ВКР|Таможенное дело

Актуальные проблемы выявления таможенными органами административных правонарушений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 82

Цена: 1 900
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы выявления административных правонарушений в области таможенного дела

1.1. Административное правонарушение: понятие и состав

1.2. Понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела

1.3. Таможенные органы как субъекты выявления и расследования административных правонарушений

Глава 2. Анализ практической деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела

2.1. Общая характеристика выявления административных правонарушений таможенными органами Российской Федерации

2.2. Способы выявления административных правонарушений в области таможенного дела

2.3. Выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения

Глава 3. Актуальные проблемы выявления административных правонарушений в области таможенного дела

3.1. Взаимодействие таможенных органов стран-участниц ЕАЭС в сфере борьбы с таможенными правонарушениями

3.2. Проблемы и направления совершенствования деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела 

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современных условиях развития внешней торговли и международной экономической интеграции таможенные органы, с одной стороны, обеспечивают соблюдение законности перемещения лицами транспортных средств и товаров через таможенные границы государств, а с другой стороны, осуществляют фискальную функцию путем взимания таможенных платежей. На таможенные органы как на правоохранительные органы государства возложены стратегические функции по обеспечению экономической безопасности страны, проведению таможенного контроля, связанного с выявлением и пресечением таможенных правонарушений и пополнению доходной части государственного бюджета страны. Развитие международной торговли способствует установлению между государствами более тесных связей и таким образом обеспечивает действие принципа международного сотрудничества, которое направлено на создание благоприятных условий для развития международной торговли. Следует отметить, что одной из основных целей таможенных органов РФ является предупреждение и пресечение таможенных правонарушений.

Административные правонарушения в таможенной сфере в современный период развития ЕАЭС остаются весьма распространенными. Остается приоритетной задачей должностных лиц таможенных органов эффективно выявлять и предотвращать правонарушения в таможенной сфере. 

Несмотря на наличие обширной правоприменительной практики, сущность административной ответственности за совершение таможенных правонарушений на теоретическом уровне недостаточно исследована, а нормативное регулирование привлечения лиц к ответственности и мер такой ответственности нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует значительное количество дел, рассмотренных в судах, связанных с заявлениями об оспаривании решений таможенных органов привлечении к административной ответственности.

Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили работы  А.А. Филимонов[1], В.Л. Кубышко. Роль и место таможенных органов в выявлении административных правонарушений исследовались Агаповой Т., Башкуновой А., Блиничкиной Н., Вик С., Дьяковским Д., Ковалевым П., Корневым М., Кулагиной О., Олейникововым Е., Плотниковым В.

Цель выпускной квалификационной работы – изучение актуальных проблем выявления таможенными органами административных правонарушений.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере сотрудничества государств по выявлению таможенными органами административных правонарушений.

Предметом работы является сотрудничество государств по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию таможенными органами административных правонарушений.

Достижение указанной цели является причиной необходимости постановки и решения следующих задач:

  • рассмотреть административное правонарушение: понятие и состав;
  • определить понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела;
  • изучить таможенные органы как субъекты выявления и расследования административных правонарушений;
  • дать общую характеристику выявления административных правонарушений таможенными органами Российской Федерации;
  • осветить способы выявления административных правонарушений в области таможенного дела;
  • раскрыть выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения;
  • охарактеризовать взаимодействие таможенных органов стран-участниц ЕАЭС в сфере борьбы с таможенными правонарушениями;
  • проанализировать проблемы и направления совершенствования деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили: использованы методы исследования такие, как: диалектический, сравнительно-правовой анализ, формально-логический, системно-структурный, метод изучения эффективности действия правовых норм и др.

Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составили законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы выявления административных правонарушений в области таможенного дела

1.1. Административное правонарушение: понятие и состав

В современной доктрине российского административного права открыт вопрос по определению такой категории как административное правонарушение и его признаки.

Существует большое количество подходов к определению понятия административного правонарушения, выделяя их характерные черты, что позволяет разграничить и правильно классифицировать вид правонарушения.

Связано это с тем, что ведутся горячие дискуссии по поводу отнесения таких правонарушений как бюджетное, налоговое и банковское к административным правонарушениям.

В науке наиболее часто встречается следующее определение административного правонарушения. Административное правонарушение – это противоправное, виновное и наносящее вред обществу деяние лиц или лица, которое влечет за собой правовую ответственность.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ[2] или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки:

  1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
  2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ[3]:

  • Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
  1. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

  1. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Для отличия конкретного административного правонарушения среди остальных, а также верной их квалификации, действует такое понятие как «состав правонарушения». Оно включает в себя совокупность юридических аспектов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и следует административная ответственность.

Такими юридическими аспектами выступают[4]:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.
  • Объект административного правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, которые охраняются административным правом.

Общим объектом выступают общественные отношения в сфере государственного управления. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, на которые правонарушитель посягает. КоАП РФ в Особенной части структурирует главы о нарушениях закона именно исходя из родового признака. К родовым объектам относят права граждан, социальную безопасность и общественный порядок, отношения в сфере государственного управления, предпринимательской работы, финансов, таможенного дела, охраны природы и другие.

Видовым объектом выступает уже конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и которому причиняется ущерб. Таким образом, в качестве объекта посягательства административных правонарушений постоянно выступают общественные отношения. Предметы же материального мира могут выступать орудиями административного правонарушения.

  • Объективная сторона представляет собой видимую сторону административного правонарушения.

Объективная сторона характеризуется противоправным деянием или же бездействием.

В зависимости от оконченности нарушений закона выделяют формальный состав (когда для квалификации действия достаточно установить прецедент противоправного действия, а обязательность наличия ущерба не требуется) и материальный состав (когда для квалификации действия необходимо установить, кроме противоправного действия либо бездействия, наличие причиненного ущерба, наступление негативных последствий, а также причинную взаимосвязь между ними).

Основная масса административных преступлений имеют формальный состав.

  • Субъект административного правонарушения - это индивидуум либо организация (коллектив людей), осуществившие административное правонарушение.

Физическое лицо, как субъект административного правонарушения, должно быть вменяемо (то есть отдает отчет в собственных действиях и способен управлять ими) и достигшее 16-летнего возраста.

  • Субъективная сторона административного правонарушения – это внутренняя сторона противоправного посягательства.

Его главными элементами являются:

  • вина - психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Существуют две формы вины:
  • умысел,
  • неосторожность (небрежность и самонадеянность).
  • мотив - внутреннее побуждение к совершению преступления.
  • цель - окончательный итог, которого желает достичь правонарушитель.

Если в деянии лица усматривается наличие всех четырех юридических аспектов, то оно подвергается административному наказанию. Неимение даже одного какого-либо из данных аспектов не дает оснований для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Таким образом, под административным правонарушением подразумевается деяние, которое посягает на установленные правила поведения граждан и должностных лиц в рамках государственного управления. Состав административного проступка включает в себя только 4 элемента. Входящими в состав административного правонарушения элементами являются субъект, объект, объективная и субъективная стороны. Остальные составляющие являются факультативными. Состав устанавливается после проведения расследования уполномоченным органом и оформляется соответствующим актом. Состав административного правонарушения[5]:

  • Объект. Это общественные отношения, которые защищаются государством и являются предметом посягательства лиц, виновных в совершении административного проступка.
  • Объективная сторона может быть выражена как в действии, так и в бездействии. При этом помимо самого действия/бездействия к объективной стороне относятся также обстоятельства его совершения (место, время, способ и т. д.). Также в статьях КоАП РФ могут содержаться и квалифицирующие признаки, определяющие, например, степень общественной опасности совершенного деяния.
  • К субъектам законодатель относит физических лиц при достижении им возраста 16 лет, организации, должностных лиц и предпринимателей. Причем в санкции конкретной статьи присутствует соотнесение размера наказания и конкретного правонарушителя. Ответственность ИП часто приравнивается к ответственности должностных лиц. Если лицо не является субъектом административной ответственности, то юридический состав административного правонарушения отсутствует.
  • Субъективная сторона характеризуется виновностью, которая проявляется либо в форме умысла, либо в неосторожности. При этом вина должна быть доказана лицом, проводящим расследование проступка, так как в ст. 1.5 КоАП РФ резюмируется невиновность гражданина, пока не будет доказано обратное.

1.2. Понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела

В настоящее время многие государства придают большое значение нормам международного права, что объясняется необходимостью обеспечения международной безопасности, и усилением интеграционных процессов. Особое внимание уделяется международному таможенному праву, которое представляет собой систему норм и принципов, контролирующую отношения между государствами и другими субъектами международного права в ходе их сотрудничества в сфере таможенного регулирования[6].

Международное таможенное право выполняет ряд функций, среди которых можно выделить правоохранительную и защитную.

Правоохранительная функция выражается в раскрытии и пресечении таможенных правонарушений.

Защитная функция международного таможенного права состоит в защите интересов международного сообщества в целом и каждого государства отдельно, а также в поддержании мирового правопорядка путем установления запретов и ограничений на перемещение объектов, представляющих общественную опасность. Выше обозначенные функции служат для предотвращения совершения правонарушений в области таможенного дела.

Таможенные правонарушения представляют собой серьезную угрозу для экономик государств, поэтому установление ответственности за них требует точности и строгой определенности. Определение таможенного правонарушения необходимо для установления юрисдикции таможенных органов и обеспечения взаимопомощи между таможенными органами различных стран.

Проблема определения таможенных правонарушений включает в себя два аспекта[7]:

  • установление различий между таможенными правонарушениями и другими правонарушениями;
  • установление различий между таможенными правонарушениями и таможенными преступлениями.

Таким образом, таможенное правонарушение определяется как действие, нарушающее установленную международными нормативно-правовыми актами процедуру перемещения товаров через таможенную границу, влекущую за собой административную или уголовную ответственность.

Правонарушения, посягающие на экономические интересы  государств- членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества носят административный характер.

Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена отдельная глава КоАП РФ. В составе этой главы Кодекса нарушениям таможенных правил выделено 24 статьи. Примечательно, что согласно статистике таможенных органов, большая часть дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней, относится всего к 3 статьям.

Привлечение же к ответственности за нарушения таможенных правил по остальным статьям достаточно редкое явление.

Сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика. Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС. По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Также достаточно часто таможня возбуждает дела в следующих случаях[8]:

при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования.

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза//www.consultant.ru/
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ//Российская газета - Федеральный выпуск № 2868. 31 декабря 2001 г.
  3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"//Российская газета. Федеральный выпуск № 269.29 ноября 2010 г.
  4. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ//www.consultant.ru/
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 13-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях"//Российская газета. Федеральный выпуск № 29. 11 февраля 2011 г.
  6. Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза")//www.consultant.ru/
  7. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза//www.consultant.ru/
  8. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А. Административное право России. Учебное пособие для ВУЗов /М.: Зерцало, 2018 – 475с.
  9. Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2019 – 807с.
  10. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. - 428 c.
  11. Буваева Н. Э., Зубач А. В. ; Под общ. ред. Зубача А.В.-МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.: Издательство Юрайт,2019. -398 с.
  12. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.
  13. Буваева, Н. Международное таможенное право: учебник. / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2018. - 376 с.
  14. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. - 172 с.
  15. Беспалько В. Г. Актуальные проблемы квалификации таможенных преступлений// Вестник Российской таможенной академии, 2018. № 1. С. 103–109.
  16. Воронцова Н. А. Международное таможенное право. Документы и комментарии. М.: МГИМО-Университет. 2017. 179 с.
  17. Гуев, А. Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: Экзамен, 2019. - 976 c.
  18. Досмырза, Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования. / Д. Досмырза. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. - 2018. - С. 37-44.
  19. Зинин, Г.Ю. Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений / Г.Ю. Зинин // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 60-63.
  20. Зубач, А.В. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / А.В. Зубач. - М.: Деловой двор, 2018. - 286 c.
  21. Ивашкина, А.В. К вопросу о классификации мер административного принуждения / А.В. Ивашкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218-221.
  22. Косаренко, Н. Н. Таможенное право России / Н.Н. Косаренко, Т.Е. Кочергина. - Москва: Наука, 2019. - 320 c.
  23. Килясханов И.Ш. Таможенное право:учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Килясханов И.Ш., Кардашова И.Б., Бочаров С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.— 223 c
  24. Коптева Л.А., Ворона А.А. Повышение эффективности деятельности таможенных органов как фактор обеспечения экономической безопасности России // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. №1, том 4. С. 47-51.
  25. Красота Т.Г., Красота Ю.Л. Таможенные правонарушения: выявление и предупреждение: монография. – Ульяновск: Зебра, 2017. 166 с.
  26. Коновалова Т. А., Крицкая Е. В. Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы // Новый юридический вестник. — 2019. — №2. — С. 31-37.
  27. Лодыженский, К. Н. История русского таможенного тарифа / К.Н. Лодыженский. - М.: Социум, 2018. - 432 c.
  28. Макрусев В.В., Суглобов А.Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2018. 348 с.
  29. Макрусев В. В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело. 2017. № 2. 40 с.
  30. Магомедов И.Р. Роль таможенной экспертизы в выявлении административных правонарушений // Зеленый коридор. 2017. №2. С.100-104
  31. Макаренко В.Г. Взаимодействие должностных лиц правоохранительных и криминалистических подразделений в процессе выявления таможенных преступлений и административных правонарушений // Публичное и частное право. 2016. №2 (30). С.188-192
  32. Немирова Т.А., Гольтяпина И.Ю., Базиль В.В. Актуальные вопросы выявления административных правонарушений в сфере таможенного дела // Эпоха науки. 2018. №16. С.41-46
  33. Озолинг А. Е. Правоохранительная деятельность таможенных органов, — СПб.:ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2018. — 210 с.
  34. Пасешник Н.П. Основы таможенного дела:учебное пособие/ Пасешник Н.П.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Южно-Уральский институт управления и экономики, 2019.— 178 c.
  35. Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 160 c.
  36. Староверова, К. О. Управление персоналом в таможенных органах : учебник и практикум для вузов / К. О. Староверова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 240 с
  37. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов : учебник для вузов / П. Н. Сафоненков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с.
  38. Сидоров Е.И. Квалификации административных правонарушений, связанных с не декларированием либо недостоверным декларированием товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС // NB: Административное право и практика администрирования. 2018. N 1. С. 1 - 14.
  39. Самерюк М. А., Яковец Е. Н. Проблемные вопросы информационно-аналитического обеспечения оперативно-разведывательной деятельности таможенных органов в современных условиях»// Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 87–94.
  40. Туманов, А.И., Туманова, Л.В. Судебный контроль по делам об установлении административного надзора / А.И. Туманов, Л.В. Туманова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2. С. 19-29.
  41. Филимонов А.А. Право на жизнь и здоровье: доктринальные подходы // Территория права Сборник научных статей. Ответственный редактор: Сусликов В.Н.. 2015. С. 54.
  42. Шиян, В.И. Основные вопросы осуществления административного надзора / В.И. Шиян // Наука. Мысль. 2019. № 5-1. С. 123-128.
  43. Хомяков Л.Л., Административная ответственность за правонарушения в области таможенногодела : учеб. пос. / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карпеченков, Е.И. Сидоров. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2017. - 174 с.
  44. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» 2017-2019 гг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 25.02.2020)
  45. Постановление Магаданского областного суда от 13.03.2018 № 4А-21/2018/ [Электронный ресурс]. URL: http://rospravosudie.com (дата обращения: 15.06.2019).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское