Актуальность исследования компетентостного подхода, используемого на уроках в средней школе обусловлена тем, что состояние, в котором сейчас находятся анализируемые понятия в науке и практике, характеризуется исследователями как состояние «компетентностного бума». Исследования компетенций и компетентности активно ведутся в рамках различных дисциплин: культурологии, социологии, педагогики, психологии и др. Несмотря на широкую представленность данной проблематики в работах различной направленности, тематика «компетенций» и «компетентности» продолжает оставаться объектом научных дискуссий в научных кругах.
Так, соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» как основной предмет обсуждения составило содержание IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное российское образование», где профессор М. А. Холодная отметила, что «обсуждение различий в содержании терминов «компетенции» ... и «компетентность» - это отнюдь не пустой лингвистический спор, а серьезная научная проблема, от решения которой зависит судьба российского образования». Развивая мысль М. А. Холодной, М. Сотников отметил, что определение позиций в отношении понятий «компетенция» и «компетентность» в научном плане способствует согласованности методологической базы научных исследований, сформированности методического инструментария, а в практическом плане - выбору психологами-практиками адекватных технологий развития различных компонентов компетентности.
И.А. Зимняя, на основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, описывает этапы становления компетентностного подхода (СВЕ- competence-basededucation подхода в образовании). По ее мнению, изначально (1960 - 1970 г.г.) в научный аппарат была введена категория «компетенция», затем созданы предпосылки разграничения понятий компетенция/компетентность, а позже (1970 - 1990 г.г.) разработано содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Выделенный автором временной промежуток в 30 лет, который включает и развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность», позволяет предположить, что эти термины, во-первых, широко востребованы в области образования. Во-вторых, в зависимости от особенностей развития общества, социального контекста, в котором они использовались, трансформировались и приобретали новые содержательные характеристики.
Актуальностью проблемы обусловлена цель работы - исследование процесса реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности по математике в начальной школе.
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы реализации компетентностного подхода в начальной школе;
- выявить сущность понятий «компетенция» и «компетентность» в современной педагогической теории;
- рассмотреть особенности реализации компетентностного подхода в начальной школе, в начальном математическом образовании;
- провести анализ возможностей учебников и материалов для итоговой диагностики математики в реализации компетентностного подхода и сопоставить возможности их сочетания с внеурочными программами по математике и конструированию, наглядной геометрии и пр.
-провести исследование организации внеурочной деятельности на основе компетентностного подхода в ______ классе ______ школы _____ и обобщить результаты исследования.
Предметом работы является процесс организации внеурочной деятельности по математике на основе компетентностного подхода в начальной школе.
Объект работы - внеурочная деятельность по математике на основе компетентностного подхода в _____ классе _____ школы_____,
Гипотеза работы, доказываемая в ходе исследования – использование компетентностного подхода при организации внеурочной деятельности по математике в начальной школе активизирует мотивационные ресурсы учащихся начальных классов и повышает их интерес в изучению математики при условии, что данный подход реализуется на основе учебной программы начальной школы. Таким образом, эффективность процесса обучения младших школьников будет существенно повышена при соблюдении следующих педагогических условий:
- проектирования образовательной среды, направленной на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
- конструирования содержания начального образования как трансляции социального опыта в субъективный опыт личности и обеспечения деятельностного характера его освоения;
- диагностики процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника
Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на существенное количество исследований, посвященных данной проблеме, особенно после реализации Федерального проекта Информатизация системы образовании в России, аспекты изучения компетентностного подхода в образовании значительно расширились.
Данной теме посвящены работы Эльконина Д., Шаимова Г. А., Абдуразакова Ш. Р., Асмолова А.Г., М.А. Холодной, Солдатовой Г.У., Галий Л.В., Серопян Т.Н., Арсеньева Д. Г., Гончаровой Н.Л., Никифоровой Л. В., Равена Дж., Тютюнника В. И. и др. ученых.
В работе использованы следующие методы исследования:
- общенаучные - теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения официальных документов, философских, педагогических, психологических, методических трудов отечественных и зарубежных авторов; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, систематизация, классификация литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта преподавания по различным системам обучения, анализ уроков;
- эмпирические: наблюдение, организация и проведение педагогического эксперимента.
Структура работы представлена введением, где сформулированы цель и задачи исследования, тремя основными главами, в первой из которых исследованы теоретические основы реализации компетентностного подхода в начальной школе, во второй главе – выявлены особенности реализации компетентностного подхода в начальном математическом образовании на основе рекомендованных Министерством образования учебников математики и внеурочных программ. В третьей главе представлены результаты проведенного эксперимента по организации внеурочной деятельности на основе компетентностного подхода в _____ классе ____ школы_____.. В заключении изложены и обобщены основные выводы из проведенного исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие компетенции и компетентности
Сегодня, в век информационных технологий, вкладывания инвестиций, развития совместных предприятий, экономического и культурного сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере образования, особенно, в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, особое внимание уделяется развитию у них различных профессиональных компетенций и компетентности.
Развитие компетентности выступает как ведущее новообразование в процессе обучения и заключается в способности ориентироваться в профессиональной информационной среде, осуществлять эффективное общение, конструктивно решать профессиональные и жизненные задачи.
Будучи важным компонентом структуры личности компетентность обладает также и собственной структурой, в которую входят такие составляющие как лингвистическая, дискурсивная, стратегическая, прагматическая, социокультурная, логическая и пр. Процесс формирования компетентности на уроках в школе обеспечивается расширением пространственно-временных рамок и углублением предметной подготовки посредством включения внеурочных, самостоятельных форм работы на базе применения современных информационно-коммуникационных технологий обучения. Сегодня компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной деятельности в определенном круге ситуаций предметного, профессионального, личностного взаимодействия, в процессе реализации которой обеспечивается единство людей, осуществляется их объединение, налаживается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда[1].
Значение терминов «компетентность» и «компетенция» в психолого-педагогической литературе начало исследоваться и получило широкое распространение сравнительно недавно, когда в конце 1960х начале 1970х гг. в западной, а в конце 1980х гг. в постсоветской, в российской литературе зародилось специальное направление — компетентностный подход в образовании[2].
К средствам проблемно-проектного обучения относятся специально разработанные дидактические материалы: задания, кейсы, тексты, вопросы, инструкции, рабочие листы, схемы и т.д., создающие проблемные ситуации, решая которые, ученики участвуют в творческой проектной деятельности.
Результатом решения учащимися проблем в проектной работе становится реально оцениваемый продукт: рисунок, чертеж, поделка, фото, иная творческая работа.
Совокупность созданных заданий позволяет при реализации компетентностного подхода целенаправленно реализовывать стимулирующую, обучающую, организующую и контролирующую функции проблемно-проектного обучения, которые способствуют прочности формируемых компетенций благодаря творческому овладению учебным материалом.
На текущем этапе развития педагогической науки не существует точного единого, универсального определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Наиболее известным ученым в данном вопросе является почетный профессор Эдинбургского университета Великобритании доктор Джон Равен, который определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия[3].
В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одно отождествляют его с понятием «компетентность», другие выделяют его как самостоятельную структуру [4] .
Понятие компетентность имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», это понятие давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему появился лишь в последнее время. Можно утверждать, что это связано с тем, что происходят многоплановые изменения в нашей быстро меняющейся реальности[5] .
Компетентность — это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.
По определению Б. Ю. Эльконина, компетентность — это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность[6] . Таким образом, можно сказать, что компетентность — качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной, продуктивной, эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Она предполагает целый спектр личностных качеств человека, включая в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую.
Рассмотрим, как трактуются эти понятия в некоторых словарях.
Авторы «Толкового словаря» под редакцией Д. И. Ушакова впервые пытались доказать различие между этими понятиями: «компетентность» — осведомленность, авторитетность; «компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий[7].
«Словарь иностранных слов» раскрывает понятия «компетентный» как обладающих компетенцией, знающий, сведущий в определенной области, а компетентность есть «обладание знаниями, помогающими судить о чем — либо» [8].
В «Большом экономическом словаре» присутствует несколько иное определение компетентности и компетенции[9].
Компетентность включает в себя:
а) знание позволяющее судить о чем — либо;
б) способность к обладанию компетенцией;
Компетенция представляет собой:
а)способность, совокупность свойств;
б) совокупность полномочий, которыми располагает какой — либо орган или должностное лицо, определенные Конституцией, Законом, Уставом, и изданными на основе их актами государственного управления.
Как отмечают исследователи, с 1950-х гг. в США и Европе в связи с развитием бизнеса в сфере рекрутмента (поиска и подбора персонала) слова «компетенция» и «компетентность» наполнились «конкурентоспособным» слоем значений: способности одерживать победу, достигать намеченный результат, оказывать воздействие[10].
С развитием гуманистического подхода, ориентированного на целостное развитие личности в работах К. Роджерса, Дж. Фрейберга, наряду с «конкурентоспособным» слоем значений, понятие «competence» стало операционализироваться через личностные свойства и мотивационные факторы, определяющие эффективность той или иной деятельности[11].
С конца 1970-х годов в разных странах Европы в рамках разработки критериев оценки результатов обучения термин «компетенция» стал применяться к описанию результатов выполнения фиксированных заданий и их соответствия стандартам[12]. Понятие «компетентность» использовалось при характеристике установки субъекта (индивида, группы, организации) на эффективное выполнение деятельности. Именно в этом значении использует термин «компетентность» Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» [13]. В качестве «видов компетентности» автор выделяет психологические (уверенность в себе; самоконтроль; критическое мышление и др.) и социально-психологические (способность к совместной работе, к разрешению конфликтов, к эффективной работе в качестве подчиненного и др.) личностные характеристики.
В 1990-е гг. понятия «компетенция» и «компетентность» приобретают новые содержательные характеристики. Понятие «компетентность» определяется в более широком социальном контексте как «..возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [14]. «Ключевые компетенции» рассматриваются как «суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе» и включают в себя политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению коммуникацией; информационные компетенции; способность учиться[15] .
Термин «компетентность» использовался в русле профессиональнопедагогической деятельности и рассматривался как характеристика профессионализма в работах В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова; как совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия структурировать научное и практическое знание в целях эффективного решения педагогических задач в работах Н. В. Кузьминой.; включал знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности в концепции Л. М. Митиной.
По мнению В. В. Бормота, компетенция — понятие, относящиеся к работе (должности). Оно раскрывает сферу профессиональной деятельности, в которой человек компетентен, и отражает его статус в организации, полномочиях, область ответственности[16]. Поэтому важно различать и, соответственно, управлять компетенциями и компетентностями .
Таким образом, можно согласиться в позицией, что компетентность — это понятие, относящееся к человеку, которое описывает аспекты восприятия, понимания, целеполагания и поведения, стоящее за осмысленным выполнением работ (основанные на мировоззрении и связанных с ним профессиональных знаниях, умениях, навыках) [17].
В наиболее общем толковании компетенция — это демонстрируемая область или области успешной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий, подкрепляемых конкретными навыками и умениями.
В отличие от компетенции, компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность профессиональной деятельности. Этот ресурс включает компоненты более высокого — личностного уровня и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении той или иной деятельностью.
По мнению М. А. Холодной, «компетенции - это умение применять практикоориентированные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности («знаю, как, где и когда») [18]. Компетентность - это характеристика индивидуальных интеллектуальных ресурсов, предполагающая высокий уровень усвоения разных типов знаний, включая знания в конкретной предметной области, сформированность определенных качеств мышления, мотивацию к данному виду деятельности, готовность принимать решения в соответствующих предметных ситуациях, наличие системы ценностей» [19].
Как считает Загвязинский В. И., «компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной и иной деятельности в определенной сфере.