Введение
1Теоретико-методологические основы изучения коммуникации
1.1 Понятие «коммуникации», модели и виды
1.2 Структура коммуникационных сетей.
2 Анализ коммуникаций в учебной группе
2.1 Учебная группа, как особый вид социальной группы
2.2 Исследование вертикальных и горизонтальных коммуникаций на примере студенческой группы
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность темы. Коммуникация является важной и неотъемлемой частью общественных отношений. Ежедневно индивиды оказываются вовлечены во множество информационных потоков, обмениваются опытом и мнениями, в процессе совместной деятельности. Общение может быть обусловлено родственными связями, рабочими отношениями или гражданскими обязанностями, так образуется множество групп, в которых индивид имеет членство.
В результате такого взаимодействия формируется особая культура. В контактных группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними, устанавливается «связь» и формируются: особый язык, нормы и правила поведения, традиции. Важность коммуникации также в её целеполагании, то есть, в коллективной организации усилий во благо общей цели, так коммуникация в группе становится эффективной и помогает развитию.
Таким образом, коммуникация в группе – важный элемент взаимодействия. Эффективный обмен данными способствует благоприятному климату и общей результативности, следовательно, изучение данного процесса представляет особый интерес, и актуально для детального рассмотрения мотивационной, психологической и социальной составляющей индивидуального и группового восприятия.
Степень научной разработанности. Установление и развитие контактов между людьми, их взаимодействие в ходе совместной деятельности, изучалось многими зарубежными и отечественными исследователями.
Так первая модель коммуникации была предложена ещё Аристотелем [1], она отражает основные элементы взаимодействия и ставит во главу смысловое содержание «речи», передаваемой «аудитории». Г. Ласуэлл [2] в своей, ставшей классической, модели, обратил внимание также на каналы передачи информации и фактический эффект. Ч. Осгуд и У. Шрамм [3] впервые говорили о цикличности коммуникации, наличии обратной связи и исследовании индикаторов эффективности переговорного процесса, а Э. Роджерс [4] исследовал взаимозависимость личностных черт и степени адаптации к совместным действиям и инновациям.
Большая часть работ по данной теме посвящена рассмотрению коммуникации как «способу трансляции информации» – К. Ховланд, Х. Кэнтрилл, П. Лазарсфельд оценивали коммуникацию как однонаправленный процесс. В то же время, Т. Ньюкомб [5], разрабатывая свою модель, делал акцент на стремлении коммуникантов к симметрии, достижению консенсуса. Ю. Хабермас [6] также подчёркивал в «теории коммуникативного действия» решающую роль дискурса в оптимизации взаимоотношений.
Изучением взаимодействий внутри организованной группы занимались Ч. Кули [7], Э. Мэйо [8], Г. Хаймен [9], выделившие первичные и вторичные группы, формальные и неформальные, а также референтные.
Одной из первых в России, вопрос о сущности, уровнях и функциях коммуникации, рассматривала В.П. Конецкая [10], И.П. Яковлев ввёл понятие «коммуникология» [11], а О. Матьяш [12] возглавила коммуникативную ассоциацию. Практические исследования отношений в малых группах активно проводил Г. Ткаченко [13], основываясь на работах К. Юнга [14] и Дж. Роттера [15].
Новейшие работы в рамках заданной темы посвящены межкультурному взаимодействию: Е.Н. Чернышева [16], Н.С. Дорошенко
[17] и корпоративной культуре: Н.А. Егорова [18], В.А. Смирнов [19], тогда как коммуникации в повседневных социальных группах теряют научную значимость.
Объектом исследования являются вертикальные и горизонтальные коммуникации в группе.
Предметом исследования являются особенности вертикальной и горизонтальной коммуникации внутри группы.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить особенности и характерные черты различных видов коммуникации в группе.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи
исследования:
- дать определение «коммуникации» и рассмотреть её основные функции, модели и виды;
- изучить типы коммуникативных связей, охарактеризовать вертикальный и горизонтальный коммуникативный процесс;
- рассмотреть виды социальных групп;
- определить особенности и характеристики коммуникаций в группе.
Гипотеза исследования состоит в том, что вертикальные коммуникации в группе исключительно контрольные и нисходящие, а горизонтальные – выполняют информационную функцию.
1 Теоретико-методологические основы изучения коммуникации
1.1 Понятие «коммуникации», модели и виды
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее», то есть передающий сигналы или послания (коммуникатор) пытается прийти к «общему» с получающим их (реципиентом). Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Общность мыслей, мнений, чувств достигается сторонами с помощью различных вербальных и невербальных средств, и влияет на социальную перцепцию в группе (рисунок 1).
Рисунок 1 – Стороны общения
К основным функциям коммуникативного взаимодействия относят:
- информативную – обмен опытом, истинными знаниями или ложными данными (сплетнями);
- аксиологическую – оценивание важности субъекта взаимодействия и значимости предоставляемой информации;
- побудительную – процесс обработки полученных сведений всегда вызывает ответную реакцию, будь то речевое воплощение или определенное действие, поступок, коммуникация имеет результат;
- перцептивную – влияет на восприятия индивида собеседником или группой;
- психотерапевтическую – общение воспринимается как неотъемлемая часть нормальной повседневности человека;
- экспрессивную – направлена на эмоциональный отклик, то есть возбуждения переживаний, изменение характера общения.
1. Аристотель. Риторика. М.: Город, 2017. 127 с.
2. Воронцов С.Г. Модель коммуникации Г. Лассуэлла [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2019]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kommunikatsii-g-d-lassuela (дата обращения: 17.10.2019).
3. Шабанова М.А. Коммуникативная модель делового чтения [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2019]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-model-delovogo-chteniya (дата обращения: 17.10.2019).
4. Роджерс Э. Коммуникация в организациях. М., 2007. 140 с. 5.Почепцов Г.Г. Коммуникативная модель Т. Ньюкомба
[Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы : [сайт]. [2016]. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/pochepcov_teorija/03.aspx (дата обращения: 17.10.2019).
6. Вербилович О. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики : [сайт]. [2018]. URL: https://www.hse.ru/data/2014/03/04/1333203494.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
7. Горшков Е.А. Интеракционистский подход Ч. Кули [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2019]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktsionistskiy-podhod-ch-h-kuli (дата обращения: 17.10.2019).
8. Бурганова Л.А. Уроки Хоторнского эксперимента Э. Мэйо [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. [2017]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskie-otnosheniya-uroki-hotornskogo- eksperimenta (дата обращения: 17.10.2019).
9. Хаймен Г. Коммуникативные группы // Американская социологическая мысль. М., 2005. С. 194-332.
10. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2012. 304 с.
11. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб.: Институт управления и экономики, 2011. 229 с.
12. Матьяш О.И. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб.: Речь, 2011. 560 с.
13. Ткаченко Г. Модерация в тренингах и проектных группах // Обучение персонала, 2018. С. 7-14.
14. Терентьева Н. Теория архетипов К.Г. Юнга [Электронный ресурс]
// Studopedia : [сайт]. [2017]. URL: https://studopedia.ru/ vlijanie-junga-na- dizajjn/teoriya-arhetipov-k-g-yunga-mehanizmy-vospriyatiya-3.html (дата обращения: 17.10.2019).
15. Роттер Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 128 с.
16. Чернышева Е.Н. Межкультурная коммуникация, транскультурная коммуникация, глобальная коммуникация [Электронный ресурс] // Elibrary : [сайт]. [2018]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886094 (дата обращения: 05.11.2019).
17. Дорошенко Н.С. Прикладные этнопсихологические исследования межкультурных коммуникаций // Молодой учёный. Казань, 2018. С. 307-312.
18. Егорова Н.А. Организационные коммуникации как разновидность социальных коммуникаций [Электронный ресурс] // Elibrary : [сайт]. [2018]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886094 (дата обращения: 05.11.2019).
19. Смирнов В.А. Каналы внутренней коммуникации и воздействие внутренней коммуникации на мотивацию // Вопросы науки и образования. Иваново: Олимп, 2018. С. 51-58.
20. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2003. 615 300 с.
21. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2006.
22. Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 2014. С. 116-127.
23. Данилова Е.Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе // Актуальные вопросы современной психологии. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 60-72.
24. Кахйа Э. Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 450-452. — URL https://moluch.ru/archive/64/10363/ (дата обращения: 14.11.2019).