ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
§ 1. Понятие и классификация органов, осуществляющих производство по уголовному делу
§ 2. Суд и его полномочия в уголовном судопроизводстве. Прокурор и его полномочия в уголовном судопроизводстве
§ 3. Органы дознания, их система и полномочия при производстве по уголовному делу
§ 4. Органы, осуществляющие предварительное следствие по уголовным делам, их система и полномочия
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
§ 1. Понятие и классификация органов, осуществляющих производство по уголовному делу
Регулятивная роль уголовно-процессуального права заключается, прежде всего, в установлении границ должного или возможного поведения субъектов уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса). К участникам уголовного процесса относят обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Практически же при расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела осуществляют собственные права и обязанности многие другие субъекты (государственные органы, граждане, представители общественных организаций и трудовых коллективов).
Уголовно-процессуальное законодательство исходит из того, что субъектом уголовного процесса может быть, как должностное лицо, так и граждане, которые обладают процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
Конституция Российской Федерации оказывает прямое воздействие на внутреннюю жизнедеятельность общества посредством распространения и принятие определенных общественно-политических и правовых идей, взглядов и ценностей. В корреспонденции с Конституцией полномочия и свободы человека и гражданина определяют значение, сущность и применение законов, деятельность абсолютно всех организаций государственной власти, местного самоуправления .
Одной из главных функций действующего Основного закона является охрана основ конституционального порядка, прав и свобод человека и гражданина . Исполнение этой функции поддерживается специально создаваемыми государством правоохранительными органами, а их работа называется правоохранительной.
В современной научной российской литературе проблема о сущности определения «правоохранительная деятельность» считается сомнительной и порождает много споров среди специалистов - правоведов и практиков по поводу определений «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность». Нормативно данные понятия никак не определены, не установлен и список этих органов, которые принадлежат к правоохранительным. Вместе с тем в отдельных правовых актах указанные понятия используются.
Как установлено в ходе исследования, основным звеном концепции и практики обеспечения правопорядка в государстве являются правоохранительные органы. Правоохранительные органы представляют собой обособленную по показателю профессиональной деятельности независимую категорию органов страны, имеющих свои четко определенные проблемы, одаренных властными возможностями и исполняющих правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции.
Из истории развития отечественной юридической науки известно, что поначалу к числу правоохранительных органов причисляли только суд и прокуратуру. В последующем круг правоохранительных органов начал увеличиваться. К ним дополнительно начали причислять органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, нотариата, аппараты народного контроля, ведомственные инспекции, некоторые комиссии районных организаций власти, а также общественные компании с правоохранительными функциями (добровольные народные дружины, комиссии согласно делам несовершеннолетних). В последующем было предложено, а затем принято разграничивать специальные правоохранительные органы и органы государства, которые, наравне с правоохранительной функцией, реализовывают и прочие государственные функции.
В части исполнения государственных задач в целях борьбы с преступностью и другими правонарушениями, они выполняют функции определенных правоохранительных органов, а именно: организаций судебной власти (судов общей юрисдикции и т. д.), организаций исполнительной власти (органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной таможенной службы и т. д.) и контрольных органов (прокуратуры и т. д.). В современной юридической литературе можно найти немало точек зрения на определение сущности и содержания правоохранительной деятельности.
Уголовно-процессуальный институт предварительного расследования дифференцируется на уголовно-процессуальные институты предварительного следствия, дознания и производства неотложных следственных действий.
Принцип публичности, который теперь носит доктринальный характер, говорит о том, что органы предварительного расследования наделяются обязанностью осуществлять уголовное преследование от имени государства (ст. 21 УПК РФ ). Всё это указывает на долг органов предварительного расследования раскрыть преступление, установить виновных лиц, передать дело в суд для вынесения приговора.
Применение данных институтов совместно с институтом стадии возбуждения уголовного дела призвано обеспечивать судебную власть посредством направления в суды расследованных в полном объеме уголовных дел в качестве предмета судебного разбирательства и разрешения данных дел по существу. В этой связи согласно УПК РФ данные институты совместно с институтами судебного производства образуют единый институт уголовного судопроизводства, регулирующий единый уголовный процесс, дифференцированный на досудебное производство, осуществляемое органом дознания и (или) следственным органом, и судебное производство, осуществляемое судами.
Судебная власть по уголовным делам в судебном производстве самостоятельна не абсолютно, а относительно, поскольку предмет судебной власти определен содержанием уголовных дел, которые возбуждены и расследованы следственными органами или (и) органами дознания;
Исполнительная власть органов дознания и следователей по возбуждению и расследованию уголовных дел самостоятельна также относительно, поскольку возбуждение и расследование каждого уголовного дела они осуществляют под контролем судебной власти в лице судей районных судов и вышестоящих судов судебной системы Российской Федерации.
§ 2. Суд и его полномочия в уголовном судопроизводстве. Прокурор и его полномочия в уголовном судопроизводстве
Суд является основным участником уголовного процесса в системе уголовного судопроизводства. Суд как государственный орган правосудия традиционно относят к группе участников уголовного процесса, которые ведут уголовное судопроизводство (руководят процессом).
Понятие «суд» по своему содержанию может быть отнесено к числу комбинированных, поскольку c одной стороны суд относится к числу государственных органов, совокупность которых формирует судебную систему, реализующую самостоятельную ветвь государственной власти (ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» ), с другой — судья в соответствии c п. 48 ст. 5 УПК РФ является ее носителем, управомоченным на рассмотрение уголовного дела по существу и выносящим решения от имени Российской Федерации. Законодатель использует оба значения термина «суд» при конструировании норм УПК РФ. Если в одних случаях, например, при определении подсудности (ст. 30, 31 УПК РФ), суд — это орган, то в других — должностное лицо, вступающее в правоотношения c иными участниками уголовного процесса. При этом в определенных случаях термин «суд» конкретизируется применительно к конкретным должностным лицам — мировому судье, председательствующему, председателю суда, его заместителям (например, ч. 5, 6 ст. 6.1, пп. 26 ст. 5, ст. 35, ч. 3 ст. 401.8, ч. 3 ст. 412.5 УПК РФ).
Самостоятельным признаком, характеризующим суд как участника уголовно-процессуальных отношений, можно назвать инстанционность. В этой связи необходимо отметить, что судебная инстанция детерминируется как «группа судебных органов и их структурных подразделений, наделенная равнозначными полномочиями по рассмотрению и разрешению уголовных дел в соответствующих стадиях уголовного судопроизводства». В настоящее время можно констатировать наличие четырех судебных инстанций: 1) суд первой инстанции, уполномоченный разрешать уголовное дело по существу с вынесением приговора, а также реализовывать контрольные полномочия в досудебных стадиях производства по уголовному делу и полномочия, связанные с исполнением судебного решения (п. 52 ст. 5, ст. 396-398 УПК РФ); 2) суд второй инстанции, т.е. апелляционный суд, рассматривающий жалобы и представления на судебные решения, не вступившие в законную силу; 3) суд кассационной инстанции, осуществляющий проверку вступивших в законную силу судебных решений по жалобам и представлениям заинтересованных лиц; 4) суд надзорной инстанции, контрольно-ревизионные полномочия которого имеют исключительный характер и реализуются Президиумом Верховного Суда РФ. Инстанционное построение судебной системы носит иерархический характер и позволяет осуществлять судебный контроль за деятельностью нижестоящих судов, a также служит правовым средством исправления возможных судебных ошибок, что имеет немаловажное значение c точки зрения механизма правозащитной деятельности в уголовном судопроизводстве. Кроме того, наличие судебных инстанций укладывается в систему уголовного судопроизводства, поскольку имеет определенную последовательность прохождения, соответствующую стадиям производства по уголовному делу.
Судья в уголовном судопроизводстве имеет исключительное право выносить окончательное решение по делу после его рассмотрения, находясь в совещательной комнате. Его уединение необходимо для соблюдения принципов объективности и беспристрастности правосудия. Однако, не всегда принятие решения целиком лежит только на одном судье. В УПК РФ указано немало случаев и процессуальных ситуаций, при которых судьбу подсудимого решает несколько судей.
Состав суда в уголовном процессе существенно различается в зависимости от порядка инстанции, в которой рассматривается дело.
Уголовно-процессуальный закон определяет место суда в осуществлении задач уголовного судопроизводства и реализации его предназначения. Занимая центральное место в системе органов уголовного судопроизводства, суд призван реализовывать указанное в Конституции Российской Федерации уголовное судопроизводство для защиты прав и свобод граждан в ходе отправления правосудия. Поэтому от содержания установленного процессуальным законом статуса суда, его обязанностей, пределов полномочий и предоставленных ему правовых средств в