ВВЕДЕНИЕ
- Правовой статус государственного служащего
- Служебная и административная деликтность
- Материальная, уголовная и гражданская ответственность государственных служащих
- Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения
- Проблемы и направления совершенствования
системы ответственности государственных служащих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования обусловлена следующим.
Реформа государственной службы в России предъявляет серьезные требования к своим субъектам - государственным служащим, которые должны иметь профессиональное образование и обладать соответствующей специализацией. Принцип профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих закреплен на законодательном уровне в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Цель исследования – проанализировать особенности ответственности государственных служащих на современном этапе реформирования гражданской службы России.
Задачи исследования:
- проанализировать правовой статус государственного служащего;
- определить специфику ответственности государственного служащего, для чего выявить служебную и административную деликтность; материальную, уголовную и гражданскую ответственность государственных служащих;
- выявить особенности ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений;
- определить проблемы и направления совершенствования системы ответственности государственных служащих.
Объект исследования – общественные отношения в сфере привлечения государственного служащего к ответственности.
Поскольку тема является очень обширной, ограничим предмет исследования нормативно-правовым регулированием и практикой привлечения к ответственности государственных гражданских служащих.
Концептуальные идеи теоретико-правовых направлений, являющихся отправными для исследования, в том числе и ответственности государственных служащих, сформулированы в трудах многих российских правоведов. На современном этапе многоплановые проблемы государственной службы с административно-правовых позиций решают ученые-административисты Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.И. Веремеенко, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Оболонский, В.А. Прокошин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров.
Нормативную основу исследования составляет Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Уголовный кодекс от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Федеральные законы: от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 № 58-ФЗ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение и библиографический список.
1. Правовой статус государственного служащего
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
государственных образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
государственных органов (федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основные особенности регулирования служебных отношений на гражданской службе установлены законами. Здесь принципиально значимы три закона: Трудовой кодекс РФ[1] - ТК РФ, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] (далее - Закон о системе государственной службы) и Закон о гражданской службе[3]. Это Законы одинакового уровня, и их взаимодействие в регулировании служебных отношений является предметом отдельного рассмотрения.
Среди названных Законов особое место занимает Закон о системе государственной службы. В нем исходя из принципа единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ определена система государственной службы, сформулированы понятия государственной службы и отдельных ее видов, принципы ее построения и функционирования. Закон устанавливает следующие виды государственной службы: государственную гражданскую, военную, государственную службу иных видов. Каждый вид должен регулироваться федеральным законом о виде государственной службы, который согласно Закону о системе государственной службы может предусматривать и другие принципы ее построения и функционирования.
В указанном Законе развиты положения Конституции о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам регулирования государственной гражданской службы. В частности, установлено, что правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта РФ. Закон о гражданской службе закрепляет за субъектами РФ только полномочие по ее организации. Это означает, что федеральные нормы о гражданской службе полностью распространяются на гражданских служащих субъектов РФ. Субъекты РФ вправе принимать свои законы по вопросам, которые отнесены федеральными законами к их компетенции, а также дополнять законодательство о гражданской службе положениями, не противоречащими предписаниям федеральных законов. Представители науки административного права причисляют Закон о гражданской службе к нормативным актам административного права и иногда называют его «служебным кодексом»[4], что не совсем верно. Указанный Закон, помимо вопросов организации гражданской службы, регулирует отношения, связанные с трудовой деятельностью гражданских служащих, что, однако, не свидетельствует об изменении их правовой природы. По своему характеру это трудовые отношения, и нормы права, их касающиеся, относятся к трудовому праву, но являются специальными нормами. Закон о гражданской службе упорядочивает широкий круг отношений по применению профессиональной деятельности гражданских служащих. Это отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прекращением, продолжительностью служебного времени, оплатой труда гражданских служащих, рассмотрением служебных споров.