Введение
Глава 1. Теоретические основы организации самообслуживания на торговом предприятии
1.1 Особенности и оценка эффективности перевода на самообслуживание торгового предприятия
1.2 Особенности расстановки оборудования в торговом зале при самообслуживании
Глава 2. Организация мерчандайзинга в ООО «Лидер»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ влияния размещения товаров в торговом зале на эффективность самообслуживания предприятия
2.3 Направления повышения эффективности самообслуживания
Заключение
Список использованных источников
За последние 10 лет магазины самообслуживания стали неотъемлемой частью современной жизни. Если в начале 90-х супермаркеты были в новинку российскому покупателю, то сегодня они есть практически на каждой улице. Подавляющее большинство сетевых магазинов крупных городов работают в рамках этой системы. На фоне этой тенденции может показаться, что торговля с прилавка окончательно стала анахронизмом, не имеющим право на существование. Какие факторы следует учитывать, переводя магазины на самообслуживание, и является ли этот способ торговли приемлемым для вашего магазина - вот два вопроса, на которые следует ответить прежде, чем принимать окончательное решение о модернизации.
Опыт показывает, что переход на самообслуживание способствует росту прибыли за счет сокращения издержек и роста товарооборота. Согласно мировой статистике, введение самообслуживания увеличивает товарооборот на 35%. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки эффективности самообслуживания на предприятиях торговли, а также поиском путей повышения этой эффективности.
Объект курсовой работы – торговое предприятие ООО «Лидер».
Предмет курсовой работы – метод реализации товаров ООО «Лидер», основанный на системе самообслуживания.
Цель курсовой работы – разработка мероприятий по повышению эффективности самообслуживания на торговом предприятии.
Задачи курсовой работы:
- Изучение особенностей и оценки эффективности перевода на самообслуживание торгового предприятия;
- Характеристика деятельности ООО «Лидер»;
- Оценка системы самообслуживания ООО «Лидер»;
- Разработка мероприятий по повышению эффективности самообслуживания.
Курсовая работа основана на материалах научной и учебной литературы, а также на данных периодических изданий. Работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Первая глава носит теоретический характер, вторая глава посвящена вопросам повышения эффективности системы самообслуживания на конкретном торговом предприятии.
Глава 1. Теоретические основы организации самообслуживания на торговом предприятии
1.1 Особенности и оценка эффективности перевода на самообслуживание торгового предприятия
Очереди в несколько касс разных отделов отпугивают покупателей прилавочного магазина. Маленькие магазины, после перехода на самообслуживание могут увеличить свой товарооборот в будние дни в среднем в 2,5 раза, а в выходные и праздничные – до 12 раз. Эти данные являются совершенно реальными и неоднократно достигнутыми торговыми компаниями в совместной работе со специалистами по торговому оборудованию и мерчандайзингу.[29, c. 51]
Существует стереотип о том, что решение о целесообразности перевода данного конкретного магазина на самообслуживание основывается прежде всего на оценке размеров его торговой площади и редко бывает успешным для магазинов с показателем менее 100 кв.м. На самом деле имеется достаточное количество примеров из реальной торговой деятельности, когда магазины 50-100 м.кв приносят товарооборот свыше 3200$ с метра торговой площади в месяц после перевода на самообслуживание с учетом уникально созданного формата и правильно размещенного торгового оборудования. Редко когда фирма-поставщик торгового оборудования способна сделать эту работу хорошо. Они не будут останавливаться на мелком заказе и думать о технологии работы в таком сложном пространстве. Поэтому такой магазин всегда должны делать профессионалы.
Использование приемов мерчандайзинга вкупе с возможностью представить в торговом зале большое количество товаров увеличивает объемы продаж. При переводе магазина с традиционной формы на самообслуживание специалисты особое внимание обращают на соблюдение так называемого «правила золотого треугольника» и «правила двух пальцев», когда полка по высоте должна соответствовать продаваемому товару. Слишком маленькое количество полок может серьезно уменьшить запас товаров на полках и повлиять на продажи, а несоблюдение «золотого треугольника» создать столпотворения и пробки в маленьком торговом зале.
Стоит иметь в виду, что уровень менеджмента в магазинах самообслуживания на порядок сложнее, чем при традиционных формах работы. Формат самообслуживания позволяет уменьшить количество продавцов, сэкономив на фонде оплаты труда. Количество консультантов, свободно перемещающихся по торговым площадям, можно изменять произвольно. Меняется и сама концепция работы сотрудников торгового зала: они уже не продают товар, а выкладывают и «помогают его купить».
Мелкие кражи товаров - самая серьезная причина, из-за которой собственники опасаются формата самообслуживания в торговле. Проблема воровства в рознице решается различными приемами. Например, самое удобное положение товара для вора - на уровне локтя, поэтому нельзя туда ставить дорогостоящие товары небольших размеров. Следует проследить, чтобы перед дверями магазина не валялись выброшенные покупателями чеки, и тогда потенциальные грабители не могут украсть тот товар, на который найден чек.
По статистике переход магазина на формат самообслуживания увеличивает товарооборот минимум на 40%. При этом в реальной торговой практике такие низкие результаты никогда не встречались. По статистике специалистов, занимающихся переводом магазинов на самообслуживание, это минимум 200%. При переводе магазина 100 кв. м. на самообслуживание владельцы магазина в среднем имеют: [38, c.16]
- рост товарооборота в денежном выражении – 2-2,5 раза;
- увеличение ассортимента, связанное с увеличением площадей выкладки товара на 40%.
Однако за такие результаты надо платить:
- повышение затрат на содержание персонала, связанное с необходимым увеличением его состава, количества и квалификации – 10-20%;
- удорожание оборудование вследствие переоснащения – 2-2,5 раза;
- увеличение неконтролируемых потерь (воровство покупателей и персонала) – 0,5-5%.
В целом при прочих равных условиях (проходимости и т.д.) перевод торгового предприятия в формат самообслуживания приводит к увеличению прибыли в среднем на 50%.
1.2 Особенности расстановки оборудования в торговом зале при самообслуживании
Грамотная расстановка торгового оборудования в магазине самообслуживания согласно искусству мерчендайзинга позволяет:
- свести на нет количество «мертвых зон»;
- увеличить количество «горячих» зон;
- управлять потоком покупателей в магазине;
- заставить полноценно работать каждый квадратный метр магазина;
- и, в конечном итоге, дает дополнительно как минимум 30% оборота только за счет знаний, как это нужно правильно делать.
Как специалисты создают правильную планировку магазина? После определения категорий товаров, необходимо распределить данные категории по торговому залу исходя из нескольких принципов: [47, c. 23]
- Прибыльность и оборачиваемость;
- Размеры товаров;
- Специфика размещения;
- Безопасность.
Для эффективного использования торгового пространства необходимо провести технологическое планирование и зонирование торгового зала, которые включают следующее:
- Детальная проработка планировки торговой зоны - зонирование отделов, циркуляция и навигация посетителей без мертвых зон;
- Мерчендайзинговый план товарного соседства в зале (правильно подобранные сочетания отделов усиливают продажи друг друга).
Возможно ли без привлечения специалистов в области мерчендайзинга самостоятельно справиться с планировкой, зонированием торговых зон и расстановкой оборудования?
Достаточно ли одного здравого смысла для того, чтобы расставить оборудование в торговом зале в соответствии со своими эстетическими предпочтениями. Отнюдь нет, и никто не застрахован от ошибок, хорошо известных и очевидных профессионалам.
Рассмотрим, что влияет на поток покупателя и «мертвые зоны»:
- Расположение товарных групп;
- Оборудование, экспозиции;
- Освещение;
- Расположение входа;
- Конфигурация помещения.