Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения имени существительного в 5 классе общеобразовательной школы
1.1. Анализ программы русского языка для 5 классов общеобразовательных школ Российской Федерации
1.2. Анализ учебников русского языка для 5-6 классов общеобразовательных школ Российской Федерации
1.3. Методы и приемы изучения имени существительного в 5 классе
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся 5 класса по теме «Имя существительное»
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по формированию знаний, умений и навыков учащихся 5 класса по теме «Имя существительное» при помощи ИКТ
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.
В настоящее время в изучении родного языка появляются элементы стилистики и культуры речи, синтаксиса текста; возникает так называемое «школьное речеведение» - значительное количество новых понятий: «общение», «речь как деятельность» и «речь как ее продукт», «говорящий и слушающий», «адресат речи», «аудирование», «текст», «редактирование текста» и др.
Обобщая, можно сказать, что развитие речи в школе и его методика вступили в новый виток своего подъема, соединяя в себе традиции и новаторство, укрепляя свой научный фундамент. Методика отвечает на запросы общественного развития; современному человеку мало знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи.
Таким образом, чтобы приступить к рассмотрению современных методических теорий, связанных с обучением речи, грамматике правописанию, чтению и т. д., необходимо понять и оценить то, что накоплено методикой обучения русскому языку за последние десятилетия, какими значительными идеями она пополнилась, какие из них уже реализованы в массовой практике или в экспериментальных системах, какие еще ждут своего воплощения.
Объектом настоящего исследования является процесс обучения предмету «Русский язык» в среднем общеобразовательной школе.
Предмет исследования – методы и приемы изучения имени существительного в 5 классе.
Цель исследования – изучить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся 5 класса по теме «Имя существительное».
В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач:
- Провести анализ программы русского языка для 5 классов общеобразовательных школ Российской Федерации;
- Провести анализ учебников русского языка для 5-6 классов общеобразовательных школ Российской Федерации;
- Выявить методы и приемы изучения имени существительного в 5 классе;
- Провести эмпирическое исследование уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся 5 класса по теме «Имя существительное»;
- Составить методические рекомендации по формированию знаний, умений и навыков учащихся 5 класса по теме «Имя существительное» при помощи ИКТ.
Методы исследования:
- Теоретические – анализ научно-теоретической и методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта;
- Практические – наблюдение, тестирование.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения имени существительного в 5 классе общеобразовательной школы
1.1. Анализ программы русского языка для 5 классов общеобразовательных школ Российской Федерации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года – новый нормативный документ. Появление этого документа означало, что школе предстоит качественная перестройка всей образовательной деятельности, данный процесс и имеет место последние несколько лет.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новым системно-деятельностным образовательным моделям, которые связаны с принципиальными изменениями в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также следуют и изменения в технологии обучения, в которую внедряются новые информационно-коммуникационные технологии, что открывает значительные возможности в расширении образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.
Следует также отметить, что успех в работе с детьми по формированию универсальных учебных действий зависит от компетентности учителя при выборе учебной программы и учебно-методического комплекта, как оптимального средства освоения ее содержания на каждом уроке.
Рабочая программа является частью иерархии учебных программ. Эта программа составляется с учетом действующего федерального образовательного стандарта, например, ФГОС ООО, стандарта второго поколения.
Помимо этого, необходимо принимать во внимание Примерную программу по предмету, авторскую программу, в соответствие с которой написан тот учебник, что используется учителем в преподавании учебной дисциплины. Первый документ преимущественно ориентирует на обеспечение образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Второй документ включает в себя в основном формулировки целей, задач, содержание обучения русскому языку. Третий документ детализирует группировку дидактических единиц по годам обучения. Однако соотнесенность образовательных требований с дидактическими единицами разделов программ представляется недостаточно совершенной.
Помимо этого, с появлением программных разделов таких как «Речевое общение», «Речевая деятельность», «Культура речи», «Язык и культура народа» утрачивается коммуникативная направленность изучения дидактических единиц, обеспечивающих формирование лингвистической компетенции, традиционная направленность работы по развитию речи школьников при изучении языковой теории.