Актуальность исследования.
Общество всегда самостоятельно выявляло приоритеты и стратегическую направленность воспитания ребенка. В особенности данная проблема ставилась в переломные периоды, когда государство пересматривало свои социально-политические основы, кардинально меняя их. Трансформации в политике происходят достаточно быстро, однако система образования, достаточно консервативна в своей сути и не может так же оперативно на них реагировать. Причина этому – необходимость пересмотра содержания учебно-воспитательной системы, ее качества, определения приоритетов воспитательного процесса. А в нашем многонациональном государстве – и необходимость выработки оптимального соотношения федерального, регионального и местного компонентов содержания воспитания.
По прошествии более полутора десятков лет жизни в новом государстве, наметились некоторые тенденции в развитии новой системы воспитания, вытекающие из установки, что основой качественно нового воспитания должно стать формирование деятельной личности, вооруженной современными знаниями, мировоззрением и ценностными ориентациями. Это прослеживается в коренном изменении подхода к оценке роли и места человека в мире, демократизации системы образования, педагогизации всех сторон жизни общества, усиливающейся интеграции педагогики с другими отраслями, стремлением войти в мировое образовательное пространство не только на словах, но и в реальности.
Сегодня много говорится о необходимости модернизации отечественного воспитания. При любой модернизации воспитания появляется ряд проблем. Первая из них: сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая проблема: если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья проблема и основная: привести систему воспитания в соответствие с запросами общества.
Модернизация – это обновление и совершенствование действующей системы воспитания.
В условиях социально-экономического и духовного обновления России и входящих в нее национальных регионов закономерно усиливается потребность во всестороннем научном осмыслении процесса модернизации системы образования.
Понятие «модернизации» в сфере воспитания сводится к нескольким основным значениям, которые характеризуют его как социально-педагогическое явление, отражающее современный период развития образовательной системы, ее кризис и смену образовательной парадигмы; как процесс структурной перестройки, изменения и трансформации типов учреждений образования; как принцип структурирования системы образования и современной образовательной политики; как тенденцию развития всех видов образования в мире, государстве, регионе; как всестороннее развитие видов образовательных программ, систем, форм обучения; как путь к преодолению неразвитости, слабой дифференциации и избыточной централизации системы регионального образования.
Цель исследования: изучение модернизации современного воспитания.
Объект исследования: модернизация современного воспитания.
Предмет: особенности модернизации современного воспитания.
Задачи исследования:
- Выявить целевую ориентацию и основные проблемы современной воспитательной системы.
- Раскрыть обоснование необходимости модернизации воспитания.
- Рассмотреть особенности модернизации современного воспитания.
- Проанализировать закономерности модернизации основных воспитательных концепций.
Методы исследования: теоретическое исследование, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Специфика и актуальные проблемы современного воспитания
1.1. Целевая ориентация и основные проблемы современной воспитательной системы
На сегодня воспитательная система (технология) представляет собой единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.
Целевой направленностью современного воспитания выступают следующие ее уровни:
1 уровень – цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [13]:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом);
- формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационно - образовательное пространство);
- разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.
2 уровень – региональные социально-воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей: главная – создание единого сельского воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия [13]:
- Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики.
- Интеграция ресурсов сельской среды для оптимального использования ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов.
- Сформированность и развитие системы социального партнерства.
- Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания.
- Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня.
- Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей.
3 уровень – цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития [13]:
Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.
Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.
Развитие какой- либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.
Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.
Включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих проектов).
Организация культурно-досуговой деятельности в воспитывающей среде социально-педагогического комплекса «Внешкольник».
4 уровень – цели как планируемые результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы [13].
На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентного подхода:
- Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.
- Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.
- Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.
- Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист.
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Цель: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.
Задачи:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;
- воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;
- формирование у детей культуры межличностных отношений;
- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской
беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [18].
Основные направления воспитательной деятельности [12]:
- ЗДОРОВЬЕ - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.
- СЕМЬЯ - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.
- ИНТЕЛЛЕКТ - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.
- ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
- ОТЕЧЕСТВО - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.
- ПРИРОДА – организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.
- ТРУД - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.
Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.
Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.
Главным образом данная проблема связана с поиском путей возрождения в российском обществе чувства подлинного патриотизма как социальной, духовно-нравственной ценности. Чувство патриотизма невозможно без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его настоящего и прошлого влечет разрушение связи между поколениями – связи времен, что несет непоправимый урон развитию человека и народности в целом. Вследствие чего остро выступает потребность возродить и далее развивать национальное самосознание всех, включая самые малые народы России. В этом заключается смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания [13].
Российская Федерация – страна, в которой живут разные народности, а также этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание реализовывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, так как столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Увеличение национальной розни приводит к необходимости анализа истоков подобных явлений, осознания их причин – и не только социально-экономических, но и педагогических. В силу чего актуальной становится проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей [26].
Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания.