Одной из актуальных задач педагогики была и остается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся, повышение интереса, мотивации и самостоятельности к овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллект и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Одной из технологий, позволяющей стать обучающемуся эффективным субъектом процесса обучения и плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные умения, является технология коллективного взаимодействия, или коллективный способ обучения (КСО).
Проблемы воспитания и обучения детей в коллективе и посредством коллективного взаимодействия всегда стояли в центре психолого-педагогических исследований. Вопросы коллективного взаимодействия детей раскрываются в работах таких авторов, как А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Цукерман и мн.др. Все исследователи сходятся во мнении, что работу в рамках технологии коллективного взаимодействия необходимо начинать еще в начальной школе, так как так как коллективное взаимодействие и коммуникативные действия обеспечивают социальную и коммуникативную компетентность младшего школьника.
Цель курсовой работы - изучить особенности и возможности технологии коллективного взаимодействия в начальной школе.
Объект исследования - педагогические технологии.
Предмет исследования - технологии коллективного взаимодействия.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Изучить понятия «технология коллективного взаимодействия».
- Рассмотреть особенности методики организации коллективных форм взаимодействия.
- Выявить особенности организации технологии коллективного взаимодействия детей в начальной школе.
- Разработать рекомендации для педагогов по моделированию коллективного взаимодействия младших школьников.
В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологии коллективного взаимодействия
1.1. Понятие «технология коллективного взаимодействия» в современной педагогической литературе
Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г. Ривиным, его учениками и последователями В. В. Архиповой, В. К. Дьяченко, А. С. Соколовым и др.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что учитель в основном обучал старших учеников. Лучшие из старших учеников - мониторы - получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белланкастерская система не получила широкого распространения [5, С.52].
Проблемы коллективного воспитания и обучения всегда стояли в центре многих психолого-педагогических исследований, опирающихся на широкую философско-методологическую базу (АА. Брудный, Л.П. Буева, В.Г. Иванов, Н.И. Лапин, А.Д. Шиханцов и др.). Вопросы коллективного общения индивидов, и в частности детей, раскрываются в работах таких психологов, как А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Уманский, Г.А. Цукерман. Изучением педагогических проблем взаимоотношений в детском коллективе занимались отечественные педагоги П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, Н.И. Пирогов, Н.П. Сорока-Россинский, С.Т. Шацкий. В дальнейшем их идеи развивали М.Д. Виноградова, О.С. Газман, Н.С. Дежникова, М.Зенов, А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Сенкевич, В.А. Сухомлинский.
Коллективизм как основной принцип воспитания провозглашается в коммунарских методиках и системе коллективных творческих дел И.П. Иванова, которые, в свою очередь, легли в основу творчества известных педагогов-исследователей В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина [5, С.52].
Теоретические и методологические основы технологии коллективного способа обучения (КСО) изложены в исследованиях А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, М. . Мкртчяна. Системный анализ технологии КСО предпринят Г.К. Селевко.
Александр Григорьевич Ривин и Виталий Кузьмич Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
Методики Ривина имеют различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава. Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. Основным ведущим фактором развития, на который опирается технология коллективного обучения, является социогенный фактор, который представляет личность как «tabularasa», с латинского «чистая доска». Так философы называют незапрограммированное сознание, на которое записывается социальный опыт человека, результаты обучения.
В основе технологии коллективного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения, которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности.
На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. Кратко смысл ассоциативно-рефлекторной теории можно выразить следующими положениями [5, С.53]:
- Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных;
- Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности;
- Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач;
- Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подачи учебного материала в определенной последовательности; демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применения знаний в учебных и служебных целях и т.п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
- Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные и др.
- Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное; применять подчеркивание; использовать цвет; предлагать обратить особое внимание и т. д.
- Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным.
- В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: составление конспекта изученного; повторение; рассказ; объяснение; показ усвоенного товарищу; применение полученных знаний в практической деятельности. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике [4, С.67].
Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.
Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются: направленность на активизацию познавательной деятельности; направленность на умственное развитие учеников; формирование у учеников самостоятельного творческого мышления. Реализуется это посредством использования активных форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности. КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар [5, С.54].
1.2. Методика коллективных способов взаимодействия
Технология коллективного взаимодействия – это совокупность задач и методов, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.
К признакам группового взаимодействия относятся [18, С.96]:
- деление класса на группы с целью решения конкретных задач;
- получение каждой группой какого-либо задания и выполнение его под руководством лидера группы;
- выполнение задания таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника группы;
- непостоянство состава группы.
Принципы технологии коллективного способа обучения [17, С.241]:
- ориентация на высшие конечные результаты;