Курсовая работа|Педагогика

Представление о личностном развитии ребенка в научной школе Выготского

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 28

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы личностного развития ребенка

1.1 Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского ο развитии личности ребенка

1.2 Законы психического развития ребенка, разработанные Л.С. Выготским

Глава 2. Анализ стадиальности психического развития ребенка по Л.С. Выготскому

2.1 Стадии психического развития личности ребенка

2.2 Кризисные периоды детского развития

Глава 3. Проблемы личностного развития ребенка

3.1 Проблема возрастной периодизации детского развития

3.2 Проблема субъектности личности ребенка

Заключение

Список использованных источников

Тема, исследуемая в данной работе, - «Представление о личностном развитии ребенка в научной школе Л.С. Выготского».

Актуальность темы исследования. Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Объект исследования – научная школа Л.С. Выготского.

Предмет исследования – личностное развитие ребенка.

Цель курсовой работы – проанализировать представление о личностном развитии ребенка в научной школе Л.С. Выготского.

Задачи:

1) рассмотреть теоретические основы личностного развития ребенка;

2) проанализировать стадиальность психического развития ребенка по Л.С. Выготскому;

3) определить проблемы личностного развития ребенка.

Теоретическая основа работы:

Изучением проблем формирования личности ребенка занимались такие известные психологи, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ркбинштейн, С. Дерябо, Л.Ф. Обухова и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы личностного развития ребенка

1.1 Основные положения культурно-исторической теории                      Л.С. Выготского ο развитии личности ребенка

Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Л.С. Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль - самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в "зоне ближайшего развития", как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

У каждого ребенка есть навыки, которые он уже освоил (например, он умеет есть кашу, правильно держа ложку и не размазывая все лицо во время еды), и навыки, которые он освоит в ближайшее время (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его взаимодействия с малышом и последующих попыток применить на практике полученные знания, создать головку своего первого неумелого узла - и происходит то самое развитие, к которому все мы стремимся для своих детей. Иными словами, развитие ребенка зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи навыков, которые еще не были изучены, но уже недоступны для изучения.

B­зрo­c­лый кa­к бы пo­дтягивa­e­т рe­бёнкa­ нa­ нo­вый урo­вe­нь, нa­ нo­вый этa­п рa­звития. O­блa­c­ть ближa­йшe­гo­ рa­звития, рa­зумe­e­тc­я, кa­ждый гo­д (a­ в мa­лe­нькo­м вo­зрa­c­тe­ дa­жe­ кa­ждый мe­c­яц) рa­знa­я. И зa­бo­тливый рo­дитe­ль дo­лжe­н пo­c­тo­яннo­ o­глядывa­ть прo­c­трa­нc­твo­ рe­бёнкa­, в рa­змышлe­ниях o­ тo­м, нe­т ли кa­ких-нибудь c­пo­c­o­бo­в нa­учить рe­бёнкa­ тo­му, чтo­ e­му пo­кa­ e­щё c­a­мo­му нe­ пo­д c­илу.

Это совсем не похоже на наш традиционный подход к стандартному воспитанию ребенка, потому, что включает в себя довольно много времени, уже отдаваемого ребенку почти ежедневно. Это только малыш, чтобы попытаться вымыть полы и пролитый чай, как мы кричим на него, ругаясь и время от времени за пролитый чай и липкий пол, и свободны, чтобы очистить результаты инициативы. Но умный родитель не будет слишком расстроен. Где правильнее будет налить воду ребенку в тазик, вооружить его шваброй, показать, как ее нужно отжимать, зачем нужно мыть из дальнего угла комнаты к выходу - и так далее. А когда ребенок справится - обязательно похвалить его за инициативу, пробудить в нем чувство гордости за "самостоятельно" выполненное "взрослое дело", поощрить его ответственное поведение.

И это отношение должно быть распространено на всех, даже больше, чем описанная ситуация. При каждой возможности помочь ребенку-позволить ему делать, а не делать вместо этого, а делать с ним. И только так можно постепенно перенести его на следующие этапы своего развития.

На этих самых этапах также следует обсудить более подробно. Выготский был уверен, что развитие личности - это не постепенный и плавный процесс, а резкий. Это как взбираться на гору. Вам не нужно все время взбираться на скалу, вместо этого вы перемещаетесь с одного плато на более высокое. Так развивается личность - какое-то время он находится на одном и том же плато, долго пытается прыгнуть, взобраться на другое, и в один прекрасный день это предприятие заканчивается победой.

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
  2. Берк, Л.Е. Развитие ребенка / Л.Е. Берк. - М.: Питер, 2015. - 331 c.
  3. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
  4. Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания. // НЛО, 2007, № 85 
  5. Винникотт, Д.В. Ребенок, семья и внешний мир / Д.В. Винникотт. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 945 c.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, 2005
  7. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. Соч.Т.4. ‑ М., 1984.
  8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. ‑ М., 1956.
  9. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2014. - 225 c.
  10. Выготский Л.С. Из прошлого в будущее// Воспитание и обучение детей с нарушение развития № 6.2008.
  11. Дерябо С. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. № 3. 2002. С. 261–265.
  12. Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии// Дефектология № 1, 2011
  13. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии, 1996. № 6
  14. Мурзина Е.Б. Полисубъектная коммуникативно-познавательная среда и ее роль в развитии личности детей старшего дошкольного возраста//Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии – 2013 - № 1(2).
  15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М,2009.
  16. Словарь Л.С. Выготского /под ред. А.А.Леонтьева. М,2010
  17. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Автореф. ... д-ра психол. наук. – Н. Новгород, 2012. 48 с.
  18. Хоршева, Наталья Сенсомоторное и коммуникативное развитие детей: / Наталья Хоршева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 240 c.
  19. Чубукина, Екатерина Кризисы роста. Решение психологических проблем / Екатерина Чубукина. - М.: Гельветика, 2014. - 413 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское