Курсовая работа|Логопедия

Курсовая Дифференциальная диагностика речевых нарушений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 42

Введение

Глава 1 Теоретические основы дифференциальной диагностики речевых нарушений

1.1.Сущность дифференциальной диагностики в логопедии

1.2. Закономерности развития речи у дошкольников с нормативным развитием

1.3.Виды  речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2  Содержание логопедической работы по формированию компонентов речи у старших дошкольников

2.1.Принципы организации логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

2.2. Дифференциальная диагностика речевых нарушений дошкольников с нормативным развитием

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Важнейшим  условием всестороннего полноценного развития детей, безусловно, выступает хорошая речь. Богатый словарный запас и правильная речь ребенка помогает ему высказывать свои мысли правильно, расширяя его возможности в познании окружающей действительности, делая  содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми. Как правило, следствием этого выступает  активное  осуществление  его психического развития.

К сожалению, в последние годы у детей наблюдается значительный рост распространённости речевых патологий и резкого утяжеления ее качества в виде появления множества сочетанных расстройств, не ограничивающихся к тому же только нарушением речевой функции. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема грамотной дифференциальной диагностики разнообразных нарушений речевого и психического развития у детей.

Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов того или иного нарушения, а с позиции практики её решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.[6]

Качество диагностики находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на конкретном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей, соматического здоровья и представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки полного психолого-логопедического заключения.

Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка какого-либо одного из языковых компонентов, принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.

Дошкольное детство - это основной и важнейший этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Сегодня требования к детям, поступающим в первый класс, возросли, поэтому новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас возникает необходимость формировать компетентную, социально адаптированную личность, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Иными словами, акцент делается на развитие личностных качеств и коммуникативных компетенций.

Реализация социального заказа общества требует от специалистов применения адекватных коррекционных приемов и методов профилактической работы, мониторинга и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка.

Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития  Методика дифференциальной диагностики речевых нарушений  опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи.

Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина и других.

Цель исследования – изучить основы дифференциальной диагностики нарушений речи у детей дошкольного возраста

Объект исследования – нарушение речи у детей дошкольного возраста

Предмет исследования –   диагностическая и коррекционная работа в ДОУ

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. исследовать сущность дифференциальной диагностики в логопедии
  2. изучить закономерности речевого развития у дошкольников с развитием в норма

3.выявить виды  речевых нарушений у детей дошкольного возраста

  1. описать основы комплексной диагностирования детей с системным тнедоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)
  2. провести индивидуальное комплексное обследование речевого развития ребенка дошкольного возраста
  3. разработать индивидуальный план коррекционной работы ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

1.1.Сущность дифференциальной диагностики в логопедии

В логопедической деятельности дифференциальная диагностика выполняет функцию, служащую для разграничения речевых расстройств, со сходной симптоматикой, но различными по причинам, механизму и тактическому коррекционному воздействию.[8, с.43]

Качественно внедрить в образовательный процесс, выбрать  верную тактику коррекционного воздействия и провести коррекционную работу  не возможно, не проведя дифференциальную диагностику, так как случаев схожести симптоматики в логопедии очень много - отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО, сенсорная алалия и РДА, дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии, темповая задержка речевого развития и стойкое нарушение по типу моторной алалии.

Целью  дифференциальной диагностики выступает определение  существенно различающиеся показателей  (3-4), с одинаковыми симптомами, и оттдифференцировать  одно нарушение от другого.

Задачами  дифференциальной диагностики нарушений речи выступают:

1.отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза;

2.выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

3.изучение атипичного протекания дизонтогенеза;

4.определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонениях;

5.выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами;

6.оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

7.разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

8.определение и обоснование педагогического прогноза. [11, 13]

Современная классификация речевых нарушений в отечественной логопедической науке представлена клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями.

Клинико-педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефектов речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. В этой классификации учитываются, прежде всего, анатомо-физиологические механизмы речевого расстройства, что позволяет раскрыть нарушение в целом и определить, в каких случаях необходимо только логопедическое воздействие, а в каких– комплексное медико-педагогическое. [10, с.64]

Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются «межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом» (Л.С.Волкова). Она основывается  на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериев (однако ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). [14, с.67]

В клинико-педагогической  классификации нарушения делят на виды нарушения устной речи (фанационарное и структурно-семантическое) и нарушения письменной речи.

Тип фонационного (внешнего) оформления высказывания называют нарушениями произносительной стороны речи.  Тип структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания называют системными или полиморфными нарушениями речи. [5, с.116]

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Психолого-педагогическая классификация используется при разработке методов логопедического воздействия, группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной).  На основе этой классификации логопед находит общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, определяет частные проявления и на их основе строит коррекционный процесс. В данной классификации не выделяются как самостоятельные нарушения чтения и письма.

В  психолого-педагогической классификации нарушения речи разделяют следующим образом: нарушение средств общения (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи) и нарушение применения средств общения (заикание).

В процессе комплексного обследования и выведения психолого-логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций при комплексном обследовании: медицинский,  логопедический и психологический. [5, с.43]

Медицинский аспект классификации основывается на локализации нарушения (в центральном или периферическом отделе), также учитывается нарушение речевых анализаторов (речедвигательный или речеслуховой и какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, грамматического, семантического строя речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи: у детей раннего возраста нарушена психологическая база речи, у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушены высшие психические функции, и каков прогноз при том, или другом виде речевого расстройства.

  1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. Э. Артёмова. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. - 123 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2002. – 344 с.
  3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. – 345 с.
  4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: ПитерКом, 1999. – 528 с.
  5. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей»  изд-во «АРКТИ» 2009 г.- 76 с.
  6. Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка / С. Е. Большакова. М.: Профессиональное образование, 1995.
  7. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / [Кондратенко И.Ю. и др.]. М.: Айрис-Пресс: Айрис дидактика, 2005.
  8. Волкова Л. С.Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.Л69 заведений / — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004 — 704 с.
  9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод.пособие. –СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
  10. Воронова А. П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией: Методические рекомендации / А. П. Воронова. СПб.: Образование, 1994.
  11. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.
  12. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет: Методическое пособие. М., 2005.
  13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
  14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост.: В. П. Балобанова и др. СПб.: Детство-пресс, 2002.
  15. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сборник методических рекомендаций и программа / Авт.-сост.: Е.А. Логинова (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
  16. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  17. Зайцева Е.С Тестовая методика обследования речи детей. СПб.: КАРО, 2012
  18. Елецкая О. В., Мохряков М. О. К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75279.htm.
  19. Ковригина Л.В. Введение в логопедическую специальность в основами логопедии. Новосибирск, 2006.
  20. Кударинова А.С. и др. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи // Фундаментальные исследования. 2014. №№ 9–4. С. 859–862.
  21. Кириллова Е. В. Дифференциальная диагностика безречевых детей //Практическая психология и логопедия. - 2006 - №3. - С. 25 - 36
  22. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. СПб.: Детство-Пресс, 2001. С. 5–15.
  23. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций / Авт.-сост.: Л. В. Лопатина и др. СПб.: САГА. М.: ФОРУМ, 2006.
  24. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
  25. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. - М.: Парадигма, 2009
  26. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968 -367 с.
  27. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда М.: Просвещение, 1985
  28. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  29. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2010.
  30. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - СПб., 2004.
  31. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: УРАО, 1997. – 304 с.
  32. Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста: учеб.пособие / М.: ФЛИНТА, 2013 - 140 с.
  33. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 320 с.
  34. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.-метод. пособие / сост. Н.Н.Баль, И.Н. Логинова. – Минск: БГПУ, 2005. – 29 с.
  35. Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. - СПб., 2000.
  36. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 143 с.
  37. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. - СПб., 2004
  38. Тараканова А.А., Елецкая О. В. Психолого - педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб. пособие.  – С П б. , 2012.
  39. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.
  40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
  41. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1997.
  42. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989 221 с.
  43. Шацкова А.М. Дифференциальная диагностика минимальных проявлений речевой патологии у детей при сходных нарушениях произносительной стороны речи : автореферат дис. … кандидата педагогических наук. М., 2009.
  44. Шемякова С.А. Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1. № 1. С. 124–128.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское