Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте
1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста
1.2. Особенности развития познавательной сферы у подростков
Глава II Эмпирическое исследование развития познавательных процессов в подростковом возрасте
2.1. Организация и методики эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос развития познавательных процессов у подростков актуален тем, что психические процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития познавательных процессов подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы личности ребенка. Все это составляет социальную значимость данного исследования.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли познавательных процессов в умственном развитии ребенка, об определении сущности отдельных его видов. Как показали исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, познавательные процессы выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условием личностных преобразований, способствуют саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако работ по изучению особенностей динамики развития познавательных процессов в подростковом возрасте явно недостаточно. Это предопределяет научную значимость данной работы.
Практическая значимость обусловлена тем, что различные познавательные процессы имеют разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию в системе семейного и школьного образования. Анализ условий и факторов, способствующих организации психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов в подростковом возрасте, может быть использовано в практической работе психологами и педагогами общего и дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что проявление различных познавательных процессов влияет на воспитание и образование ребенка подросткового возраста. Этот факт предопределяется особенностями индивидуального подхода к развитию личности в системе образования. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какой динамикой развития обладают различные познавательные процессы у подростков разного возраста.
Цель исследования: проведение психодиагностики уровня развития познавательных процессов у подростков.
Объект исследования: личность ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.
Предмет исследования: познавательная сфера ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.
Гипотеза: в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию познавательных процессов в подростковом возрасте уделяется не равнозначное внимание. Исходя из этого, динамика проявления тех или иных познавательных процессов у ребенка в течение подросткового периода меняется не только в сторону развития, но и в сторону снижения показателей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития личности в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов у подростков.
3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей развития познавательной сферы у подростков разного возраста.
4.Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.С. Кона, а также С.А. Рубенштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 352 с.
2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2011.
4. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. - М., 1981.
5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2015. – 376 с.
6. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. - М.: Издательство Московского университета, 1980.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2011.
8. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2009. – 992 с.
10. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. - Л., 1988.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2012. – 592 с.
12. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2014. – 348 с.
13. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010. – Кн. 1: Общие основы психологии.
14. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 2007. – 348 с.
15. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 1995.
16. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.
17. Практикум по общей психологии/ Под ред. Т.И. Пашуковой. – СПб.: Питер, 2007.
18. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
19. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990.
20. Психология подростка/ Под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2012. – 430 с.
21. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. – 640 с.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2009.
23. Реан А.А. Акцентуации характера подростков. – М., 2015.
24. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
25. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2012.
26. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 2008.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
28. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2013.
29. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.
30. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М., 1983. – 137 с.
31. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.
32. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
33. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 2008.
34. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.
35. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. - М., 2007.
36. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в под-ростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фроло¬ва. — М.: Роспедагентство, 2008. — С. 313—320.