Курсовая работа|Теория коммуникаций

Курсовая Вертикальные и горизонтальные коммуникации в группе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2019 | Страниц: 32

Введение

1Теоретико-методологические основы изучения коммуникации

1.1 Понятие «коммуникации», модели и виды

1.2 Структура коммуникационных сетей.

2 Анализ коммуникаций в учебной группе

2.1 Учебная группа, как особый вид социальной группы

2.2 Исследование вертикальных и горизонтальных коммуникаций на примере студенческой группы

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Актуальность темы. Коммуникация является важной и неотъемлемой частью общественных отношений. Ежедневно индивиды оказываются вовлечены во множество информационных потоков, обмениваются опытом и мнениями, в процессе совместной деятельности. Общение может быть обусловлено родственными связями, рабочими отношениями или гражданскими обязанностями, так образуется множество групп, в которых индивид имеет членство.

В результате такого взаимодействия формируется особая культура. В контактных группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними, устанавливается «связь» и формируются: особый язык, нормы и правила поведения, традиции. Важность коммуникации также в её целеполагании, то есть, в коллективной организации усилий во благо общей цели, так коммуникация в группе становится эффективной и помогает развитию.

Таким образом, коммуникация в группе – важный элемент взаимодействия. Эффективный обмен данными способствует благоприятному климату и общей результативности, следовательно, изучение данного процесса представляет особый интерес, и актуально для детального рассмотрения мотивационной, психологической и социальной составляющей индивидуального и группового восприятия.

Степень научной разработанности. Установление и развитие контактов между людьми, их взаимодействие в ходе совместной деятельности, изучалось многими зарубежными и отечественными исследователями.

Так первая модель коммуникации была предложена ещё Аристотелем [1], она отражает основные элементы взаимодействия и ставит во главу смысловое содержание «речи», передаваемой «аудитории». Г. Ласуэлл [2] в своей, ставшей классической, модели, обратил внимание также на каналы передачи информации и фактический эффект. Ч. Осгуд и У. Шрамм [3] впервые говорили о цикличности коммуникации, наличии обратной связи и исследовании индикаторов эффективности переговорного процесса, а Э. Роджерс [4] исследовал взаимозависимость личностных черт и степени адаптации к совместным действиям и инновациям.

Большая часть работ по данной теме посвящена рассмотрению коммуникации как «способу трансляции информации» – К. Ховланд, Х. Кэнтрилл, П. Лазарсфельд оценивали коммуникацию как однонаправленный процесс. В то же время, Т. Ньюкомб [5], разрабатывая свою модель, делал акцент на стремлении коммуникантов к симметрии, достижению консенсуса. Ю. Хабермас [6] также подчёркивал в «теории коммуникативного действия» решающую роль дискурса в оптимизации взаимоотношений.

Изучением взаимодействий внутри организованной группы занимались Ч. Кули [7], Э. Мэйо [8], Г. Хаймен [9], выделившие первичные и вторичные группы, формальные и неформальные, а также референтные.

Одной из первых в России, вопрос о сущности, уровнях и функциях коммуникации, рассматривала В.П. Конецкая [10], И.П. Яковлев ввёл понятие «коммуникология» [11], а О. Матьяш [12] возглавила коммуникативную ассоциацию. Практические исследования отношений в малых группах активно проводил Г. Ткаченко [13], основываясь на работах К. Юнга [14] и Дж. Роттера [15].

Новейшие работы в рамках заданной темы посвящены межкультурному взаимодействию: Е.Н. Чернышева [16], Н.С. Дорошенко

[17] и корпоративной культуре: Н.А. Егорова [18], В.А. Смирнов [19], тогда как коммуникации в повседневных социальных группах теряют научную значимость.

Объектом исследования являются вертикальные и горизонтальные коммуникации в группе.

Предметом исследования являются особенности вертикальной и горизонтальной коммуникации внутри группы.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить особенности и характерные черты различных видов коммуникации в группе.

В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи

исследования:

- дать определение «коммуникации» и рассмотреть её основные функции, модели и виды;

- изучить типы коммуникативных связей, охарактеризовать вертикальный и горизонтальный коммуникативный процесс;

- рассмотреть виды социальных групп;

- определить особенности и характеристики коммуникаций в группе.

Гипотеза исследования состоит в том, что вертикальные коммуникации в группе исключительно контрольные и нисходящие, а горизонтальные – выполняют информационную функцию.

1 Теоретико-методологические основы изучения коммуникации

1.1 Понятие «коммуникации», модели и виды

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее», то есть передающий сигналы или послания (коммуникатор) пытается прийти к «общему» с получающим их (реципиентом). Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Общность мыслей, мнений, чувств достигается сторонами с помощью различных вербальных и невербальных средств, и влияет на социальную перцепцию в группе (рисунок 1).

Рисунок 1 – Стороны общения

К основным функциям коммуникативного взаимодействия относят:

- информативную – обмен опытом, истинными знаниями или ложными данными (сплетнями);

- аксиологическую – оценивание важности субъекта взаимодействия и значимости предоставляемой информации;

- побудительную – процесс обработки полученных сведений всегда вызывает ответную реакцию, будь то речевое воплощение или определенное действие, поступок, коммуникация имеет результат;

- перцептивную – влияет на восприятия индивида собеседником или группой;

- психотерапевтическую – общение воспринимается как неотъемлемая часть нормальной повседневности человека;

- экспрессивную – направлена на эмоциональный отклик, то есть возбуждения переживаний, изменение характера общения.

1. Аристотель. Риторика. М.: Город, 2017. 127 с.

2. Воронцов С.Г. Модель коммуникации Г. Лассуэлла [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2019]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kommunikatsii-g-d-lassuela (дата обращения: 17.10.2019).

3. Шабанова М.А. Коммуникативная модель делового чтения [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2019]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-model-delovogo-chteniya (дата обращения: 17.10.2019).

4. Роджерс Э. Коммуникация в организациях. М., 2007. 140 с. 5.Почепцов Г.Г. Коммуникативная модель Т. Ньюкомба

[Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы : [сайт]. [2016]. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/pochepcov_teorija/03.aspx (дата обращения: 17.10.2019).

6. Вербилович О. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики : [сайт]. [2018]. URL: https://www.hse.ru/data/2014/03/04/1333203494.pdf (дата обращения: 17.10.2019).

7. Горшков Е.А. Интеракционистский подход Ч. Кули [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2019]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktsionistskiy-podhod-ch-h-kuli (дата обращения: 17.10.2019).

8. Бурганова Л.А. Уроки Хоторнского эксперимента Э. Мэйо [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2017]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskie-otnosheniya-uroki-hotornskogo- eksperimenta (дата обращения: 17.10.2019).

9. Хаймен Г. Коммуникативные группы // Американская социологическая мысль. М., 2005. С. 194-332.

10. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2012. 304 с.

11. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб.: Институт управления и экономики, 2011. 229 с.

12. Матьяш О.И. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб.: Речь, 2011. 560 с.

13. Ткаченко Г. Модерация в тренингах и проектных группах // Обучение персонала, 2018. С. 7-14.

14. Терентьева Н. Теория архетипов К.Г. Юнга [Электронный ресурс]

// Studopedia : [сайт]. [2017]. URL: https://studopedia.ru/ vlijanie-junga-na- dizajjn/teoriya-arhetipov-k-g-yunga-mehanizmy-vospriyatiya-3.html (дата обращения: 17.10.2019).

15. Роттер Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 128 с.

16. Чернышева Е.Н. Межкультурная коммуникация, транскультурная коммуникация, глобальная коммуникация [Электронный ресурс] // Elibrary : [сайт]. [2018]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886094 (дата обращения: 05.11.2019).

17. Дорошенко Н.С. Прикладные этнопсихологические исследования межкультурных коммуникаций // Молодой учёный. Казань, 2018. С. 307-312.

18. Егорова Н.А. Организационные коммуникации как разновидность социальных коммуникаций [Электронный ресурс] // Elibrary : [сайт]. [2018]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886094 (дата обращения: 05.11.2019).

19. Смирнов В.А. Каналы внутренней коммуникации и воздействие внутренней коммуникации на мотивацию // Вопросы науки и образования. Иваново: Олимп, 2018. С. 51-58.

20. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2003. 615 300 с.

21. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2006.

22. Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 2014. С. 116-127.

23. Данилова Е.Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе // Актуальные вопросы современной психологии. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 60-72.

24. Кахйа Э. Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 450-452. — URL https://moluch.ru/archive/64/10363/ (дата обращения: 14.11.2019).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Звезды как медиафеномен
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 26 стр.
Курсовая Проксемика как выразительное средство кино и телевидения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Публичные коммуникации Нового времени и эпохи Просвещения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 28 стр.
Курсовая Технологии коммуникативного воздействия
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское