод. пособие. М.: БИНОМ, 2012. 356 с.
2. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса : учебное пособие. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2017. 619 с.
3. Белохвостов А. А., Ашанский Е. Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования : учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2016. 336 с.
4. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учеб. пособие для студ. среднего проф. образования. М.: Академия, 2017. 124 с.
5. Виноградова И. А., Иванова Е. В. Модель организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обуч. на ступени основного общего образования с учетом особенностей предметно-пространственной среды образов. организации // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 12. С. 57-61.
6. Горенков Е. М. Инновационный потенциал субъектов образов. процесса как целостная социально-педагогическая система. М.; Астрахань: КНОРУС, 2016. 198 с.
7. Ерошкина И. В. Структура исследовательской деятельности учащихся основной школы в современном развивающем образовании // Педагогического образование в России. 2020. № 3. С. 128-133.
8. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М.; Бином, 2018. 405 с.
9. Кожухар В. М. Основы научных исследований : учебное пособие. М.: Дашков и К, 2018. 216 с.
10. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 400 с.
11. Матвеева Э. Ф. Методика преподавания химии. М.; Астрахань : КНОРУС, 2018. 218 с.
12. Пак М. С. Теория и методика обучения химии : учебник для вузов. Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 305 с.
13. Приймак Е. В. Исследовательские умения учащихся в системе образовательных результатов обучения химии // Наука через призму времени. 2017. №9. С. 257-260.
14. Приймак Е. В. Организация ученических исследований в урочной и внеурочной деятельности при изучении органической химии // Академия педагогических идей «Новация». 2017 № 11. С. 15-24.
15. Сирик С. М. Основы обучения химии : учебное пособие для студентов высш. проф. образования. Кемерово : КемГУ, 2018. 167 с.
16. Сухарева О. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии на уроках и в рамках научного общества учащихся: методич пособие. Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2019. 117 с.
17. Харитонов Н. П. Учебные исследования школьников в курсе биологии // Школьные технологии. 2019. № 3. С. 116-129.
18. Хубаева М. В. Методические рекомендации по выполнению учебно-
и научно-исследовательских работ по химии : методическое пособие. Грозный : Чеченский гос. пед. ин-т, 2019. 118 с.
19. Чеботарь Ю. М. Деловые игры и кейсы как методы организации и проведения научных исследований : монография. М.: Ин-т МИРБИС, 2019. 250 с.