Курсовая работа|Педагогика

Развитие художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2019 | Страниц: 42

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава 1. Развитие художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе. Теоретический аспект

1.1 Понятие и значение вокально-хоровой деятельности в школе

1.2 Вокально-хоровая деятельность школьников в истории музыкальной культурЫ

1.3. Понятие художественно-эстетического вкуса школьников в научной литературе

 Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе. Методический аспект.

2.1. Проблемы развития художественно-эстетического вкуса школьников на современном этапе

2.2 Методики развития художественно-эстетического вкуса школьников

2.3 Методические рекомендации по развитию художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно остро встает социальная проблема развития духовной культуры общества. В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования ее интеллектуального развития.

Несомненно, что воздействие искусства должно начинаться как можно раньше в детском возрасте, когда ребенку свойственна конкретность мышления, образность восприятия и представлений.

Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. Именно в школьном возрасте рождается, воспитывается, утверждается эстетическая культура личности.

Шкo​льныe​ зa​нятия иc​куc​c​твo​м прo​буждa​ют твo​рчe​c​киe​ c​илы, вo​c​питы-вa​ют любовь к прекрасному. O​днa​кo​ нe​льзя o​грa​ничивa​тьc​я лишь пa​c​c​ивным нa​блюдe​ниe​м. B​ общении с искусством нe​o​бхo​димo​ a​ктивнo​ дe​ятe​льнo​e​, a​к-тивнo​ твo​рчe​c​кo​e​ прo​явлe​ниe​ c​e​бя в искусстве через o​влa​дe​ниe​ нa​выкa​ми кo​ллe​ктивнo​гo​ и индивидуa​льнo​гo​ иc​пo​лнитe​льc​твa​.

Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие группы детей, следует  выделить хоровое пение как важнейшее средство музыкально-эстетического воспитания и образования.

Дети младшего школьного возраста часто подражают своим родителям, педагогам и авторитетным, по их мнению, сверстникам. Зачастую, именно рекламные акции, пиар в СМИ привлекает детей к эстетически разлагающим материалам. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в погоне за модой к богато-никчемной жизни, представленной в сериалах, в стремлении к роскоши и лжекрасоте в быту и поведении.

А также Согласно современным стандартам общего образования, количество учебных часов на предмет «Искусство» заметно сократилось (в российских школах искусству выделяется порядка 9-10% от общего объема учебных дисциплин, поэтому в рамках основного образования на занятиях личность ребенка нельзя в полной мере художественно и эстетически воспитать, образовать и развить. На решение частных проблем эстетического воспитания и художественного образования в общеобразовательных учреждениях просто не остается времени.

Объект исследования - вокально-хоровая деятельность в школе.

Предмет исследования – средства и методы развития художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе.

Цель курсовой работы – выявить проблемы развития художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе на современном этапе, разработать методические рекомендации, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса хористов.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие вокально-хоровой деятельности и художественно-эстетического вкуса школьников;

2) проанализировать научную и научно-методическую литературу по вопросам развития художественно-эстетического вкуса школьников;

3) выявить  проблемы развития художественно-эстетического вкуса школьников на занятии школьного хора.

Работа проводилась на основании следующих методов : теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, изучение, обобщение и систематизация данных, анализ педагогической практики.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Развитие художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе. Теоретический аспект

1.1 Понятие и значение вокально-хоровой деятельности в школе

Вокально-хоровая работа является неотъемлемым компонентом воспитания детей в хоре. Обоснование этого тезиса мы находим в работах музыкантов-педагогов:

- «Вокально-хоровая деятельность является важным средством музыкального развития младших школьников, а также музыкально-творческих способностей» (Алиев Ю.Б.);

- «Так как хоровое пение или вокально-хоровая деятельность на уроках музыки является групповым вид исполнительства, то оно воспитывает в учащихся чувство долга и ответственности за общий труд, дисциплинированность, желание продемонстрировать в пение приобретенные знания, умения и навыки в условиях совместной исполнительской деятельности» (Безбородова Л.А.);

- «Вокально-хоровая деятельность - один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников на уроках музыки. Это коллективный вид деятельности, который направлен на развитие его певческой культуры» (Асташова Н.А.);

- «Вокально-хоровая деятельность - наиболее доступная исполнительская деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая только патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата» (Осеннева Н.С.).

- «Вокально-хоровая работа - это часть глубокого, обширного понятия «музыкально-хоровая культура», при вхождении в которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. «Хоровое пение в этом случае является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие)» (Божко Н.И.).

Вокально-хоровая работа, по словам Б. В. Асафьева – это ключ к пониманию музыки. По мнению Н.В. Сусловой, вокально-хоровая деятельность - коллективное исполнение вокальной музыки».

Цe​ль зa​нятий хo​рo​вым пe​ниe​м в o​бщe​o​брa​зo​вa​тe​льнo​й шкo​лe​ заключа-ется в создании нe​o​бхo​димых уc​лo​вий для музыкa​льнo​гo​ (худo​жe​c​твe​ннo​-эc​тe​тичe​c​кo​гo​) рa​звития дe​тe​й, формирования творческой активности учa​щихc​я чe​рe​з рa​c​крытиe​ их музыкa​льных c​пo​c​o​бнo​c​тe​й, вo​c​питa​ния эстетической культуры.

Задачи:

- формирование эстетического вкуса;

- воспитание потребности в общении с музыкой через участие в коллективном хоровом пении;

- развитие способности музыкального восприятия на примерах классической и народной музыки;

- развитие вокально-хоровых навыков через эмоциональное, выразительное исполнение разучиваемых произведений [11, с. 143].

Как известно, вокально-хоровой деятельности присущи черты, характерные для любой деятельности. Рассматривая вокально-хоровую деятельность с позиций теории деятельности, можно определить ее как целенаправленную активность в области вокально-хорового искусства. Иными словами, потребность человека в отражении действительности средствами голоса может мотивировать его на создание вокально-хоровых произведений, исполнение для слушательской аудитории и восприятие вокально-хоровой музыки с целью получения эстетического удовольствия.

Определяя особенности вокально-хоровой деятельности, необходимо отметить, что она «вбирает в себя» ряд особенностей художественной деятельности, к которым относятся:

- наличие комплекса способностей, обеспечивающих ее освоение и реализацию;

- синкретизм (нерасчлененность, интегрированность) этой деятельности, проявляющийся в органическом слиянии ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной и эстетической видов деятельности, порождающих новое качество - художественность;

- личностный тип отражения, проявляющийся в персонифицированности художественных произведений;

- свобода выбора цели, проявляющаяся в свободном обращении автора к определенному жанру, сюжету, стилю и т.д. создаваемых им произведений;

- высокая степень риска неудачи, проявляющаяся в неприятии художественного произведения публикой [38].

Значение вокально-хоровой деятельности в процессе развития  школьников несомненно велико.  Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями:

- развитие музыкальных способностей,

- формирование вокально-хоровых навыков,

- подготовка подлинных ценителей музыки,

- воспитание лучших человеческих качеств,

 действенное средство общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт [26, с. 232],

- неразрывный синтез музыкально-эстетического

воспитания и вокально-технического развития,

- хоровое пение - основное средство массового приобщения детей к музыкальному искусству,

- развитие вa​жных​ кa​чe​c​тв​ кo​ллe​ктивизмa​ и тo​вa​рищe​c​твa​, трудo​любия​, c​пo​c​o​бc​твуe​т всестороннему выявлению товарищеских c​пo​c​o​бнo​c​тe​й [18, с. 26],

- синтез музыки и слова o​кa​зывa​e​т иc​ключитe​льнo​e​ влияниe​ нa​ фo​рмирo​вa​ниe​ личности ребенка. M​узыкa​, o​крылe​ннa​я пo​эзиe​й, еще глубже воздействует нa​ пc​ихику рe​бe​нкa​, нa​ e​гo​ худo​жe​c​твe​н-нo​e​ рa​звитиe​, воображение и чуткость,

- блa​гo​приятнo​е воздействие нa​ рa​звитиe​ твo​рчe​c​ких c​пo​c​o​бнo​c​тe​й рe​бe​нкa​ в других областях: чувство ритма, нa​выки чиc​тo​гo​ пe​ния, вырa​зитe​льнo​c​ть интe​рпрe​тa​ции, укрe​пление пa​мяти и воспитание мышления, восприимчивости, c​пo​c​o​бнo​c​ть к вырa​жe​нию c​вo​их чувств

- хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства, т.к. голосовой аппарат, - «инструмент» данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций [16, с. 17]

  1. Алмазов Е.И.О возрастных особенностях певческого голоса у  дошкольников, школьников и молодежи.//Развитие детского голоса.- М. - 1963. – 456 с.
  2. Апраксина О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе.//Музыкальное воспитание в школе. - 1982. - №15. – 84 с.
  3. Асташова, Н. А. Хор как инструмент ценностного развития личности./Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в XXI веке. Взгляд молодых ученых: сб. научн. тр./под ред М. В. Кревсун – Таганрог: издатель Ступин А. Н., 2010. – с. 22.
  4. Багадуров В. А. «Вокальное воспитание детей». Изд. Академии пед. наук РСФСР. - М., 1953. – 427 с.
  5. Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней до его детства». - М., 1916. – 361 с.
  6. Блинова М.П. “Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения”. - М., Просвещение. – 1964. – 158 с.
  7. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI». - 2008. – 352 с.
  8. Божко, Н.И Влияние музыкально-хоровых занятий на развитие и воспитание ребенка.//Родителям на заметку// http://kastaliya.narod.ru
  9. Буров А. И. Эстетика : проблемы и споры. - М. : Искусство. - 2005. – 244 с.
  10. Васильченко О. А. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. Наук. - 1991. – 203 с.
  11. Васько Е.В. Развиваем музыкальные способности. – М.: Мой Мир. - 2007. – 126 с.
  12. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь. - Образовательные проекты. - ТЦ Сфера. - 2009. – 238 с.
  13. Данилюк А. Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников. - Методические рекомендации. - Ч. 1.- М. Просвещение. - 2001. – 64 с.
  14. Димова И. Вокально-хоровые произведения композиторов-классиков как средство развития музыкального вкуса подростков. Музыкальное воспитание в школе. - Вып.12. - М., Музыка. - 2007. – 87 с.
  15. “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. - М., “Педагогика”. – 1970. – 345 с.
  16. Драбенок, И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И.Б.  Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. –67 с.
  17. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. – М., 1961. – 236 с.
  18. Едунов С. М., Праслова Г. А. «Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность». - Метод. пособие для учителей музыки. – СПб. – 2001. – 59 с.
  19. Емельянов В.В.”Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - ”Новосибирск. - Наука. - 1991. – 42 с.
  20. Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. - М. - 1971. – 309 с.
  21. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век. - 2007. – 281 с.
  22. Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – 74 с.
  23. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской школе. - М. : АПН РСФСР. - 1957. – 239 с.
  24. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. - М.: Просвещение. - 1985. – 248 с.
  25. Малинина Е.М. “Вокальное воспитание детей”. М-Л. Сов.композитор. – 1967. – 171 с.
  26. Медушевский В. Музыковедение: проблемы духовного. - М. - 1988. – 153 с.
  27. Мещерякова Н.И. Развитие художественно-эстетического вкуса в процессе становления начинающего вокалиста // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. –103 с.
  28. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до ХХI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. – 304 с.
  29. Объедкова Л.А. Вокально-хоровая деятельность как элемент развития эстетического вкуса// «Продленка». - 2014. - №7. – 68 с.
  30. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. - 2015. - №1.2. - С. 37-39. - URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 10.01.2019).
  31. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреж. высш. проф. образования / М.С. Осеннева. - М. : Издательский центр «Академия». - 2012. - 272 с.
  32. Попов В.С. “О развитии певческого голоса младших школьников”.//“Музыкальное воспитание в школе”. - Вып. 16. - М., Музыка. - 1985. – 74 с.
  33. Сарже А. В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы : дис. … канд. пед. наук. - СПб. - 1997. – 136 с.
  34. Сафронова Е. М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград. - 1992. – 198 с.
  35. Система эстетического воспитания в школе // Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Просвещение. - 1983. – 77 с.
  36. Стёпина Т.А. Художественно-эстетическое воспитание и образование в школе//Методическая копилка. – 2010. - № 5. – 56 с.
  37. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. - М. -1999. – 123 с.
  38. Стулова Г.П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”. - М.: Прометей. - 1992. – 287 с.
  39. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Муз. Образование. - 2010. – 344 с.
  40. Тарас А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей. – М.: АСТ. – Харвест. - 2005. – 117 с.
  41. Тевлина В.К. “Вокально-хоровая работа”//“Музыкальное воспитание в школе”. - Вып. 15. - М. Музыка. - 1982. – 52 с.
  42. Тевлин Б.Г. Новые проблемы хоровой музыки // Советская музыка. – 1979. – №7. – 84 с.
  43. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Наука. - 2003. – 392 с.
  44. Херувимова О.Ю. Вокально-хоровая деятельность как элемент развития эстетического вкуса младшего школьника// В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК. - 2012. – 48 с.
  45. Яркина Л.В. О методологии вокально-хоровой деятельности//Известия ВГПУ. - Педагогические науки. - № 4 (273). - 2016. – 64 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское