ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.1. Основные классификации источников трудового права
1.2. Федеральные законы и постановления Правительства РФ
1.3. Локальные нормативные акты
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА КАК ИСТОЧНИКА ТРУДОВОГО ПРАВА
2.1. Понятие и содержание трудового договора
2.2. Отличия трудового договора от смежных договоров о труде гражданско-правового характера
2.3. Условия и форма трудового договора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Право выступает в качестве важнейшего регулятора многих социальных процессов, происходящих в современном российском обществе. В трудовую деятельность человека, в той или иной мере, вовлекаются практически все члены общества. Именно поэтому вопросы, связанные с теоретической разработкой проблем регулирования трудовой деятельности и осмыслением роли и сущности института трудового договора, не теряют своей актуальности.
Кроме того, повышенное внимание к правовому регулированию труда приобретает в наши дни объективный характер, который обусловлен состоянием современной российской экономики. В условиях, когда в нашей стране происходит упрочение экономической системы рыночного типа, работник и работодатель выступают как субъекты, формирующие и регламентирующие отношения между собой на основе соглашения. Это соглашение достигается путём переговоров и закрепляется в таком принципиально важном для обеих сторон документе как трудовой договор, по поводу характера и природы которого, и возникают серьёзные дискуссии.
Проблематика природы и сущности источников трудового права, в том числе трудового договора, рассматривается и в наше время в трудах многих современных авторов, среди которых следует отметить работы таких специалистов в области трудового права как Л.Ю. Бугров, К.Н. Гусов, И.Я. Киселёв, С.П. Маврин, О.В. Смирнов, И.О. Снигирева, В.Н. Толкунова, Е. Б. Хохлов, В.И. Шкатулла.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с источниками трудового права.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие источники трудового права.
Цель данной работы – охарактеризовать понятие, сущность и правовую природу трудового договора в современном российском праве.
Достижение указанных целей представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить правовую природу и сущность современного трудового договора; 2) проанализировать реализацию трудового договора в современном российском праве.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Методологическую основу исследования составили соответствующие категории диалектики; общенаучные и частные методы: логический, исторический, системный, функциональный, сравнительный; синтез и анализ; метод абстрагирования, взаимосвязи общего, особенного и единичного, формы и содержания, сущности и явления.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности ее результатов в учебном процессе.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.1. Основные классификации источников трудового права
Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.
Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» .
Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.
Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.
В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.
Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.
Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ :
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы РФ;
- международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
- федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
- законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
- Указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
- нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
- нормативные акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ) , которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.
Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше.
Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.
Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.
Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).
В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).
Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).
Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.
Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 148
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О полиции"// "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
5. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 02.04.2014) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)// "Ведомости СНД и ВС РФ", 22.04.1993, N 16, ст. 551.
7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)// "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915
8. Мелихов В.М., Рыженков А.Я., Шаронов С.А. Трудовое право России. М.: Юрайт, 2010.
9. Миронов В.И. Трудовое право России, М., 2012.
10. Трудовое право России / С. П. Маврин. М В Филиппова. Е. Б Хохлов. СПб., 2013.
11. Трудовое право России: Учебник / Под ред. Куренного А.М. - М.: Юристъ, 2012.
12. Трудовое право России / Учебник. Под ред. Ю.П. Орловского и А.Ф. Нуртдинова — М.: ИНФРА-М, 2008.
13. Якимова, И. С.Правовая природа и сущность современного трудового договора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Академия труда и социальных отношений, 2010.