Введение
Глава 1. Теоретические основы выявления административных правонарушений в области таможенного дела
1.1. Административное правонарушение: понятие и состав
1.2. Понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела
1.3. Таможенные органы как субъекты выявления и расследования административных правонарушений
Глава 2. Анализ практической деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела
2.1. Общая характеристика выявления административных правонарушений таможенными органами Российской Федерации
2.2. Способы выявления административных правонарушений в области таможенного дела
2.3. Выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения
Глава 3. Актуальные проблемы выявления административных правонарушений в области таможенного дела
3.1. Взаимодействие таможенных органов стран-участниц ЕАЭС в сфере борьбы с таможенными правонарушениями
3.2. Проблемы и направления совершенствования деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современных условиях развития внешней торговли и международной экономической интеграции таможенные органы, с одной стороны, обеспечивают соблюдение законности перемещения лицами транспортных средств и товаров через таможенные границы государств, а с другой стороны, осуществляют фискальную функцию путем взимания таможенных платежей. На таможенные органы как на правоохранительные органы государства возложены стратегические функции по обеспечению экономической безопасности страны, проведению таможенного контроля, связанного с выявлением и пресечением таможенных правонарушений и пополнению доходной части государственного бюджета страны. Развитие международной торговли способствует установлению между государствами более тесных связей и таким образом обеспечивает действие принципа международного сотрудничества, которое направлено на создание благоприятных условий для развития международной торговли. Следует отметить, что одной из основных целей таможенных органов РФ является предупреждение и пресечение таможенных правонарушений.
Административные правонарушения в таможенной сфере в современный период развития ЕАЭС остаются весьма распространенными. Остается приоритетной задачей должностных лиц таможенных органов эффективно выявлять и предотвращать правонарушения в таможенной сфере.
Несмотря на наличие обширной правоприменительной практики, сущность административной ответственности за совершение таможенных правонарушений на теоретическом уровне недостаточно исследована, а нормативное регулирование привлечения лиц к ответственности и мер такой ответственности нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует значительное количество дел, рассмотренных в судах, связанных с заявлениями об оспаривании решений таможенных органов привлечении к административной ответственности.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили работы А.А. Филимонов[1], В.Л. Кубышко. Роль и место таможенных органов в выявлении административных правонарушений исследовались Агаповой Т., Башкуновой А., Блиничкиной Н., Вик С., Дьяковским Д., Ковалевым П., Корневым М., Кулагиной О., Олейникововым Е., Плотниковым В.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение актуальных проблем выявления таможенными органами административных правонарушений.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере сотрудничества государств по выявлению таможенными органами административных правонарушений.
Предметом работы является сотрудничество государств по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию таможенными органами административных правонарушений.
Достижение указанной цели является причиной необходимости постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть административное правонарушение: понятие и состав;
- определить понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела;
- изучить таможенные органы как субъекты выявления и расследования административных правонарушений;
- дать общую характеристику выявления административных правонарушений таможенными органами Российской Федерации;
- осветить способы выявления административных правонарушений в области таможенного дела;
- раскрыть выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения;
- охарактеризовать взаимодействие таможенных органов стран-участниц ЕАЭС в сфере борьбы с таможенными правонарушениями;
- проанализировать проблемы и направления совершенствования деятельности таможенных органов по выявлению административных правонарушений в области таможенного дела.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили: использованы методы исследования такие, как: диалектический, сравнительно-правовой анализ, формально-логический, системно-структурный, метод изучения эффективности действия правовых норм и др.
Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составили законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы выявления административных правонарушений в области таможенного дела
1.1. Административное правонарушение: понятие и состав
В современной доктрине российского административного права открыт вопрос по определению такой категории как административное правонарушение и его признаки.
Существует большое количество подходов к определению понятия административного правонарушения, выделяя их характерные черты, что позволяет разграничить и правильно классифицировать вид правонарушения.
Связано это с тем, что ведутся горячие дискуссии по поводу отнесения таких правонарушений как бюджетное, налоговое и банковское к административным правонарушениям.
В науке наиболее часто встречается следующее определение административного правонарушения. Административное правонарушение – это противоправное, виновное и наносящее вред обществу деяние лиц или лица, которое влечет за собой правовую ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ[2] или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки:
- Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
- Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ[3]:
- Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
- Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
- Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.
Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
- Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.
Недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.
Для отличия конкретного административного правонарушения среди остальных, а также верной их квалификации, действует такое понятие как «состав правонарушения». Оно включает в себя совокупность юридических аспектов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и следует административная ответственность.
Такими юридическими аспектами выступают[4]:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
- Объект административного правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, которые охраняются административным правом.
Общим объектом выступают общественные отношения в сфере государственного управления. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, на которые правонарушитель посягает. КоАП РФ в Особенной части структурирует главы о нарушениях закона именно исходя из родового признака. К родовым объектам относят права граждан, социальную безопасность и общественный порядок, отношения в сфере государственного управления, предпринимательской работы, финансов, таможенного дела, охраны природы и другие.
Видовым объектом выступает уже конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и которому причиняется ущерб. Таким образом, в качестве объекта посягательства административных правонарушений постоянно выступают общественные отношения. Предметы же материального мира могут выступать орудиями административного правонарушения.
- Объективная сторона представляет собой видимую сторону административного правонарушения.
Объективная сторона характеризуется противоправным деянием или же бездействием.
В зависимости от оконченности нарушений закона выделяют формальный состав (когда для квалификации действия достаточно установить прецедент противоправного действия, а обязательность наличия ущерба не требуется) и материальный состав (когда для квалификации действия необходимо установить, кроме противоправного действия либо бездействия, наличие причиненного ущерба, наступление негативных последствий, а также причинную взаимосвязь между ними).
Основная масса административных преступлений имеют формальный состав.
- Субъект административного правонарушения - это индивидуум либо организация (коллектив людей), осуществившие административное правонарушение.
Физическое лицо, как субъект административного правонарушения, должно быть вменяемо (то есть отдает отчет в собственных действиях и способен управлять ими) и достигшее 16-летнего возраста.
- Субъективная сторона административного правонарушения – это внутренняя сторона противоправного посягательства.
Его главными элементами являются:
- вина - психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Существуют две формы вины:
- умысел,
- неосторожность (небрежность и самонадеянность).
- мотив - внутреннее побуждение к совершению преступления.
- цель - окончательный итог, которого желает достичь правонарушитель.
Если в деянии лица усматривается наличие всех четырех юридических аспектов, то оно подвергается административному наказанию. Неимение даже одного какого-либо из данных аспектов не дает оснований для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Таким образом, под административным правонарушением подразумевается деяние, которое посягает на установленные правила поведения граждан и должностных лиц в рамках государственного управления. Состав административного проступка включает в себя только 4 элемента. Входящими в состав административного правонарушения элементами являются субъект, объект, объективная и субъективная стороны. Остальные составляющие являются факультативными. Состав устанавливается после проведения расследования уполномоченным органом и оформляется соответствующим актом. Состав административного правонарушения[5]:
- Объект. Это общественные отношения, которые защищаются государством и являются предметом посягательства лиц, виновных в совершении административного проступка.
- Объективная сторона может быть выражена как в действии, так и в бездействии. При этом помимо самого действия/бездействия к объективной стороне относятся также обстоятельства его совершения (место, время, способ и т. д.). Также в статьях КоАП РФ могут содержаться и квалифицирующие признаки, определяющие, например, степень общественной опасности совершенного деяния.
- К субъектам законодатель относит физических лиц при достижении им возраста 16 лет, организации, должностных лиц и предпринимателей. Причем в санкции конкретной статьи присутствует соотнесение размера наказания и конкретного правонарушителя. Ответственность ИП часто приравнивается к ответственности должностных лиц. Если лицо не является субъектом административной ответственности, то юридический состав административного правонарушения отсутствует.
- Субъективная сторона характеризуется виновностью, которая проявляется либо в форме умысла, либо в неосторожности. При этом вина должна быть доказана лицом, проводящим расследование проступка, так как в ст. 1.5 КоАП РФ резюмируется невиновность гражданина, пока не будет доказано обратное.
1.2. Понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела
В настоящее время многие государства придают большое значение нормам международного права, что объясняется необходимостью обеспечения международной безопасности, и усилением интеграционных процессов. Особое внимание уделяется международному таможенному праву, которое представляет собой систему норм и принципов, контролирующую отношения между государствами и другими субъектами международного права в ходе их сотрудничества в сфере таможенного регулирования[6].
Международное таможенное право выполняет ряд функций, среди которых можно выделить правоохранительную и защитную.
Правоохранительная функция выражается в раскрытии и пресечении таможенных правонарушений.
Защитная функция международного таможенного права состоит в защите интересов международного сообщества в целом и каждого государства отдельно, а также в поддержании мирового правопорядка путем установления запретов и ограничений на перемещение объектов, представляющих общественную опасность. Выше обозначенные функции служат для предотвращения совершения правонарушений в области таможенного дела.
Таможенные правонарушения представляют собой серьезную угрозу для экономик государств, поэтому установление ответственности за них требует точности и строгой определенности. Определение таможенного правонарушения необходимо для установления юрисдикции таможенных органов и обеспечения взаимопомощи между таможенными органами различных стран.
Проблема определения таможенных правонарушений включает в себя два аспекта[7]:
- установление различий между таможенными правонарушениями и другими правонарушениями;
- установление различий между таможенными правонарушениями и таможенными преступлениями.
Таким образом, таможенное правонарушение определяется как действие, нарушающее установленную международными нормативно-правовыми актами процедуру перемещения товаров через таможенную границу, влекущую за собой административную или уголовную ответственность.
Правонарушения, посягающие на экономические интересы государств- членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества носят административный характер.
Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена отдельная глава КоАП РФ. В составе этой главы Кодекса нарушениям таможенных правил выделено 24 статьи. Примечательно, что согласно статистике таможенных органов, большая часть дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней, относится всего к 3 статьям.
Привлечение же к ответственности за нарушения таможенных правил по остальным статьям достаточно редкое явление.
Сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика. Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС. По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.
Также достаточно часто таможня возбуждает дела в следующих случаях[8]:
при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования.