Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

Оригинальность работы по системе антиплагиат, на октябрь 2017 года, составила 14.14%.
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 44

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация

1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией

Глава 2. Исследование специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Основы коррекции ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

Заключение

Литература

Приложения

Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.

Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет социальную значимость нашего исследовании.

В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки: зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.

Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).

В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.

Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия». Это определяет практическую значимость данной работы.

Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.

Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.

Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

Гипотеза исследования - у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.

2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.

3. Разработать рекомендации к коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».

Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с незначительными нарушениями речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).

1. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической работы с больными, страдающими гнусавостью.— В кн.: Методические материалы по лечению расстройств речи. - СПб., 2013.

2. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюсти на расстройство речи и методы лечения их.— В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. - М., 2012.

3. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.

4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М., 1997.

5. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией. – М., 2013.

6. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 2011.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009.

8. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. - М., 2013.

9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М, 2009.

10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2010. - 95 с.

11. Ипполитова А.Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. - М., 2012.

12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.

14. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 2013.

15. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.

16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

17. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. - М., 1998.

18. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2010.

19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2011.

20. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.

21. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995.

22. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. - М., 2012.

23. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

24. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 2013.

25. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М., 2012.

26. Уракова А. И. Нервно-психические изменения у детей с врожденными расщелинами губы и неба.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М., 2011.

27. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. - М., 2014.

28. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. М., 1973.

29. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162

30. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1999.

31. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. - М., 1997.

32. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.

33. Шипилова Е.В. Основы логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 224 с.

34. Яковенко В. Н. Восстановление речи после операции расщелин неба в возрасте 9—12 лет.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М , 2011.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское