Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже XIX - XX столетий. В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка.
В начале XX в. традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать .Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия и фирмы должны строить свою деятельность в соответствии с ее ключевым принципом: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В настоящее время абсолютное большинство компаний промышленности, торговли, сферы услуг в США в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования.
Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось по мере изменения условий производства и реализации продукции.
С 50-х годов в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг стал рассматриваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятий и фирм и основанная на знании потребительского спроса. В настоящее время маркетинг - это система организации всей деятельности фирмы или крупной корпорации по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Среди специалистов нет общепринятого определения маркетинга. Маркетинг - система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой - смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире маркетинг играет очень важную роль. Роль маркетинга заключается в том, что он призван привести производство в соответствие со спросом. Усилия маркетинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу. Много внимания уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию. При этом маркетинговые усилия должны быть направлены на то, чтобы убедить покупателя, что данный товар является самым лучшим, создать «приверженность» покупателя к товарной марке.
Объект работы – ООО «ФаворитОйл»
Предмет работы – деятельность маркетинговой службы ООО «Фа-воритОйл».
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности маркетинговой службы ООО «ФаворитОйл».
Задачи дипломной работы:
1. Изучить теоретические основы маркетинговой деятельности пред-приятия;
2. Провести анализ работы маркетинговой деятельности ООО «Фаво-ритОйл»;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности маркетинговой ООО «ФаворитОйл».
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются практические и теоретические вопросы в области маркетинга, предпринимательства, торговли, конкурентоспособности, оценки эффективности коммерческой деятельности, развития электронной коммерции и информационных технологий.
В ходе исследования применялись методы системного и финансово-экономического анализа, сравнения, обобщения, прогнозирования и моделирования.
Информационную базу дипломной работы составили материалы и статистические источники, аккумулирующие данные по проблемам развития электронной коммерции, информационного обеспечения предпринимательских организаций, эффективности предпринимательской деятельности; экспертные оценки, а также обзоры рынков программного обеспечения, данные бухгалтерской отчетности предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия
1.1. Сущность и цели маркетинговой деятельности. Обзор современных концепций маркетинга
Основу маркетинга составляют разработка программы производства товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация доставки, установление цен, развертывание служб сервиса и т.п.
Хотя обычно считается, что маркетинг - удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный «маркетинг», когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара коммерсанту приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца - это, как правило, дефицитный рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями» рынка выступают покупатели. Рынок покупателя - это в основном насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями» рынка оказываются продавцы.
Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, т.е. доведения продукции до потребителя. Основной задачей каждого изготовителя-продавца и потребителя является получение удовлетворительного коммерческого итога. Обеспечение коммерческого успеха непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынка осуществляется с двух позиций: с позиции его характерных особенностей, потребностей и возможностей и с позиции его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции, вероятности появления товаров-аналогов и товаров-заменителей и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя.
Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.
Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга - изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной «ниши».
Маркетинг второго типа - непреложная часть коммерческой деятельности в целом, так как без изучения запросов потребителей предприниматель обойтись не может. Что же касается маркетинга первого типа, то он не всегда необходим, ибо в ряде случаев можно обойтись без «атак на потребителей», особенно если речь идет о дефицитном рынке.
Для хозяйственной деятельности промышленного предприятия целесообразно применять оба типа маркетинга одновременно. Только всесторонний анализ возможностей предприятия со стороны производства и рынка способен обеспечить настоящий коммерческий успех. Такая комбинированная маркетинговая деятельность получила название интегрированного маркетинга.
Конкретная реализация маркетинга, т.е. его содержательное наполнение, зависит от характера предприятия, предлагаемого им товара, состояния рынка, намерений и амбиций предпринимателя. Маркетинг может быть простым, даже элементарным, а может быть очень сложным, включающим перспективное планирование продукта, разработку и ведение ценовой политики, анализ не только рынка, но и самого предпринимательства. Чем многообразнее деятельность фирмы, тем многограннее маркетинг. Многогранность маркетинга зависит также от спроса потребителей и его сбалансированности. Так, несбалансированный спрос предопределяет реализацию функций по его выравниванию, а спрос, превышающий предложение, заставляет осуществлять демаркетинг.
Демаркетинг - вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. В основном демаркетинг используется по престижным, наиболее популярным товарам и услугам или в период развертывания производства, особенно по новым товарам, моделям и т.д. Для уменьшения спроса могут применяться, например, такие приемы, как повышение цены на товар или услугу, отказ от рекламы и стимулирования продаж и др.
При негативном спросе используется конверсионный маркетинг.
Конверсионный маркетинг - маркетинг при негативном спросе, т.е. при такой ситуации на рынке, когда все или большинство его сегментов отвергают данный товар или услугу.
В зависимости от видов спроса применяются и другие виды маркетинга: противодействующий, развивающийся, ремаркетинг, синхромаркетинг, концентрированный, массовый и пробный маркетинг.
Противодействующий маркетинг - реализуется с целью обеспечения благополучия потребителя или общества в том случае, когда спрос на ряд товаров или услуг может считаться иррациональным.
Развивающийся маркетинг - применим в условиях формирующегося спроса на товары, т.е., когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является главной задачей.
Ремаркетинг - необходим в ситуации снижения спроса, характерного для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от фазы жизненного цикла товара.
Синхромаркетинг - ориентирован на условия, когда спрос значительно превышает производственные мощности, или наоборот, объем производства данного товара оказывается больше потребности рынка.
Концентрированный маркетинг - предполагает сосредоточение маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков.
Массовый маркетинг - связан с обеспечением массового производства, распространения и стимулирования сбыта одного и того же товара для различных покупателей.
Промышленный маркетинг - обеспечивает взаимодействие фирмы с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для их дальнейшего использования в производстве или перепродажи другим потребителям.
Пробный маркетинг - связан с реализацией продукта в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдением за реальным развитием событий в рамках предполагаемого плана маркетинга.
Использование каждого из перечисленных видов маркетинга всегда сопряжено с известной долей риска для производителя, но это с лихвой окупается, если в рыночной стратегии удается оптимально соединить все виды маркетинговой деятельности в одно целое.
В современную эпоху запросы потребителей быстро растут и становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки - разнообразными по структуре.
Главная цель маркетинга - ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга - не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.
Предвидеть, прогнозировать спрос можно лишь при постоянном изучении запросов потребителей.
Управление спросом включает стимулирование, содействие и регулирование. Стимулировать - значит вызывать у потребителей стремление к тому, что предлагает фирма, привлекательно оформляя продукт, интенсивно его рекламируя. Содействие предполагает, что фирма делает свой продукт легкодоступным физически по условиям кредита, хорошей информированности продавцов и т.д. Регулирование необходимо, когда существуют скачки в спросе на протяжении года или если спрос превышает предложение. В этом случае цель - сделать спрос более равномерным в течении года или осуществить демаркетинг товара или услуги. Удовлетворение спроса подразумевает не только нормальное функционирование товара или услуги, но и их безопасность, доступность различных вариантов, послепродажное обслуживание.
Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителей, так и на население в целом. Потребительский спрос касается характеристик и нужд конечных потребителей, потребителей товаров производственного назначения, каналов сбыта (оптовая и розничная торговля), государственных ведомств, международного рынка и некоммерческих организаций. Предприятие может ориентировать свое предложение на всех или некоторых из них. Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, населения в целом, государственных организаций и другими внутренними и внешними факторами, воздействующими на деятельность предприятия.
Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности - более широкое понятие.
Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
В промышленно развитых странах покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда. Ведь даже труд рабочего самой высокой квалификации по изготовлению очень нужного обществу изделия самого высокого качества и с самыми низкими издержками производства может оказаться в конечном счете непроизводительным только потому, что изделие не нашло своего покупателя, не попало в конечное потребление. Произойти это может по той причине, что потенциальный потребитель не знал о существовании нужного ему изделия или о месте, где его можно купить. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым сделать труд первого по-настоящему производительным - в этом, собственно, и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.
Итак, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Это определение опирается на следующие основные понятия:
- нужды,
- потребности,
- запросы,
- товар,
- обмен,
- сделка
- рынок.
В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает отсутствие возможности удовлетворить ее.
Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.
Вторая исходная идея маркетинга - идея человеческих потребностей. Потребность- это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его членов.
Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной и новой продукции, он является основанием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Систематический и эффективный маркетинг повышает культуру предпринимательской деятельности, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели - с запросами покупателей.
Использование маркетинга необходимо при установлении торговых связей с экономически развитыми странами. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала средств борьбы возможных конкурентов, чтобы, во-первых, хорошо знать их сильные и слабые стороны и учитывать эти факторы при разработке экспортной политики, во-вторых, эффективно использовать то положительное, что имеется в конкретных формах и методах их деятельности.
Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители, со своей стороны, предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и потребностями людей. Товар пропагандируется как средство удовлетворения одной или ряда специфических потребностей.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Таким образом, можно сказать, что запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Однако запрос - показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться результатом изменения цен или уровня доходов. Товары - это по сути дела наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги1. Так, автомобиль «Фольксваген» воплощает в себе элементарное средство транспорта, доступную покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а «Кадиллак» - высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскивать потенциальных потребителей, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.
Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, то его можно заменить другими - «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.
Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.
Рынок может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают различные конторы и консультационные фирмы по трудоустройству.
Денежный рынок дает возможность занимать, покупать и продавать финансовые средства. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворить финансовые нужды некоммерческих организаций и отдельных лиц.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О рекламе"
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
3. Аесэль Генри. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М., 2011. — 506 с.
4. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. / М.Н. Айзенберг – М.: Интел-тех, 2008г. - 96c.
5. Аксенова К.А. Реклама и рекламная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издание, 2010. – 96с.
6. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие.- Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 410с.
7. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие. - М.: ФА-ИР-ПРЕСС, 2009. - 384 с.
8. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учеб. пособие. - М: Дело, 2009. – 320с.
9. Аренс В., Бови К. Современная реклама. / В.Аренс, К.Бови – М.: Довгань, 2009г. - 704с.
10. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. / Б.Л.Борисов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010г. – 146с.
11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы. / И.Л. Викентьев - СПб.: Триз-шанс, 2009г. – 317с.
12. Гермогенова Л.Ю. Эффективный маркетинг в России. Практика и рекомендации. / Л.Ю. Гермогенова – М: Рус Партнер ЛТД, 2010г. – 276с.
13. Головлева Е.Л. Основы рекламы. / Е.Л. Головлева– М.: Феникс, 2011г. – 157с.
14. Гольман И.Я. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. / И.Я. Гольман– М.: Гелла-принт, 2008г. – 371с.
15. Дёмина И.Н. Теоретические основы рекламного дела / И.Н. Дёмина – Иркутск: Иркут. Ун-т, 2010г. – 84с.
16. Джон Филип Джоунс Рекламный бизнес. / Д. Ф. Джоунс - М.: Вильямс, 2010г. – 163с.
17. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. - 640 с.
18. Ерошкина Е. Принципы составления маркетинг-микс // Рекламные идеи, 2010. - №10. С. 5-9
19. Желтомирская Татьяна. Шаг вперед, два шага назад. //Новый маркетинг, 2010. - № 2(68). С.11-12.
20. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.
21. Зуенкова О.В. Рекламная стратегия: постановка задачи и оценка эффективности// Маркетинг и маркетинговые исследования, 2010. - №5. С. 32-37
22. Иваненко А.А. Современные концепции маркетинга// Маркетинг сегодня, 2011. - №4. – С. 12-17
23. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель ля малого бизнеса: пер. с англ. / под ред. Е.М. Пеньковой.- М.: Центр 2012г. – 219с.
24. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2009.-392 с.
25. Кормогов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг. / Ю.Ю. Кормогов, С.А. Красильников – С.Пб.: Питер, 2009г. – 137с.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 2010 – 514с.
27. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России: Учебник / И.В.Крылов— М.: Дело, 2009г. – 74с.
28. Ляховская М. Путь к сердцу потребителя лежит через его телефон? Мобильные маркетинг и реклама: как это работает. //Маркетинг менеджмент, 2010. - №3. С. 18-19.
29. Матищев А.Н. Эффективность рекламы. / А.Н. Матищев – М.: Финпресс, 2009г. – 118с.
30. Михалева, Е.П. Маркетинг: учебник / Е.П. Михалева. — М.: Форум, 2009. — 222 с.
31. Мудров, А.Н. Основы рекламы: учебник / А.Н. Мудров. — М.: Магистр, 2008. — 397 с.
32. Обухова К., Котельников А. Эффективная реклама – что это такое? // Топ-менеджер, 2011. - №2. С. 4-9.
33. Павлов И.О. Основы построения эффективного отдела маркетинга// Рекламные идеи, 2012. - №11. – С. 10-14
34. Панкратова Ф.Г., Серегина Т.К. Рекламная деятельность. / Ф.Г. Панкратова, Т.К.Серегина – М.: ВЛАДОС, 2009г. – 98с.
35. Панкрухин А.П. Маркетинг: 3-е изд. / А.П. Панкрухин – М.: Омега-Л, 2010г. – 175с.
36. Пареная В.А., Долгалев И.А. К вопросу о прогнозировании финансового состояния предприятия. / Аналитический банковский журнал, 2009.-294 с.
37. Полукаров В.Л., Голядкин Г.Н. Маркетинг. / В.Л. Полукаров, Г.Н. Голядкин – М.: ИНФРА – М, 2008г. – 238с.
38. Протасов, Д.Н. Основной закон маркетинга: монография / Д.Н. Протасов. —М.: Август принт, 2011. – 171 с.
39. Радостева И.Л. Подбор персонала отдела маркетинга// Топ-менеджер, 2011. - №5. – С. 5-8
40. Рожков И.Л. Реклама: планка для «профи». / И.Л. Рожков – М.: Юрайт, 2008г. – 208с.
41. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга: Учебное пособие. / Е.В.Ромат – Харьков: Перспектива, 2010г. – 120с.
42. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 8-е изд., перераб. и доп. — Минск: 000 «Новое знание», 2009. — 688 с.
43. Санкина Л.В. Как внести изменение в штатное расписание// Справочник кадровика, 2012. - №3. С. 45-48
44. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика./ Ч. Сэндидж – М. Прогресс, 2009г. – 154с.
45. Уперов В.В. Реклама - ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы / В.В. Уперов – СПб.: Гермес, 2009г. – 135с.
46. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. / Э.А. Уткин, А.И.Кочеткова – М.: Ассоциация авторов и издателей Эрби, 2009г. – 358с.
47. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. / О. А.Феофанов – СПб.: Питер, 2010. – 83с.
48. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. – М.: Дело, 2009.-173 с.
49. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика. / Л.Н. Хромов – Петрозаводск: Фолиум, 2011 г. – 141с.