Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Модернизация современного воспитания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2008 | Страниц: 39

Введение

Глава 1. Специфика и актуальные проблемы современного воспитания

1.1. Целевая ориентация и основные проблемы современной воспитательной системы

1.2. Обоснование необходимости модернизации воспитания

Глава 2. Особенности и основные направления модернизации воспитания

2.1. Особенности модернизации современного воспитания

2.2. Закономерности модернизации основных воспитательных концепций  

Заключение

Список литературы   

Актуальность исследования.

Общество всегда самостоятельно выявляло приоритеты и стратегическую направленность воспитания ребенка. В особенности данная проблема ставилась в переломные периоды, когда государство пересматривало свои социально-политические основы, кардинально меняя их. Трансформации в политике происходят достаточно быстро, однако система образования, достаточно консервативна в своей сути и не может так же оперативно на них реагировать. Причина этому – необходимость пересмотра содержания учебно-воспитательной системы, ее качества, определения приоритетов воспитательного процесса. А в нашем многонациональном государстве – и необходимость выработки оптимального соотношения федерального, регионального и местного компонентов содержания воспитания.

По прошествии более полутора десятков лет жизни в новом государстве, наметились некоторые тенденции в развитии новой системы воспитания, вытекающие из установки, что основой качественно нового воспитания должно стать формирование деятельной личности, вооруженной современными знаниями, мировоззрением и ценностными ориентациями. Это прослеживается в коренном изменении подхода к оценке роли и места человека в мире, демократизации системы образования, педагогизации всех сторон жизни общества, усиливающейся интеграции педагогики с другими отраслями, стремлением войти в мировое образовательное пространство не только на словах, но и в реальности.

Сегодня много говорится о необходимости модернизации отечественного воспитания. При любой модернизации воспитания появляется ряд проблем. Первая из них: сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая проблема: если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья проблема и основная: привести систему воспитания в соответствие с запросами общества.

Модернизация – это обновление и совершенствование действующей системы воспитания.

В условиях социально-экономического и духовного обновления России и входящих в нее национальных регионов закономерно усиливается потребность во всестороннем научном осмыслении процесса модернизации системы образования.

Понятие «модернизации» в сфере воспитания сводится к нескольким основным значениям, которые характеризуют его как социально-педагогическое явление, отражающее современный период развития образовательной системы, ее кризис и смену образовательной парадигмы; как процесс структурной перестройки, изменения и трансформации типов учреждений образования; как принцип структурирования системы образования и современной образовательной политики; как тенденцию развития всех видов образования в мире, государстве, регионе; как всестороннее развитие видов образовательных программ, систем, форм обучения; как путь к преодолению неразвитости, слабой дифференциации и избыточной централизации системы регионального образования.

Цель исследования: изучение модернизации современного воспитания.

Объект исследования: модернизация современного воспитания.

Предмет: особенности модернизации современного воспитания.

Задачи исследования:

  1. Выявить целевую ориентацию и основные проблемы современной воспитательной системы.
  2. Раскрыть обоснование необходимости модернизации воспитания.
  3. Рассмотреть особенности модернизации современного воспитания.
  4. Проанализировать закономерности модернизации основных воспитательных концепций.

Методы исследования: теоретическое исследование, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структура работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

 

Глава 1. Специфика и актуальные проблемы современного воспитания

1.1. Целевая ориентация и основные проблемы современной воспитательной системы

На сегодня воспитательная система (технология) представляет собой единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.

Целевой направленностью современного воспитания выступают следующие ее уровни:

1 уровень – цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [13]:

- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом);

- формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационно - образовательное пространство);

- разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

2 уровень – региональные социально-воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей: главная – создание единого сельского воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия [13]:

  1. Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики.
  2. Интеграция ресурсов сельской среды для оптимального использования ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов.
  3. Сформированность и развитие системы социального партнерства.
  4. Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания.
  5. Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня.
  6. Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей.

3 уровень – цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития [13]:

Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.

Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

Развитие какой- либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.

Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.

Включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих проектов).

Организация культурно-досуговой деятельности в воспитывающей среде социально-педагогического комплекса «Внешкольник».

4 уровень – цели как планируемые результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы [13].

На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентного подхода:

  1. Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.
  2. Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.
  3. Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.
  4. Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Цель: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.

 Задачи:

- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

- приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

- воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;

- формирование у детей культуры межличностных отношений;

- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской

 беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;

- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [18].

Основные направления воспитательной деятельности [12]:

  1. ЗДОРОВЬЕ - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.
  2. СЕМЬЯ - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.
  3. ИНТЕЛЛЕКТ - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.
  4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
  5. ОТЕЧЕСТВО - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.
  6. ПРИРОДА – организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.
  7. ТРУД - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

Главным образом данная проблема связана с поиском путей возрождения в российском обществе чувства подлинного патриотизма как социальной, духовно-нравственной ценности. Чувство патриотизма невозможно без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его настоящего и прошлого влечет разрушение связи между поколениями – связи времен, что несет непоправимый урон развитию человека и народности в целом. Вследствие чего остро выступает потребность возродить и далее развивать национальное самосознание всех, включая самые малые народы России. В этом заключается смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания [13].

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народности, а также этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание реализовывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, так как столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Увеличение национальной розни приводит к необходимости анализа истоков подобных явлений, осознания их причин – и не только социально-экономических, но и педагогических. В силу чего актуальной становится проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей [26].

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания.

Книги:

  1. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2006. – 148с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2003. - 191 с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Дельта, 2008. – 678с.
  4. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология. Теория и практика. – М.: Педагогика, 2000. – 139 с.
  5. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Просвещение, 2005. – 538 с
  6. Вершловский, С.Г. Управление инновационными процессами в образовании // Андрогог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В. Шадриной. – СПб, 2000. – 242с.
  7. История педагогики и образование / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Наука, 2010. – 697с.
  8. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М.: Логос, 2008. – 187с.
  9. Лузан, С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. / С.А. Лузан. – М., 2003. – 159с.
  10. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. – 454с.
  11. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. – Новокузнецк, 2004. – 218с.
  12. Поляков, С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Дисс… док. пед. наук. – Ульяновск, 2003. – 157с.
  13. Радугин, А.А. Психология и педагогика – Москва: Вече, 2000.-526с.
  14. Савин, Н. В. Педагогика. – Москва, 2002. – 373с.
  15. Столяренко, А.М. Психология и педагогика – Москва: Наука, 2001. – 469с.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва: Просвещение, 2002. – 483с.
  17. Хомерики, О. Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс… канд. пед. наук / О.Г Хомерики. М., 2006. – 174.
  18. Эльконин А.Б., Вагнер Л.В. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. – М.: Наука, 2001. – 270с.

Статьи:

  1. Бенавот А. Критический анализ сравнительных исследований // Перспективы. – 2008. - № 1. – С. 57-75.
  2. Бруннер Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. – 2011. - № 3. – С. 23-36
  3. Валишин Ю. Культура мира - важнейшее направление деятельности ЮНЕСКО // Воспитание школьников. – 2003. - № 1. – С. 9-10.
  4. Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2003. – № 14. – С.15-19
  5. Вуз как воспитательное пространство. Материалы «круглого стола» // Педагогика. – 2009. - № 7. – С. 23-39.
  6. Кондаков A.M. Человеческий ресурс российского образования // Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 1 (17). - С. 3 - 20.
  7. Кутьев В. Патриотическое воспитание молодежи - проблема научного осмысления // Педагогика. – 2007. - № 7. – С. 107-110.
  8. Маклин Р. Среднее образование на распутье // Перспективы. – 2001. - № 3. – С. 24-37
  9. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. – 2001. – № 11. – С. 61-64.
  10. Новикова Л. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика? // Народное образование. – 2005. - № 4. – С. 88-92.
  11. Стрелкова И. Глобализация образования – место и роль России // Наш современник. – 2001. - № 4. - С. 226-240.
  12. Шафоростова E.H., Бугримова Л.В. Инновационная деятельность школы как фактор роста профессионализма педагогов // Модернизация российского образования. – 2005. - № 1 (30). – С. 28 -33.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское