Введение
Глава 1. Теоретические основы организационных конфликтов предприятия
1.1. Сущность, причины возникновения конфликтов в организации
1.2. Организационные конфликты: понятие и сущность
1.3 Подходы к управлению конфликтом в организации
Глава 2. Анализ конфликтов в ООО «Азбука туризма»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ конфликтов в ООО «Азбука туризма»
2.3 Выводы по результатам анализа
Глава 3. Мероприятия по формированию снижению числа конфликтных ситуаций в ООО «Азбука туризма»
3.1 Порядок реализации проектируемых мероприятий
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов.
В психологии конфликт определяется как связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей.
Таким образом, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Существует пять основных стратегий поведения при конфликте: конкуренция (или соперничество), сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Если конфликты в организации возникают регулярно и по повторяющимся поводам, то необходимо принимать управленческие решения по устранению причин конфликтов.
Цель курсового проекта – разработка мероприятий по профилактике конфликтов в организации.
Объект работы – ООО «Азбука туризма».
Предмет работы – трудовые конфликты, возникающие в ООО «Азбука туризма».
Задачи курсового проекта:
- Изучить теоретические основы управления конфликтами на предприятии;
- Провести типологию конфликтов, возникающих в организации;
- Охарактеризовать деятельность ООО «Азбука туризма»;
- Проанализировать социально-психологический климат в организации и возникающие конфликты;
- Предложить альтернативы по решению сложившейся ситуации;
- Разработать и спланировать реализацию мероприятий.
Проект содержит три главы. В первой приводятся основы управления конфликтами в организации. Вторая глава содержит описание конфликтов в ООО «Азбука туризма». Третья глава предлагает план реализации мероприятий по профилактике конфликтов в организации.
Глава 1. Теоретические основы организационных конфликтов предприятия
1.1. Сущность, причины возникновения конфликтов в организации
Конфликты вокруг нас. Конфликты в личной жизни и на работе. Конфликты, где мы являемся участниками, вовлеченными сторонами или сторонними наблюдателями. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни.
По значению они бывают: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные).
Конструктивные конфликты полезны и приводят к совершенствованию ситуацию и выводу ее на новый эволюционный виток, деструктивные конфликты носят разрушительный характер. Иногда вплоть до жертв и не только в переносном смысле. Главное научиться управлять конфликтами и переводить их в конструктивное русло.
По сферам разрешения конфликты делятся на деловые и личностно-эмоциональные. Сторонами в деловых конфликтах бывают руководитель и подчиненный. Одной из функций управленцев различного уровня является разрешение конфликтных ситуаций. Однако, незнание руководителями причин возникновения конфликтов в деловой сфере и способов их разрешения подчас приводит к тому, что именно они являются инициаторами возникновения конфликта, которого могло бы и не быть.[1]
В оперативной деятельности руководители могут использовать конфликтогены, которые и являются «провокаторами» конфликта.
Конфликтоген - это слова, действия или бездействия могущие привести к конфликту.
В книге В. Шейнова «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» выделены три основных направления ошибочных действий руководителей:[2]
- Нарушение служебной этики
- Проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным
- Невыполнение обещаний
- Нетерпимость к инакомыслию
- Зажим критики
- Ущемление прав подчиненных
- Злоупотребление служебным положением
- Поручение исполнителю «через голову» непосредственного руководителя
- Утаивание информации, манипулирование ее и т.п.
- Сознательное провоцирование конфликта между подчиненными (принцип «разделяй и властвуй»)
- Нарушение трудового законодательства
- Несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда • Ошибки в применении поощрений и наказаний
- Недостатки в распределении работ между исполнителями
- Формирование системы оплаты, нарушающей принцип «вклад-оклад»
- Не использование «кадрового резерва» в угоду приглашению дорогостоящих специалистов «с рынка»
- Болезненное отношение руководителя к авторитету подчиненного
- Неконкретная (огульная) критика
- Нечеткая формулировка в постановке задач
- Отсутствие информации
- Недооценка мотивирования, как средства управления персоналом
- Психологическая несовместимость: фактическая (ценностный уровень) и мнимая (зависть).
Утаивание информации, искажение ее, трансформирование и, как следствие, провоцирование возникновения слухов в последнее время встречается все чаще и чаще. Придуманная Родшильдами фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» не только сделала их имена бессмертными, но и следование этому принципу позволило им обогатиться.
В качестве рекомендаций руководителям можно дать следующие полезные советы:[3]
- Руководитель должен помнить, что управление людьми начинается с управления собой
- Не уважая другого, не добьешься уважения с его стороны
- Утаивание информации создает напряженность во взаимоотношениях
- Учитывайте ожидания подчиненных
Что ожидают подчиненные от своего руководителя:
- Знания дела
- Умения наладить работу
- Видения перспективы
- Хорошего заработка
- Вежливого отношения к себе
- Уважения
Какие шаги на пути разрешения конфликта должен сделать любой руководитель:
- Необходимо приступать к разрешению конфликта немедленно.
- Определите истинные причины возникновения конфликта.
- В общении с конфликтующей стороной соблюдайте следующие правила:
- Проявляйте выдержку.
- Выслушивайте обращающихся к Вам, дайте высказаться до конца, дайте возможность выговориться, «выплакаться».
- Не спешите с выводами и обещаниями, не «рубите с плеча», не делайте оргвыводов, выслушав только одну из сторон.
- Проверьте все факты, осмыслите ситуацию и только потом принимайте меры
- Никогда не переоценивайте степень своей информированности