Введение
1 Теоретические основы школ стратегического менеджмента
1.1 Отличительные особенности школ стратегического менеджмента
1.2 Школа дизайна и школа планирования
1.3 Школа позиционирования и школа предпринимательства, когнитивная школа и школа обучения
1.4 Школа власти, школа культуры, школа внешней среды и школа конфигурации
2 Использование методов третьей школы – позиционирования на примере торговой сети «Рив Гош»
2.1 Характеристика торговой сети «Рив Гош» и анализ её положения на рынке косметических средств г. Архангельска
2.3 БКГ – анализ
Заключение
Список использованных источников
Актуальность курсовой работы в том, что формирование школ стратегического менеджмента показывает развитие данной науки. В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ), которые были систематизированы Генри Минтцбергом, широко известным своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Современная методология стратегического менеджмента ассоциирует данные школы с десятью одноименными основными подходами, используемыми при разработке и в формировании стратегии. По Г. Минтцбергу существуют следующие школы: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, а также школы власти, культуры, окружающей среды и конфигурации.
Целью курсовой работы является анализ школ стратегического менеджмента.
Задачи курсовой работы:
- описать отличительные особенности школ стратегического менеджмента;
- охарактеризовать особенности школы дизайна и остальных девяти школ.
-применить использование методов третьей школы – позиционирования на примере торговой сети «Рив Гош».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Отличительные особенности школ стратегического менеджмента
В стратегическом менеджменте, существуют различные направления или школы, которые хотя и разделяют общие базисные принципы, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя при этом те или иные методологические приоритеты. Обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга. Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Характеризуя тип процесса формирования стратегии, авторы выделяют десять научных школ (таблица 1.1).
Первые три школы имеют предписывающий характер их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Сторонников следующих шести школ интересуют не столько предписания идеального стратегического поведения, сколько исследование и описание реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего посредством озарения менеджера, разрешающего последнему принять риск. В десятой школе сделана попытка объединить предыдущие концепции в единую систему стратегического управления.
Одни из этих десяти школ хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии в инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в некоммерческих организациях или организациях муниципального управления.
1 Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. — М. : Финансы и статистика, 2016. — 208 с.
2 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф ; под ред. Ю. Н. Каптуревского. –– [пер. с англ.]. — СПб. : Питер, 2016. — 416 с.
3 Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. — М. : АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 2013. — 456 с.
4 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник — 2-е изд. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2018.-254 с.
5 Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования : учеб. пособ. / В. С. Ефремов. — М. : Финпресс, 2016. — 192 с.
6 Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник.— М.: Экономистъ. 2017. — 416 с.
7 Котельников В. Ю. Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. — М.: Эксмо, 2017.-256 с.
8 Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией.— М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2018.-345 с.
9 Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии. - Март, 2016. - 400 с.
10 Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов/ А.Н. Люкшинов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. - 375 с.
11 Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2017.-258 с.
12 Стратегический менеджмент: учеб. для студентов вузов / под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2016. - 496 с
13 Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.В. Соболев, В.Л. Дикань, А.Г Дейнека [и др.]. - Харьков: ООО "Олант", 2012. - 416 с
14 Тренев Н. Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов/ Н.Н. Тренев. - М.: ПРИОР, 2016. - 288 с.