Введение
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие «монологическая речь» и её значение в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
1.2 Средства развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста
Глава 2. Анализ психолого-педагогических условий использования дидактической игры в развитии монологического речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Понятие и значение дидактической игры в дошкольном образовании
2.2 Влияние дидактической игры на развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь - важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Говоря о развитии языковых способностей, исследователи опираются на положения психологов и лингвистов об основных этапах овладения языком (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, P. O. Якобсон, А. К. Маркова).
Развитие связной монологической речи в жизни любого человека играет огромную роль. Каждые человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, который владеет красивой, правильной, простой речью, приятно и интересно общаться. Чтобы стать таким интересным человеком требуется большая работа и много времени. Для этого необходимо развивать связную монологическую речь с детства.
Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования дидактической игры как средства развития монологической речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение психолого-педагогических условий использования дидактической игры как средства развития монологической речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Охарактеризовать понятие: «монологическая речь» и её значение в развитии среднего дошкольника.
- Изучить средства развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
- Выделить особенности развития речи у детей среднего дошкольного возраста
- Определить возможности дидактической игры в развитии монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие «монологическая речь» и её значение в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
В становлении личности ребенка немаловажную роль играет родной язык. Язык и речь, как правило, рассматриваются в психологии, философии и педагогике равно как переплетение, в котором сходятся разнообразные направления психического развития: мышление, воображение, память и эмоции.
Выдающиеся отечественные ученые Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и другие занимались задачами и проблемами становления речи детей дошкольного возраста.
Определяя речь, С. Л. Рубинштейн пишет: «Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания».
Психолог Р. С. Немов таким образом определяет речь: «Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».
Выдающийся ученый А. А. Леонтьев в свою очередь рассматривает слово речь как «деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.
Монологическая речь - это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания).
Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание).
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).