Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей, безусловно, выступает хорошая речь. Богатый словарный запас и правильная речь ребенка помогает ему высказывать свои мысли правильно, расширяя его возможности в познании окружающей действительности, делая содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми. Как правило, следствием этого выступает активное осуществление его психического развития.
К сожалению, в последние годы у детей наблюдается значительный рост распространённости речевых патологий и резкого утяжеления ее качества в виде появления множества сочетанных расстройств, не ограничивающихся к тому же только нарушением речевой функции. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема грамотной дифференциальной диагностики разнообразных нарушений речевого и психического развития у детей.
Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов того или иного нарушения, а с позиции практики её решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.[6]
Качество диагностики находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на конкретном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей, соматического здоровья и представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки полного психолого-логопедического заключения.
Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка какого-либо одного из языковых компонентов, принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.
Дошкольное детство - это основной и важнейший этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Сегодня требования к детям, поступающим в первый класс, возросли, поэтому новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас возникает необходимость формировать компетентную, социально адаптированную личность, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Иными словами, акцент делается на развитие личностных качеств и коммуникативных компетенций.
Реализация социального заказа общества требует от специалистов применения адекватных коррекционных приемов и методов профилактической работы, мониторинга и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка.
Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития Методика дифференциальной диагностики речевых нарушений опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи.
Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина и других.
Цель исследования – изучить основы дифференциальной диагностики нарушений речи у детей дошкольного возраста
Объект исследования – нарушение речи у детей дошкольного возраста
Предмет исследования – диагностическая и коррекционная работа в ДОУ
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать сущность дифференциальной диагностики в логопедии
- изучить закономерности речевого развития у дошкольников с развитием в норма
3.выявить виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста
- описать основы комплексной диагностирования детей с системным тнедоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)
- провести индивидуальное комплексное обследование речевого развития ребенка дошкольного возраста
- разработать индивидуальный план коррекционной работы ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1.1.Сущность дифференциальной диагностики в логопедии
В логопедической деятельности дифференциальная диагностика выполняет функцию, служащую для разграничения речевых расстройств, со сходной симптоматикой, но различными по причинам, механизму и тактическому коррекционному воздействию.[8, с.43]
Качественно внедрить в образовательный процесс, выбрать верную тактику коррекционного воздействия и провести коррекционную работу не возможно, не проведя дифференциальную диагностику, так как случаев схожести симптоматики в логопедии очень много - отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО, сенсорная алалия и РДА, дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии, темповая задержка речевого развития и стойкое нарушение по типу моторной алалии.
Целью дифференциальной диагностики выступает определение существенно различающиеся показателей (3-4), с одинаковыми симптомами, и оттдифференцировать одно нарушение от другого.
Задачами дифференциальной диагностики нарушений речи выступают:
1.отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза;
2.выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
3.изучение атипичного протекания дизонтогенеза;
4.определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонениях;
5.выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами;
6.оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
7.разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
8.определение и обоснование педагогического прогноза. [11, 13]
Современная классификация речевых нарушений в отечественной логопедической науке представлена клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями.
Клинико-педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефектов речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. В этой классификации учитываются, прежде всего, анатомо-физиологические механизмы речевого расстройства, что позволяет раскрыть нарушение в целом и определить, в каких случаях необходимо только логопедическое воздействие, а в каких– комплексное медико-педагогическое. [10, с.64]
Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются «межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом» (Л.С.Волкова). Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериев (однако ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). [14, с.67]
В клинико-педагогической классификации нарушения делят на виды нарушения устной речи (фанационарное и структурно-семантическое) и нарушения письменной речи.
Тип фонационного (внешнего) оформления высказывания называют нарушениями произносительной стороны речи. Тип структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания называют системными или полиморфными нарушениями речи. [5, с.116]
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
Психолого-педагогическая классификация используется при разработке методов логопедического воздействия, группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). На основе этой классификации логопед находит общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, определяет частные проявления и на их основе строит коррекционный процесс. В данной классификации не выделяются как самостоятельные нарушения чтения и письма.
В психолого-педагогической классификации нарушения речи разделяют следующим образом: нарушение средств общения (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи) и нарушение применения средств общения (заикание).
В процессе комплексного обследования и выведения психолого-логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций при комплексном обследовании: медицинский, логопедический и психологический. [5, с.43]
Медицинский аспект классификации основывается на локализации нарушения (в центральном или периферическом отделе), также учитывается нарушение речевых анализаторов (речедвигательный или речеслуховой и какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, грамматического, семантического строя речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи: у детей раннего возраста нарушена психологическая база речи, у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушены высшие психические функции, и каков прогноз при том, или другом виде речевого расстройства.