Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация
1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией
Глава 2. Исследование специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Основы коррекции ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.
Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки: зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.
Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).
В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия». Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.
Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Гипотеза исследования - у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.
3. Разработать рекомендации к коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с незначительными нарушениями речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).
1. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической работы с больными, страдающими гнусавостью.— В кн.: Методические материалы по лечению расстройств речи. - СПб., 2013.
2. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюсти на расстройство речи и методы лечения их.— В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. - М., 2012.
3. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М., 1997.
5. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией. – М., 2013.
6. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 2011.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009.
8. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. - М., 2013.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М, 2009.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
11. Ипполитова А.Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. - М., 2012.
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
14. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 2013.
15. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. - М., 1998.
18. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2010.
19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2011.
20. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
21. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995.
22. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. - М., 2012.
23. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
24. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 2013.
25. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М., 2012.
26. Уракова А. И. Нервно-психические изменения у детей с врожденными расщелинами губы и неба.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М., 2011.
27. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. - М., 2014.
28. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. М., 1973.
29. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162
30. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1999.
31. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. - М., 1997.
32. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
33. Шипилова Е.В. Основы логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 224 с.
34. Яковенко В. Н. Восстановление речи после операции расщелин неба в возрасте 9—12 лет.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М , 2011.