ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.1. Основные классификации источников трудового права
1.2. Федеральные законы и постановления Правительства РФ
1.3. Локальные нормативные акты
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА КАК ИСТОЧНИКА ТРУДОВОГО ПРАВА
2.1. Понятие и содержание трудового договора
2.2. Отличия трудового договора от смежных договоров о труде гражданско-правового характера
2.3. Условия и форма трудового договора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Право выступает в качестве важнейшего регулятора многих социальных процессов, происходящих в современном российском обществе. В трудовую деятельность человека, в той или иной мере, вовлекаются практически все члены общества. Именно поэтому вопросы, связанные с теоретической разработкой проблем регулирования трудовой деятельности и осмыслением роли и сущности института трудового договора, не теряют своей актуальности.
Кроме того, повышенное внимание к правовому регулированию труда приобретает в наши дни объективный характер, который обусловлен состоянием современной российской экономики. В условиях, когда в нашей стране происходит упрочение экономической системы рыночного типа, работник и работодатель выступают как субъекты, формирующие и регламентирующие отношения между собой на основе соглашения. Это соглашение достигается путём переговоров и закрепляется в таком принципиально важном для обеих сторон документе как трудовой договор, по поводу характера и природы которого, и возникают серьёзные дискуссии.
Проблематика природы и сущности источников трудового права, в том числе трудового договора, рассматривается и в наше время в трудах многих современных авторов, среди которых следует отметить работы таких специалистов в области трудового права как Л.Ю. Бугров, К.Н. Гусов, И.Я. Киселёв, С.П. Маврин, О.В. Смирнов, И.О. Снигирева, В.Н. Толкунова, Е. Б. Хохлов, В.И. Шкатулла.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с источниками трудового права.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие источники трудового права.
Цель данной работы – охарактеризовать понятие, сущность и правовую природу трудового договора в современном российском праве.
Достижение указанных целей представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить правовую природу и сущность современного трудового договора; 2) проанализировать реализацию трудового договора в современном российском праве.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Методологическую основу исследования составили соответствующие категории диалектики; общенаучные и частные методы: логический, исторический, системный, функциональный, сравнительный; синтез и анализ; метод абстрагирования, взаимосвязи общего, особенного и единичного, формы и содержания, сущности и явления.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности ее результатов в учебном процессе.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.1. Основные классификации источников трудового права
Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.
Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»[1].
Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.
Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.
В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.
Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.
Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ[2]:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы РФ;
- международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
- федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
- законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
- Указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
- нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
- нормативные акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ)[3], которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.
Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше.
Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.
Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.
Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).
В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).
Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).
Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности.