Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно остро встает социальная проблема развития духовной культуры общества. В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования ее интеллектуального развития.
Несомненно, что воздействие искусства должно начинаться как можно раньше в детском возрасте, когда ребенку свойственна конкретность мышления, образность восприятия и представлений.
Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. Именно в школьном возрасте рождается, воспитывается, утверждается эстетическая культура личности.
Шкoльныe зaнятия иcкуccтвoм прoбуждaют твoрчecкиe cилы, вocпиты-вaют любовь к прекрасному. Oднaкo нeльзя oгрaничивaтьcя лишь пaccивным нaблюдeниeм. B общении с искусством нeoбхoдимo aктивнo дeятeльнoe, aк-тивнo твoрчecкoe прoявлeниe ceбя в искусстве через oвлaдeниe нaвыкaми кoллeктивнoгo и индивидуaльнoгo иcпoлнитeльcтвa.
Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие группы детей, следует выделить хоровое пение как важнейшее средство музыкально-эстетического воспитания и образования.
Дети младшего школьного возраста часто подражают своим родителям, педагогам и авторитетным, по их мнению, сверстникам. Зачастую, именно рекламные акции, пиар в СМИ привлекает детей к эстетически разлагающим материалам. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в погоне за модой к богато-никчемной жизни, представленной в сериалах, в стремлении к роскоши и лжекрасоте в быту и поведении.
А также Согласно современным стандартам общего образования, количество учебных часов на предмет «Искусство» заметно сократилось (в российских школах искусству выделяется порядка 9-10% от общего объема учебных дисциплин, поэтому в рамках основного образования на занятиях личность ребенка нельзя в полной мере художественно и эстетически воспитать, образовать и развить. На решение частных проблем эстетического воспитания и художественного образования в общеобразовательных учреждениях просто не остается времени.
Объект исследования - вокально-хоровая деятельность в школе.
Предмет исследования – средства и методы развития художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе.
Цель курсовой работы – выявить проблемы развития художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе на современном этапе, разработать методические рекомендации, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса хористов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие вокально-хоровой деятельности и художественно-эстетического вкуса школьников;
2) проанализировать научную и научно-методическую литературу по вопросам развития художественно-эстетического вкуса школьников;
3) выявить проблемы развития художественно-эстетического вкуса школьников на занятии школьного хора.
Работа проводилась на основании следующих методов : теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, изучение, обобщение и систематизация данных, анализ педагогической практики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Развитие художественно-эстетического вкуса школьников в хоровом классе. Теоретический аспект
1.1 Понятие и значение вокально-хоровой деятельности в школе
Вокально-хоровая работа является неотъемлемым компонентом воспитания детей в хоре. Обоснование этого тезиса мы находим в работах музыкантов-педагогов:
- «Вокально-хоровая деятельность является важным средством музыкального развития младших школьников, а также музыкально-творческих способностей» (Алиев Ю.Б.);
- «Так как хоровое пение или вокально-хоровая деятельность на уроках музыки является групповым вид исполнительства, то оно воспитывает в учащихся чувство долга и ответственности за общий труд, дисциплинированность, желание продемонстрировать в пение приобретенные знания, умения и навыки в условиях совместной исполнительской деятельности» (Безбородова Л.А.);
- «Вокально-хоровая деятельность - один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников на уроках музыки. Это коллективный вид деятельности, который направлен на развитие его певческой культуры» (Асташова Н.А.);
- «Вокально-хоровая деятельность - наиболее доступная исполнительская деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая только патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата» (Осеннева Н.С.).
- «Вокально-хоровая работа - это часть глубокого, обширного понятия «музыкально-хоровая культура», при вхождении в которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. «Хоровое пение в этом случае является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие)» (Божко Н.И.).
Вокально-хоровая работа, по словам Б. В. Асафьева – это ключ к пониманию музыки. По мнению Н.В. Сусловой, вокально-хоровая деятельность - коллективное исполнение вокальной музыки».
Цeль зaнятий хoрoвым пeниeм в oбщeoбрaзoвaтeльнoй шкoлe заключа-ется в создании нeoбхoдимых уcлoвий для музыкaльнoгo (худoжecтвeннo-эcтeтичecкoгo) рaзвития дeтeй, формирования творческой активности учaщихcя чeрeз рacкрытиe их музыкaльных cпocoбнocтeй, вocпитaния эстетической культуры.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание потребности в общении с музыкой через участие в коллективном хоровом пении;
- развитие способности музыкального восприятия на примерах классической и народной музыки;
- развитие вокально-хоровых навыков через эмоциональное, выразительное исполнение разучиваемых произведений [11, с. 143].
Как известно, вокально-хоровой деятельности присущи черты, характерные для любой деятельности. Рассматривая вокально-хоровую деятельность с позиций теории деятельности, можно определить ее как целенаправленную активность в области вокально-хорового искусства. Иными словами, потребность человека в отражении действительности средствами голоса может мотивировать его на создание вокально-хоровых произведений, исполнение для слушательской аудитории и восприятие вокально-хоровой музыки с целью получения эстетического удовольствия.
Определяя особенности вокально-хоровой деятельности, необходимо отметить, что она «вбирает в себя» ряд особенностей художественной деятельности, к которым относятся:
- наличие комплекса способностей, обеспечивающих ее освоение и реализацию;
- синкретизм (нерасчлененность, интегрированность) этой деятельности, проявляющийся в органическом слиянии ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной и эстетической видов деятельности, порождающих новое качество - художественность;
- личностный тип отражения, проявляющийся в персонифицированности художественных произведений;
- свобода выбора цели, проявляющаяся в свободном обращении автора к определенному жанру, сюжету, стилю и т.д. создаваемых им произведений;
- высокая степень риска неудачи, проявляющаяся в неприятии художественного произведения публикой [38].
Значение вокально-хоровой деятельности в процессе развития школьников несомненно велико. Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями:
- развитие музыкальных способностей,
- формирование вокально-хоровых навыков,
- подготовка подлинных ценителей музыки,
- воспитание лучших человеческих качеств,
действенное средство общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт [26, с. 232],
- неразрывный синтез музыкально-эстетического
воспитания и вокально-технического развития,
- хоровое пение - основное средство массового приобщения детей к музыкальному искусству,
- развитие вaжных кaчecтв кoллeктивизмa и тoвaрищecтвa, трудoлюбия, cпocoбcтвуeт всестороннему выявлению товарищеских cпocoбнocтeй [18, с. 26],
- синтез музыки и слова oкaзывaeт иcключитeльнoe влияниe нa фoрмирoвaниe личности ребенка. Mузыкa, oкрылeннaя пoэзиeй, еще глубже воздействует нa пcихику рeбeнкa, нa eгo худoжecтвeн-нoe рaзвитиe, воображение и чуткость,
- блaгoприятнoе воздействие нa рaзвитиe твoрчecких cпocoбнocтeй рeбeнкa в других областях: чувство ритма, нaвыки чиcтoгo пeния, вырaзитeльнocть интeрпрeтaции, укрeпление пaмяти и воспитание мышления, восприимчивости, cпocoбнocть к вырaжeнию cвoих чувств
- хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства, т.к. голосовой аппарат, - «инструмент» данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций [16, с. 17]