Введение
Глава 1. Проблема профессионального выбора подростков в свете психологии
1. Психофизиологические особенности подросткового возраста
2. Развитие профессиональных интересов подростков
Глава 2. Профориентационная работа с подростками
1. Понятие профориентации
2. Проблемы профессионального самоопределения учащихся
3. Профессиональная ориентация и консультирование подростков
Заключение
Литература
Актуальность работы
Подростки, как и родители, часто не осведомлены о тех су-щественных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.
Объект исследования: 24 подростка (13 мальчиков, 11 девочек) в возрасте 12-16 лет.
Предмет исследования: влияние возрастных особенностей личности подростка на процесс профориентации.
Цель: выявить особенности профориентационной работы с подростками.
Задачи:
1) выявить основные психофизиологические особенности, характерные для школьников подросткового возраста,
2) выявить оптимальные направления профессиональной ориентации и консультирования подростков,
3) сделать выводы по результатам исследования.
1. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности со-циализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. №4. С.31.
2. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М. Буякас//Воросы психологии.-2011.-№ 2.-С,28-40
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М., 1983.
4. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
5. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г
6. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2012.
7. Душкова Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академический проект, 2012.
8. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.
9. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: ВЛАДОС, 2013.
10. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.
11. Иванова Н.Е. «Взаимосвязь интересов и когнитивных стилей в профессиональном самоопределении старших школьников» Л 1987
12. Йовайша Л.А.Проблемы профориентации школьников.М., Педагогика, 1983.
13. Карпов А.В. Психология труда. – М.: Владос, 2013.
14. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.
16. Колденкова А.Т. «Педагогические факторы формирования профессиональной направленности» Л 1987
17. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.
18. Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 5.
19. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2010.-№ 1.-С.57-66.
20. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2013.
21. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1,1991.
22. Павлютенкова Е. Профориентация учащихся .К., Рад.школа, 1983.
23. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и школа.-2010.-№ 11-12.-С.19-21
24. Поливанова К. М. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996.- №1.
25. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов; Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвящение, 1988.
26. Прощинская Е. Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для старших классов. М., 1996.
27. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» Москва-Воронеж 1996
28. Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог-2011.-№ 2.-С.2-3.
29. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М, Митиной.-М.,1998
30. Психология подростка / Под ред. А.А. Реан. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013
31. Рескина С.Е. «Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения» Л !986
32. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – ВЛАДОС, 2012
33. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 1999.-383с.
34. Стратегия жизни в современных условиях (Образование, профессия, карьера): Для 10-11 классов средней школы / Под ред. Михайлов И.П. – М.: Союз, 2013.
35. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Институт психотерапии, 2013.
36. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – ВЛАДОС, 2013.
37. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.