Введение
Глава 1. Теоретические основы ценовой политики предприятия
1.1 Сущность цены
1.2 Ценовая политика: понятия и этапы
1.3 Теоретические подходы к процессу ценообразования
Глава 2. Анализ ценовой политики в ООО «Константа»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ ценовой политики предприятия
Глава 3. Направления совершенствования управления ценообразованием в ООО «Константа»
3.1 Мероприятия по совершенствованию ценообразования ООО «Константа»
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения
Цена в условиях рыночной экономики – важный экономический фактор деятельности предприятия, с которым оно должно считаться и по возможности стараться на него влиять. В условиях конкурентного рынка цена формируется под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от предприятия, и является в большинстве случаев для него заданной величиной.
Минимальная возможная цена на товар определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием уникальных достоинств товара. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме следует придерживаться при назначении цены. Можно выделить следующие четыре метода ценообразования: «Средние издержки плюс прибыль», анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли, установление цены с ориентацией на спрос, определение цены с ориентацией на конкуренцию.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что все без исключения предприятия нуждаются в разработке цены на продукцию и услуги.
Объект дипломной работы - ООО «Константа».
Предмет дипломной работы – система управления формированием цен на продукцию ООО «Константа».
Цель дипломной работы – разработка мероприятий по повышению эффективности ценообразования в ООО «Константа».
Задачи дипломной работы:
- Изучить теоретические основы ценообразования;
- Рассмотреть основные методы ценообразования на предприятии;
- Изучить особенности управления ценообразованием на предприятии;
- Охарактеризовать деятельность ООО «Константа»;
- Провести анализ финансового состояния предприятия;
- Рассмотреть структуру цены на продукцию ООО «Константа»;
- Разработать мероприятия по повышению эффективности ценообразования в ООО «Константа».
Методической базой дипломной работы являются материалы научной и учебной литературы, а также данные периодических изданий. Практической базой дипломной работы является финансовая отчетность ООО «Константа».
Дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает три главы. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает вопросы эффективного формирования цен на продукцию и услуги коммерческих предприятий. Вторая глава носит аналитический характер. В ней представлена характеристика ООО «Константа» и анализ его финансового состояния и системы ценообразования. В третьей главе приводятся рекомендации по повышению эффективности ценообразования в ООО «Константа».
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применить полученные результаты исследования в практической деятельности организаций.
Глава 1. Теоретические основы ценовой политики предприятия
1.1 Сущность цены
Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли—продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.
Сущность цены определяется двумя основными теориями.
Основы первой теории – стоимостной теории цены – были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.
Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.
Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом.
Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли—продажи товаров.
Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.
В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.
Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.
Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).
Цена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести.
Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу. Выделяют два способа ценообразования:[1]
1) централизованное ценообразование означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;
2) рыночное ценообразование означает формирование цен, основанное на взаимодействии спроса и предложения.
Одной из главных проблем как коммерческих, так и некоммерческих организаций является утверждение оптимальной цены на свои товары и услуги.
Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. В состав розничной цены входят:
- Себестоимость продукции;
- Прибыль предприятия-изготовителя;
- Наценки посредников;
- Налоги.