Введение
1 Теоретические основы организации вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов
1.1 Понятие «вычислительный навык»
1.2 Формирование вычислительных навыков в начальной школе
1.3 Методы и приемы формирования вычислительных навыков у младших школьников
2 Экспериментальная работа по организации вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов
2.1 Изучение уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 класса
2.2 Реализация заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников
2.3 Эффективность организации вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов
Заключение
Список использованных источников
Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.
В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому необходимость вооружения учащихся прочными вычислительными навыками обосновывает актуальность выбранной темы для изучения.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.
В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения вычислительных приемов, при котором постепенно вводятся приемы, включающие большее число операций, а приемы, усвоенные ранее, включаются в новые в качестве основных операций.
Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности учащихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию и закреплению вычислительных навыков у учащихся.
Цель работы – провести исследование организации вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов.
Объект исследования – организации вычислительной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – организация вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов.
Задачи:
1. Изучить понятие «вычислительный навык».
2. Охарактеризовать формирование вычислительных навыков в начальной школе.
3. Определить методы и приемы формирования вычислительных навыков у младших школьников.
4. Описать логику проведения констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 класса.
5. Разработать задания, способствующие эффективному и осознанному формированию вычислительных навыков.
Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении организации вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования для организации вычислительной деятельности на уроках математики у учащихся начальных классов.
Структура работы. Исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике: Лекции 1–4 / И.И. Аргинская, Е.В. Вороницына. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 48 с.
2. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
3. Баматова Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – №1. – С. 66–68.
4. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. – 1993. – №11. – С. 38–43.
5. Веренич Н.В. Формирование математической культуры: содержание, технологии, средства // Вестник ТОГИРРО. – 2015. – № 2. – С. 12-13.
6. Воробьева Е.Д. Формирование вычислительных навыков у младших школьников с использованием мультимедийных технологий на уроках математики // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 2 (февраль). – С. 116-117.
7. Дегтярева Л.В. Средства формирования вычислительной культуры школьников // Вестник ТОГИРРО. – 2014. – №1. – С. 11.
8. Иванова Т.А. Коррекция вычислительных навыков // Вопросы педагогики. – 2016. – № 11 (ноябрь). – С. 27-29.
9. Калямова Л.Р., Шмелёва Н.Г. Формирование вычислительных навыков в начальном курсе математики // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 1. – С. 82-84.
10. Севостьянова С.А., Юлдыбаева А.С. Формирование вычислительных навыков и умений в математике // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 1 (март). – С. 31-32.
11. Слепцова Л.Н. Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики // Научно-методический электронный журнал Концепт – 2016. – №19 (май). – С.309-314.
12. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // Актуальные проблемы развития науки и образования: «АР-Консалт», 2014. – С. 131–132.