Введение
Глава 1. Дидактические игры их место и роль в образовательном процессе
1.1. Педагогические ценности дидактических игр
1.2. Структура дидактических игр
1.3. Подбор дидактических игр и руководство ими
Глава 2. Описание опытной работы с детьми
2.1. Использование дидактических игр на занятиях по математике
2.2. Диагностика уровня математического развития детей
Заключение
Литература
Приложения
Игра широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей достаточно давно.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Для ребят дошкольного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них это учеба, труд, форма воспитания. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие школьника в целом. В последнее время особенное значение приобретают применение дидактических игр при обучении дошкольников основам математики, русского языка и других предметов. Этот факт и определяет социальную значимость нашего исследования.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н.Аванесовой, Ф.Н. Блехер, 3.М.Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф.Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, А.П.Усовой, Б.И. Хачапуридзе. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Однако в данных работах не уделяется достаточного внимания применению дидактических игр на уроках математики с дошкольниками, что и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми в возрасте 5-6 лет.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему исследования.
На современном этапе развития научной педагогической мысли, констатируется, что для успешного формирования личности ребенка-дошкольника необходимо применять дидактические игры, которые позволяют развивать познавательную, эмоциональную, интеллектуальную сферы детей. Этот факт обусловлен самой спецификой развития человека на этом этапе онтогенеза. В то же время на сегодняшний день остается еще мало изученным условия и способы применения дидактических игр в математическом развитии ребенка в возрасте 5-6 лет.
Цель исследования – изучение роли дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Объект исследования - дидактическая игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра в математическом развитии дошкольников.
Гипотеза исследования: применение дидактических игр на занятиях по математике с дошкольниками поможет детям овладеть необходимыми знаниями в этой области.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать дидактическую игру как метод развития личности детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть структуру, отбор и руководство дидактическими играми.
3. Экспериментально изучить проблему применения дидактических игр на занятиях по математике у дошкольников.
Эксперимент проводился на базе ДОУ № 16. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет подготовительной группы. Также нами были опрошены родители этих дошкольников (10 человек) и воспитатели, работающие с детьми в этой группе.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М.,2015.
2. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления.— М., 1985.
3. Возлинкая М.Ф. Нестандартная математика в школе. – М,1993.
4. Воронов В.В. Педагогика школы. – М., 2012.
5. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1988.
6. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987.
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978.
8. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
9. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1988.
10. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 2011.
11. Козлова В.А. Книга по математике для детей и воспитателей. – М.: Школьная пресса, 2014.
12. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.
13. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
15. Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
16. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Мн., 1989.
17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
19. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
20. Сай М.К., Удальцова Е.И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. – Мн.: Народная Асвеста, 1979.
21. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. – Мн.: Народная Асвеста, 1990.
22. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики \\Начальная школа. - №2 ., 2011
23. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.
24. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987.
25. Собалевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Мн., 2011.
26. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
27. Тарабарина Т.И., Елкина И.В. И учеба и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2011.
28. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
29. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
30. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2013.
31. Щербинина С. И др. Примеры и задачи. Тетрадь по математике для дошкольников. – М., 2015.
32. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984.