Введение
Глава I. Теоретические аспекты мотивации личностно ориентированного обучения
1.1. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
1.2. Понятие и сущность личностно ориентированного обучения
1.3. Мотивационные основы личностно ориентированного подхода
Выводы по I главе
Глава II. Использование технологии личностно ориентированного обучения в учебном процессе дошкольников
2.1. Технология личностно ориентированного обучения дошкольников
2.2. Исследование и анализ личностно ориентированных технологий для детей старшего дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Если исходить из того, что основными приоритетами сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком, умение педагога принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности ребёнка, развить его творческие способности, то для выполнения этих целей наиболее подходит использование технологии «Step by Step» в работе воспитателя.
Творческий подход к внедрению этой технологии способствует:
– поиску разнообразных методов и приёмов гуманизации обучения;
– принципиальному переосмыслению роли воспитателя и ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
– созданию условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии «воспитатель-ребёнок».
Конструктивистский, творческий подход к реализации основных направлений Программы РК позволяет с использованием данной технологии постоянно стимулировать ребёнка, развивать его способности, поощрять его творческие проявления, вызывать неподдельный интерес к процессу обучения.
Благодаря данной теме можно постоянно находиться в творческом поиске, совершенствовать имеющиеся знания и познавать новое.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефония и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: детского сада, школы, семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
– от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
– от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
– от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
– от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системы образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях воспитателям, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий.
1. Александров Г.Л. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. пособие / Г.Л.Александров, А.А.Дзасаров. – Владикавказ, 2008.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П.Аникеева. – М., 2009.
3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К.Бабанский. – М., 2008.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М., 2007.
5. Волков И.П. Проектирование процессов обучения / И.П.Волков. – М., 2009.
6. Гордин Л.Ю. Организация личностно ориентированного обучения / Л.Ю.Гордин. – М., 2005.
7. Егоров Ю.Л. Современное личностно ориентированное образование: авторские концепции / Ю.Л.Егоров. – М, 2009.
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К.Колеченко. – М., 2009.
9. Караковский В.А. Личностно ориентированное обучение школьников / В.А.Караковский, М. Е. Кузнецов. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 2009.
10. Клюева Н. В. Педагогическая психология: Учебник для вузов / Н.В.Клюева – М, 2006.
11. Левина М.М. Технологии личностно ориентированного обучения / М.М.Левина. – М., 2008.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т.Лихачев. – М., 2007.
13. Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения / С.Н.Лысенкова. – М., 2008.
14. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л. М. Митина– М.: «Дело», 2004.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В.Мудрик. – М., 2004.
16. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М., 2008. С. – 59
17. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю.Питюков. – М., 2007.
18. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Учеб. Пособие / Н.Ю.Посталюк. – Казань. 2009.
19. Рожков М.И. Педагогика / М.И.Рожков. – Псков, 2008.
20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 2008.
21. Ситаров В.А. Дидактика / В.А.Ситаров. – М., 2009.
22. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов, И.Б.Котова. – М., 2007.
23. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е. Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Стоунс Э. Психопедагогика / Э.Стоунс. – Москва, 2002. – С. 95
25. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в школе: Учеб. Пособие / Д.В.Чернилевский. – М., 2007.
26. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф.Шаталов. – М.,2009.
27. Эльконин Д.Б. Избранное / Д.Б.Эльконин. – М., 2006.
28. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2006.
29. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. М. – 2009.
30. Ямбург Е.А. Управление адаптивной школой / Е.А.Ямбург. – М.: ТЦ Сфера, 2008.