Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
1.1 Понятие произносительной стороны речи и этапы ее развития в онтогенезе
1.2 Причины и механизмы нарушения произносительной стороны речи у детей
1.3 Особенности развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Практические аспекты исследования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.1 Анализ технологий выявления нарушений произносительной стороны речи детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ технологий преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.3 Методические рекомендации для преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Значение работы по совершенствованию произносительной стороны речи трудно переоценить. Высокое качество звучания речи имеет социальное значение, так как обеспечивает эффективность, легкость, быстроту общения, способствует лучшей передаче и адекватному восприятию собеседниками их мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность произносительной стороны устной речи, являющейся весьма значимым показателем общей речевой культуры человека.
Объект исследования: произносительная сторона речи детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедические технологии, направленные на выявление и преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: Определение путей, преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитие.
Задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме исследования.
- Описать симптоматику и механизмы нарушения произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Провести анализ технологий выявления и преодоления нарушений произносительной стороны речи.
- Разработать рекомендации по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблеме; сравнение; обобщение; систематизация.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
1.1 Понятие произносительной стороны речи и этапы ее развития в онтогенезе
Основным ядром новой парадигмы анализа общения, порождения и восприятия речи, формирования языковой способности личности явилась теория речевой деятельности. Она возникла на базе общей теории деятельности А.Н. Леонтьева, который в свое время разработал ее на основе психологической характеристики личности. Речевая деятельность – исходное понятие для понимания сущности и исследования динамического аспекта языка, – языка в действии, речи. Оно включает процесс порождения (говорение/написание) и восприятия (слушание/чтение, понимание) /текста и результат этой деятельности с явными и скрытыми следами завершившейся деятельности. Именно в речевой деятельности проявляется глубинная сущность языка, его функций, его безграничных выразительных возможностей.
Л. Давыдович указывает, что «понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся особенности речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи)».
Интонация (от лаг. intonare – «громко произносить») – ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. У интонации важная роль. Во-первых, она является грамматическим признаком предложения: именно ею предложение отличается от словосочетания. Во-вторых, функция интонации – выражать значения. Этому служит ряд средств: интонационная конструкция, место центра интонационной конструкции, синтагматическое членение.
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. М. М. Алексеева отмечает, что интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС КонсультантПлюс
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Москва: Академия, 2000. – 400 с.
- Арушанова, А. Г. Игры, способствующие формированию у дошкольника предпосылок грамотности /А. Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, М. Ю. Пыткова // Современный детский сад. 2014. № 1. С. 24-29.
- Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез /Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. Москва: Прометей, 2013. – 192 с.
- Белова, С. С. Артикуляционные предпосылки развития речи ребенка раннего возраста / С. С. Белова, О.Е. Громова // Дефектология. 2009. № 4. С. 51-60.
- Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов /Л. И. Белякова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 256 с.
- Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. Москва: ПАРАДИГМА, 2012. 312 с.
- Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. Москва: MПСУ, 2014. 530 с.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5-0174-1.shtml (дата обращения: 12.04.2021).
- Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /С. С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг, 2016.148 с.
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /В. К. Воробьева. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 158 с.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.
- Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников /Г. Г. Голубева. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер-цена: Союз, 2000. 196 с..
- Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок /Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 12-23.
- Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. Москва: ТЦ Сфера, 2011. 170 с.
- Ефименко, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименко. Москва: Просвещение, 1985. 116 с.
- Жинкин, Н. И. Механизмы речи /Н. И. Жинкин [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/310286/ (дата обращения: 12.04.2021).
- Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. Москва: Просвещение, 1963. 286 с.
- Иванова, Е. Особенности становления звуковой стороны слов у детей младшего дошкольного возраста /Е. Иванова [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-stanovlenija-zvukovoi-storony-slov-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 12.04.2021).
- Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей: ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская [Электронный ресурс]. URL: http://www.gogolevka.ru/catalog/info/elkat14/104961 (дата обращения: 12.04.2021).
Всего 40 источников литературы