Введение
Глава 1. История развития российской административной юстиции
1.1. Административная юстиция в СССР
1.2. Административная юстиция в РФ
Глава 2. Роль административной юстиции
2.1. Место административной юстиции в структуре
административного права
2.2. Взаимосвязь административной юстиции
с административным процессом
Глава 3. Функционирование административной юстиции
3.1. Система административной юстиции
3.2. Процессуальные проблемы осуществления
административной юстиции
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования связана с тем, что административная юстиция - важный институт обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также правопорядка в целом. Эта ветвь судебной власти в современных зарубежных странах развивается как обособленная структура. Ее задача заключается в разрешении административных споров - конфликтов между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами и должностными лицами публичной власти - с другой. При этом административные суды проверяют законность актов органов и должностных лиц публичной администрации и в случае нарушения ими закона отменяют их либо обязывают издавшие акт или вышестоящие органы и должностных лиц отменить или изменить их. Кроме того, в ряде стран на высшие органы административной юстиции возложена проверка конституционности и законности нормативных актов, издаваемых администрацией.
В России вопрос о развитии административной юстиции и создании административных судов имеет долгую историю. В частях 2 и 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации предусматривается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Действующая Конституция связывает осуществление судебной власти судами общей юрисдикции и арбитражными судами под общим надзором Верховного Суда Российской Федерации с подведомственностью не только гражданских, уголовных и экономических споров, но и административных дел.
Теоретические споры о правовой природе административного судопроизводства (гражданско-процессуальная, административно-процессуальная либо смешанная) завершились на практике принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), воплотившего схемы смешанного процесса, включающего правосудие и судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных полномочий органами законодательной и исполнительной властей. На практике расширения российской системы судебных органов за счет создания специализированных административных судов не произошло.
Цель исследования – выявить понятие, историю, сущность российской административной юстиции.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития российской административной юстиции: административная юстиция в СССР и Российской Федерации;
- выявить место административной юстиции в структуре административного права;
- найти взаимосвязь административной юстиции с административным процессом;
- охарактеризовать систему административной юстиции;
- выявить процессуальные проблемы осуществления административной юстиции.
Объект исследования – общественные отношения в сфере осуществления административной юстиции.
Предмет исследования – институт административной юстиции.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского административного законодательства.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы основного текста, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Глава 1. История развития российской административной юстиции
1.1. Административная юстиция в СССР
Идеи формирования института административного судопроизводства относительно новы, поскольку всерьез и активно о нем заговорили в административно-правовой литературе на рубеже XX - XXI вв.[1]. С 60-х гг. XX в. появляются работы Г.И. Петрова[2], Ю.М. Козлова[3]. В 60 - 70-х гг. административная юстиция увеличила число своих сторонников, появились исследования Н.Г. Салищевой[4], В.Д. Сорокина[5], Д.М. Чечота[6]. В связи с обсуждением мер по дальнейшему продвижению судебной реформы в России широкий общественный резонанс получила идея организации отдельного вида судов общей юрисдикции - административной юстиции.
В процессе развития органов административной юстиции в советский период можно выделить несколько этапов. Становление института административной юстиции после 1917 г. разделяют на четыре этапа: на первом этапе (1918 - 1924 гг.) создаются общие и специальные квазисудебные органы по разрешению жалоб граждан; на втором этапе (1924 - 1937 гг.) защита публичных прав граждан осуществлялась в административном порядке; на третьем этапе (1937 - 1961 гг.) суды общей юрисдикции постепенно наделяются компетенцией по контролю за действиями администрации; с 1961 по 1993 гг. происходит расширение полномочий судов общей юрисдикции по разрешению административно-правовых споров
В 1921 - 1924 гг. Россия вплотную приблизилась к образованию органов административной юстиции и выработке процессуальных правил административного судопроизводства. Однако идея административной юстиции получила клеймо буржуазного, чуждого советскому институту
В дальнейшем происходило постепенное расширение круга дел административно-правового характера, относящихся к подведомственности судов общей юрисдикции. К 1970 г. их количество достигло 30 видов. Конституция СССР 1977 г. (ст. 58), а затем Конституция РСФСР 1978 г. (ст. 56), впервые в российском законодательстве закрепившие право на обжалование в суд действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий и ущемляющих права граждан, не устанавливали никаких прямых ограничений на обжалование в суд любых действий любых должностных лиц, что создавало предпосылки для действия принципа всеобщего обжалования. Но данная норма Основного закона не действовала, так как не было законного механизма ее реализации.
В 1980 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, а затем и КоАП РСФСР. Эти законодательные акты закрепили право граждан обжаловать в суд постановления об административных взысканиях, наложенных на них в административном порядке, и установили порядок направления жалоб в суд.
В конце 80 - начале 90-х гг. в СССР сложились две основные формы рассмотрения жалоб граждан на решения должностных лиц: административная и судебная. Однако происходило постоянное расширение полномочий судов общей юрисдикции по разрешению административно-правовых споров.
Правовые реформы 1991 г., принятие Концепции судебной реформы 1991 г., Конституции РФ 1993 г., Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» вновь в повестке дня поставили вопрос о создании системы специализированных административных судов в России.