ВКР|Таможенное дело

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 72

Цена: 1 450
Купить работу

Введение

1 Теоретические основы осуществления валютного контроля в Российской Федерации

1.1 Понятие и роль валютного контроля в экономической безопасности страны

1.2 Субъекты и объекты валютных отношений

1.3 Функции таможенных органов Российской Федерации в осуществлении валютного контроля

2 Анализ осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации

2.1 Таможенные органы как субъект валютного контроля

2.2 Оценка осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации

3 Проблемы и пути решения осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации

3.1 Проблемы валютного контроля, как составной части экономической безопасности

3.2 Пути решения проблем валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы работы обусловлена тем, что валютный контроль является важнейшей составляющей экономической безопасности страны, т.к. основная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в противодействии утечки капитала за границу в виде невозврата в Россию валютной выручки от экспорта и сделок по фиктивным импортным контрактам. Утечка капитала создает серьезную угрозу экономической безопасности страны, и валютный контроль призван выявлять и пресекать деяния, связанные с легализацией (отмыванием) доходов.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе. Одной из основных ее функций является обеспечение экономической безопасности государства в частности с незаконными валютными операциями. Таможенные органы России участвуют в обеспечении такого показателя экономической безопасности, как стабильность национальной валюты, посредством выполнения функций органа валютного контроля.

Объектом исследования выступают общественные отношение в сфере валютного контроля и валютного регулирования.

Предметом исследования – валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны.

Целью работы было исследование организации валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации.

Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:

1) рассмотреть понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование валютного контроля;

2) определить роль валютного контроля в экономической безопасности страны;

3) определить функции таможенных органов РФ в осуществлении валютного контроля;

4) провести оценку осуществления валютного контроля таможенными органами РФ;

5) проанализировать судебную практику нарушений валютного законодательства с участием таможенных органов;

6) выявить проблемы валютного контроля, как составной части экономической безопасности;

7) определить пути решения проблем валютного контроля, осуществляемого таможенными органами РФ.

Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС) (принят 27 ноября 2009 года); Федеральный закон от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. 30.12.2015); Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных c 12 проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля, за их проведением» (ред. 30.11.2015)

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы в сфере валютного управления и валютного контроля, сравнение, обобщение, конкретизация; практические - сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных.

Эмпирической основой исследования являются сайт Федеральной таможенной службы РФ, сайт Евразийской Экономической Комиссии и зарубежная практика организации валютного контроля таможенными органами в рамках обеспечения экономической безопасности страны, статистическими показателями Татарстанской таможни.

Теоретической основой исследования послужили экономические концепции отечественных ученых и специалистов в области осуществления внешнеэкономической деятельности, а также валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, как составной части экономической безопасности страны. В дипломной работе использованы теоретические выводы, представленные как в фундаментальных трудах данных исследователей, так и в материалах научно-практических конференций по проблемам обеспечения внешнеэкономической безопасности и ведущих академических изданиях периодического характера.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась последовательным соотнесением теоретических положений с результатами аналитического исследования; планированием аналитического исследования; достаточным объемом проанализированных статистических данных в сфере валютного контроля таможенными органами; использованием статистических методов, адекватных задачам исследования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников

1. Теоретические основы осуществления валютного контроля в Российской Федерации

1.1. Понятие и роль валютного контроля в экономической безопасности страны

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Важное место валютной политики в экономической безопасности страны определяется следующими целями, которые могут быть с ее помощью достигнуты, и которые являются составной частью экономической безопасности [23]:

- поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение не инфляционного экономического роста;

- обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;

- обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;

- создание условий для сбалансированности платежного баланса;

- формирование золотовалютных резервов страны.

Валютное регулирование является частью валютной политики и представляет собой правовое регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение развития национальной экономики и финансовой безопасности государства. Валютный контроль является составной частью финансового контроля, который осуществляется компетентными органами государства с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства участниками валютных правоотношений. Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173 - ФЗ (ред. от 23.07.2003) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Исходя из данного закона, основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются [5, ст. 3]:

- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

- единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Цели валютного регулирования:

- обеспечение экономической безопасности;

- стимулирование внешнеэкономического сотрудничества;

- формирование валютных резервов;

- выполнение международных обязательств.

Главные задачи валютного регулирования:

- поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение экономического роста;

- обеспечение системы взаиморасчетов;

- создание условий для сбалансированного платежного баланса;

- обеспечение перелива капитала между отраслями и странами формирование золотовалютных резервов.

Важнейшая задача валютного регулирования и валютного контроля - противодействие утечке капитала за границу создающей угрозу экономической безопасности страны. Утечка капитала происходит, прежде всего в таких формах, как невозврат в Россию валютной выручки от экспорта и сделки по фиктивным импортным контрактам.

Следует отметить, что структура валютного контроля в Российской Федерации является трехуровневой: ее образуют Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством. Допускается, что Правительство может наделить полномочиями органа валютного контроля сразу несколько федеральных органов исполнительной власти.

Ранее органом валютного контроля в Российской Федерации была Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Центральный банк России, однако 2 февраля 2016 года Президентом РФ был подписан Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее – «Росфиннадзор»). Функции органа валютного контроля были распределены между Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС).

18 апреля 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в том числе уточнены полномочия ФНС и ФТС в части осуществления функции валютного контроля.

Согласно Постановлению ФТС будут переданы функции по контролю за соблюдением резидентами требований российского валютного законодательства при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации. Соответственно, в ведение ФТС попадает контроль в том числе за соблюдением резидентами требований о репатриации, оформления паспорта сделки, предоставления подтверждающих документов.

ФНС в свою очередь будет осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с экспортом и импортом, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Агентами валютного контроля являются: Внешэкономбанк, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся уполномоченными банками.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

- требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции;

- запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, перечень которых установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Дополнительно к перечисленным выше правам, которые одновременно принадлежат органам и агентам валютного контроля, органы валютного контроля и их должностные лица располагают следующими правами:

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

- применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства.

Органы и агенты валютного контроля обязаны [5, ст. 23]:

- соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну;

- защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Необходимо подчеркнуть, что должностные лица таможенных органов при осуществлении валютного контроля обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства;

- сохранять коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Агенты валютного контроля обязаны [5, ст. 23]:

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Целесообразно обратить внимание на права и обязанности резидентов, в отношении которых осуществляются мероприятия по валютному контролю.

Так, проверяемые субъекты, в отношении которых проводится проверка, имеют право [5, ст. 24]:

- знакомиться с актами проведенных проверок;

- обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов;

- на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время проверяемые субъекты обязаны [5, ст. 24]:

- представлять таможенным органам документы и информацию;

- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции;

- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Вышеуказанные права и обязанности резидентов отмечены в контексте их взаимоотношений с таможенными органами при проведении соответствующих проверок. Однако не стоит забывать, что валютное законодательство определило для резидентов достаточно большой круг обязанностей, невыполнение которых чревато негативными последствиями.

Вначале отметим, что правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Законом определено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить [5, ст. 19]:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (ред. от 08.05. 2015) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

7. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным

банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением: Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103) (ред. от 30.11.2015) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

8. Положение о порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде (ред. от 28.08.2012) (утв. Банком

России 29.12.2010 № 364-П) (Зарегистрировано в Минюсте России

02.2011 № 19815). // Правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

9. О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей: Приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 (ред. от 26.06.2015) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

10. О направлении методики» (вместе с «Методикой учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»): Письмо ФТС России от 03.06.2009 № 01-11/25323 // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

11. Административный регламент ФТС по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, а также ввозом в российскую федерацию и вывозом из российской федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, валютным законодательством российской федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования от 24 декабря 2012 г. № 2621 (в ред. Приказа ФТС России от 28.01.2015 № 129) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

12. Бакланов П. А. Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, 2015. – № 1.- с. 20-22.

13. Бутрин Д. Валютного контроля три года ждут. – Коммерсантъ, 2015. – 6 июня. - 6 с.

14. Валютное право: учебник / под ред. Ю. А. Крохиной. Гос. науч.-исслед. Счетной палаты Рос. Федерации. - 3-е изд., - М. : Юрайт, 2014.

15. Вашкович Н.Ю. Валютный контроль в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). – СПб.: Копи-Р Групп, 2015. - 119 с.

16. Варавенко В.Е. Направления совершенствования российского законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (по материалам сравнительного экономико-правового анализа законодательства России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона) // Внешнеторговое право, 2013. - № 2. с. 2- 6.

17. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие – М.: Экономистъ, 2015. - 495 с.

18. Воронов А.М. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства / А.М. Воронов, Н.В. Шайдуко // Вестник Московского университета МВД России, 2014 - № 1. -с. 4-6;

19. Голубева Ю.Б. Формирование валютной политики предприятия в условиях нестабильной финансовой среды // Менеджмент в России и за рубежом, 2014 - № 4. - с. 96

20. Давыдов Р.В. Федеральная таможенная служба: «Мы на верном пути развития системы предварительного информирования» // Таможенное обозрение, 2015. – №3 – с. 6-11;

21. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: учеб. пособие – М.: Армита, 2014. - 448 с.

22. Демидов А.Г. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века: учебное пособие – М.: Наука, 2016. – 223 с.

23. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 367 с.

24. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической, деятельности в РФ : учебник – СПб.: Питер, 2014. - 560 с.

25. Дорофеев Б. Ю. Валютное право России: Учебник для вузов. - 2-e изд.. - М.: НОРМА, 2016. - 240 с.

26. Иванов И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. пособие для вузов – М.: ИНФРА-М, 2014. - 297 с.

27. Казак А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пособие. — Екатеринбург: АМБ, 2014. - 280 с.

28. Козырин А. Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Московский вестник. — 2015. - № 6. - с. 36-40.

29. Козьменко А.В. Качество таможенной деятельности в области контроля безопасности ввозимых товаров// Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА, 2015. - № 13. - с. 116 - 132.

30. Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения / учеб. пособие – М.: Проспект, 2015. - 648 с.

31. Логинов П. Б. Требования валютного контроля при совершении операций с нерезидентами // Налоговый вестник, 2015. - № 2. – с. 110-117.

32. Маглакелидзе Т.О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности: учебн. пособие – М.: Грант, 2015. – с. 105 - 111.

33. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль. Новый взгляд на перспективы развития: учебник – СПб.: Астра, 2014 . – с. 43 - 47.

34. Мовсесян М. Вопросы валютного регулирования : учеб. пособие – М.: Экономист, 2014. – 10 с.

35. Мыльникова О. Валютный контроль в таможенном союзе : учебное пособие для вузов – СПб.: Астра, 2015. – 36 с.

36. Степанян М. Валютный контроль при импорте товаров: учеб. пособие для вузов – М.: Финансовый директор, 2015. - 130 с.

37. Таможенное право: учеб. пособие / Отв. Ред. О.Ю. Бакаева. – 2-е изд., пересмор., - М. Норма: ИНФРА-М, 2015. - 512 с.

38. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб. пособие – М.: ФБК–ПРЕСС, 2015. – 480 с.

39. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс] / режим доступа: http://economy.gov.ru/

40. Официальный сайт Евразийского экономического союза[электронный ресурс] / режим доступа: http://www.eaeunion.org/

41. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [электронный ресурс] / режим доступа: www.customs.ru.

42. Официальный сайт Приволжского таможенного управления[электронный ресурс] / режим доступа: http://ptu.customs.ru/

43. Официальный сайт Татарстанской таможни [электронный ресурс] / режим доступа: http://customs.tatarstan.ru/

44. Правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.consultant.ru/

45. Информационно - правовой портал «Гарант» [электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.garant.ru/

46. Научно электронная библиотека «Elibrary.ru» [электронный ресурс]/ режим доступа: http://elibrary.ru/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское