Актуальность исследования. В настоящее время всё более возрастает роль социокультурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром стала информация. И особенно большую роль здесь играют школы и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни.
Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года, особенно отметил, что «нам нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток». Именно персонал, как ключ к успеху современных организаций, способен создать такую инновационную среду и эффективно в ней развиваться.
Академик Ю.К. Бабанский указывал на то, что приблизительно 30 – 40% прироста национального дохода даёт образование. Известно также, что 3,5% одарённых людей обеспечивает 95 – 97% национального дохода.
Задача руководителя социокультурных учреждений в данном случае – обеспечить необходимые условия для развития личности, создать атмосферу, способствующую максимальной её самореализации.
Культурные и образовательные учреждения являются, таким образом, отражением существующего общества – сложного и многогранного. И как социальный институт они вряд ли могут быть существенно лучше создавшего их человеческого сообщества по той причине, что именно оно учреждает и разрабатывает программы, определяет цели и функции, обеспечивает финансами, создаёт правовое пространство.
Тем не менее, культурно-образовательные учреждения должны быть максимально приближены по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.
В последние годы всё более заявляет о себе новый метод управления– инновационный менеджмент – сфера науки, изучающая инновационные процессы управления.
В связи с этим развитием нарастает сложность как объектов управления и муниципальных социокультурных учреждений в сфере инноватики:
- увеличивается число связей учреждений культуры с другими системами (школы, спорта, медицины), они становятся более интенсивными, возрастает необходимость максимально учитывать социокультурные запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда, поддерживать и развивать муниципальные историко-культурные традиции и т.д.;
- появляются новые формы собственности, меняется компонентный состав и структура учреждений культуры;
- продолжаются инновационные процессы в культуре;
- появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация).
Наше же общество находится сейчас в состоянии кризиса, начавшегося в начале 90х годов, когда изменилась политическая ситуация в стране. Это сказывается и на социокультурной системе, ведь вместе с обществом изменилось и их деятельность:
- получена большая возможность в проявления инициативы по сравнению с прежней системой;
- раньше учреждения культуры были ориентированы на воспроизводство существующих социальных порядков, были менее восприимчивы к нововведениям.
Сейчас сталкивается со следующими затруднениями, «оставшимися в наследство» от прежней системы, мешающими нормальному функционированию и развитию:
- некачественное исполнение какого-либо или всех управленческих действий (планирования, организации, мотивации, контроля);
- несовершенство в определении функций управления (содержания управления);
- построен неоптимальный организационный механизм управления;
- недостаточность финансирования;
- недостаточная квалификация управленческих кадров;
- недостаток информационного обеспечения;
- недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования, и т. д.
Подсистема управления должна ориентироваться как на решение этих и других проблем функционирования и развития школы, так и на решение собственно управленческих проблем, что есть средство и условие решения проблем школы в общем.
Таким образом, актуальность анализированной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Школа музыки как социокультурный центр г. Долгопрудный».
Объект исследования – Школа музыки г.Долгопрудный.
Предмет исследования – Школа музыки как социокультурный центр г. Долгопрудный.
Цель работы– проанализировать особенности инновационного управления на базе школы музыки как социокультурного центра г.Долгопрудный.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы инновационного менеджмента и управления инновациями;
2) Раскрыть формирование инновационных методов в сфере культуры;
3) Проанализировать особенности опыта реализации управления инновациями в МБУДО «Школа искусств «Классика» г.Долгопрудный
Методы исследования: общефилософские методы анализа и синтеза, описательный метод, дефиниционный метод, а также культурно-исторический и типологический подходы, аналитический, индуктивно-дедуктивный, контекстуальный методы и сравнительный метод.
Практическая значимость исследования выражается в том, что его материалы могут быть использованы в спецкурсах, при подготовке практических занятий по «Менеджменту», «Инновационному менеджменту» а так же в дальнейшем написании дипломной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы из наименований. Общий объем работы составляет страниц машинописного текста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.1 Менеджмент как теоретическая основа управления инновационным развитием
Главная заслуга основоположников менеджмента Ф. Тейлора и А. Файоля заключается в том, что они доказали: эффективно управлять людьми и производством можно только научно. По заявлению другого классика менеджмента Питера Друкера: «Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость… как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия». Что же такое менеджмент, и может ли он применяться в образовании и культуре?
Термин «Менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде содержание подходов к определению менеджмента можно представить так: менеджмент это:
- функция (вид деятельности);
- процесс;
- орган или аппарат управления;
- категория людей (русская аналогия-руководство);
- наука и искусство управления - система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия окончательно сформировалась.
Сейчас и ниже под понятием «менеджмент» будет пониматься наука об управлении, теория и практика управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей.
Одним из видов таких организаций является любое социокультурное учреждение. В любой социальной организации люди собираются вместе, чтобы делать то, что порознь делать невозможно или нерационально, они ставят перед собой цели, выбирают средства их достижения и получают те или иные результаты. Благодаря управлению совместная деятельность становится не стихийной и хаотичной, а целенаправленной и организованной. В общем виде закономерности и принципы менеджмента пригодны для любой социальной организации.
Как только мы начинаем применять эти закономерности в практике управления тем или иным объектом, то из-за специфики объекта тут же возникает и специфика системы управления им. Поэтому-то и возникли новые области научного знания - «менеджмент в строительстве», «менеджмент в спорте», «менеджмент в образовании» и т.д. так что хотя менеджмент был впервые разработан для бизнеса, но позднее - и для других сфер деятельности. В том числе и для сферы образования и культуры.
Конечно, опыт коммерческих организаций непосредственно не может быть использован в области образования, но общие свойства управления, такие как: целенаправленность, системность, прогностика, демократичность, а также необходимость в целях управления совершать одни и те же управленческие действия (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль) и многое другое является общим для всех социальных организаций.
Синонимом термина «менеджмент» в ряде случаев может являться термин «управление». Существует такое определение термина «управление».
Управление - способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, совокупность действий руководителя для достижения результатов. Процесс управления может быть рассмотрен как последовательное выполнение функций управления, как механизм принятия управленческих решений.
Управление может быть рассмотрено ещё и как процесс - способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, ход управления, последовательная смена состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя для получения поставленных результатов, достижения целей.
Частным случаем управления в целом является управление развитием учреждения культуры.
Под целью деятельности здесь и далее мы подразумеваем не просто образ желаемого результата, а образ необходимого результата:
- фиксированным временем получения;
- соотнесённого с возможностями получения;
- мотивирующего субъекта к его достижению;
- операционально определённого (чтобы можно было сравнивать степень его соответствия запрограммированным).
Исходя из данного выше определения управления развитием учреждение культуры следует, что развитие - непременное условие оптимального управления, а если оно уже стабильно функционирует, и возможности дальнейшего совершенствования быстро исчерпываются, то становится очевидным, что нет никакого другого пути развития учреждения культуры, кроме как через инновационный процесс (процесс создания и освоения новшеств).
Таким образом, из сказанного выше: развитие учреждений культуры - закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое позитивное изменение самого учреждения и его управляющей подсистемы, приводящее к достижению качественно новых результатов; это переход учреждения культуры от прежнего состояния к новому в ходе инновационного процесса.
Управление инновационными процессами же - это руководство и координация трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.
1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник. М.: ACADEMIA, 2004. - 333 с.
2. Абчук В.А. Философия и теория управления: Учебное пособие. СПб: б.и., 2008.-415 с.
3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2006. 235 с.
4. Агеева Е.Ю. Город как социокультурное образование: Функционально-типологический анализ: Дис. . д-ра филос. наук. -Н.Новгород, 2005. 355 с.
5. Адищев В.И. Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа: вторая половина XIX начало XX века: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 2007. - 40 с.
6. Азаров Ю.П. Дорогу талантам! (Духовные основы гражданско-патриотического становления личности и ускоренного развития дарований в системе высшего образования). — М.: б.и., 2004. 154 с.
7. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1986. — 126 с.
8. Ариарский М.А. Методика «погружения» в специальность: научно-методическое пособие в помощь осваивающим специальность «Социально-культурная деятельность»: Учебное пособие. СПб.: СПГУКИ, 2007. - 247 с.
9. Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет. М.: МГУКИ, 2007.-112 с.
10. Аронов А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990. - 53 с.
11. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1986.-37 с.
12. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: Методические рекомендации / Авт.-сост. М.С. Горюшкина и др. — М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007. — 139 с.
13. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. - 222 с.
14. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности— М.: МГИК, 1992.- 160 с.
15. Батурин В.К. Теоретико-методологические проблемы управления образованием: ценностно-целевой аспект — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2006. 161 с.
16. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Открытого университета, 1995. — 139 с.
17. Беспалов В.М. Библиотека как база развития творчества // Созидательная миссия культуры. -М.: МГУКИ. С. 140-144.
18. Библиотеки и музеи гаранты цивилизованности общества: Сборник лекций / Сост. Т.Ф. Берестова. - Челябинск: ЧГАКИ, Учебник. - М.: МГУКИ, 2000.-412 с.
19. Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики: Дис. . д-ра культурологи. СПб., 1999. - 343 с.
20. Блауберг И.В. Философско-методологические проблемы системного исследования: Дис. . д-ра филос. наук. М., 1983. - 306 с.
21. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися? М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.-285с.
22. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. -М.-Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1995. — 248 с.
23. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительногообразования детей: личностно-деятельностный подход: Дис. . канд. пед. наук. М., 2008. - 208 с.
24. Буева И.И. В.А. Сухомлинский: гуманистическая парадигма педагогического менеджмента: Монография. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006. 124 с.
25. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС, 2001.- 158 с.
26. Буторина Т.С. Идеи воспитания трудных детей в педагогическом наследии В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского 91917-1936 гг.): Монография. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. - 213 с.
27. Валиахметова Т.А. Социокультурные ценности этноса как фактор формирования нравственных отношений учащихся школ искусств: Дис. . канд. пед. наук. — Челябинск, 2007. — 282 с.
28. Ванина О.В. Формирование жизненной перспективы старшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 2006. 21 с.
29. Власова И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. — 26 с.
30. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. — М.: Academia, 1999. 167 с.
31. Волобуев В.А. История развития социальной мысли: Мат-лы курса. — М.: МГУКИ, 2004.-61 с.
32. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник М.: МПСИ: Флинта, 1998.-232 с.
33. Волощенко Г.Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие: Дис. . д-ра культурологии. Омск, 2005. - 249 с.
34. Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании: Сборник статей / Сост., отв. ред. М.М.
35. Берлянчик, А.Н. Якупов. Магнитогорск-Новосибирск: МВМУ-НГК, 1995. - 202 с.
36. Герасимова Э.П. Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2006. 24 с.
37. Глазычев B.JI. Культурный потенциал городской среды: Дис. . д-ра иск-ния. М., 1991. - 44 с.
38. Глуздов В.А. Наука и учебный предмет: Методологический анализ взаимосвязи. Н. Новгород: НГЦ, 2000. - 167 с.
39. Говорушина Т.К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях дополнительного образования: Дис. . канд. пед. наук. В.Новгород, 2005. - 208 с.
40. Горбачева Д.А. Декоративная и рекламная деятельность в социокультурной сфере: история, теория и методика: Учебное пособие. М.: Б.и., 2007. - 244 с.
41. Горбенко М.Г. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах: Из опыта российского и международного образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006. - 19 с.
42. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1999. 59 с.
43. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект: Учебное пособие. — Краснодар: КГАКИ, 1998. — 320 с.
44. Гришина И.В. Программно-целевой метод в планировании работы школы: Методические рекомендации. — СПб.: СПГУПМ, 1999.
45. Гумилев J1.H. От Руси до России: очерки этнической истории. — М.: Айрис-пресс, 2008. 317 с.