Введение
Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения
1.1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
1.2. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе
1.3. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения
Глава 2. Особенности патриотического воспитания обучающихся 4 класса
2.1. Сущность и характеристика понятий «патриотизм», патриотическое воспитание
2.2. Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников
2.3. Проектная деятельность как средство формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса
Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности проектной деятельности для формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса
3.1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса
3.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников в проектной деятельности
3.3 Динамика уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, преобразовавшись тем самым в эффективный фактор развития страны.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) позволили сделать вывод, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа – важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
В Законе «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина – патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Предмет исследования: возможность проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Цель курсовой работы – рассмотреть возможности проектной деятельности как средства формирования патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения;
- Провести анализ особенностей патриотического воспитания обучающихся 4 класса;
- Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса;
- Изучить динамику уровня сформированности патриотических чувств у обучающихся 4 класса.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогичекой и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, конкретизация.
Методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение опыта работы учителей начальных классов по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа.
2.1. Сущность и характеристика понятий «патриотизм», патриотическое воспитание
Уважение к своей стране подрастающего поколения, любовь Родине и верность Отечеству, уважение гражданами государства – эти критерии всегда были в центре внимания ученых в течение всей истории развития людей. С древнейших времен философы и педагоги обращали большое внимание на этот вопрос.
Я.А. Коменский выделял, что одним из значимых установок воспитания должно быть воспитание у детей желание приносить благо своими поступками большому количеству сограждан.
В российской педагогической науке немало исследований обращено к вопросами патриотического воспитания. Великие преподаватели считали патриотизм, желанием гражданина к благополучию Родины ведущей ролью духовной жизни. К примеру, А.Н. Радищев утверждал, что «подлинный гражданин и сын отчизны одно и то же», он «если уверен в том, что смерть его даст защиту и честь отчизне, то не испытывает страха пожертвовать жизнью».
А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» выделял, что ключевыми линиями воспитания детей обязаны быть: «поселить в сердце сына праотеческие положительные нравственные качества, сделавшие бессмертным целую нацию; наградить сограждан настоящим соревнователем в общественных благах».
Учитель и философ 2000-х годов И.Ю. Ястребцов, раскрывая определение «патриотизм», говорил, что «патриотизм может быть так же заблуждающимся или нерешающим своей цели, как будто неуместная благотворительность. Понятия «благотворительность» и «патриотизмом» имеют много общего. Не почтенна притворная благотворительность, презренна и ложная любовь к Родине, но обе необъяснимо наполняют душу высоким смыслом, когда они непорочны».
Вопросами патриотизма занимался великий ученый А.Ф. Афтонасьев, он подчёркивал, что воспитание должно подготовить человека для социума. Обязано «вырастить» и сформировать в нем идею, чувствования и волю по духу, законам и потребностям того социума, в котором человек будет жить, по масштабности той сферы, на которой он будет функционировать».
К.Д. Ушинский, формируя принцип народности в воспитании, особо выделял необходимость воспитания у детей любви к Родине, человеколюбия, трудолюбия, ответственности. При этом он выделял большое влияние труда на развитие личности.