ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Понятие и уровни активизации познавательной деятельности обучающихся
1.2 Активизация познавательной деятельности обучающихся
2 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ
2.1 Общая характеристика методов активизации познавательной деятельности обучающихся
2.2 Средства активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике
2.3 Разработка плана занятия с использованием методов активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время роль экономического образования неуклонно возрастает в связи с необходимостью быть грамотным в области экономики для понимания экономических процессов, и явлений. Но для того, чтобы процесс изучения экономики был продуктивным и достаточно интересным, необходимо использовать различные методы обучения, способствующие наиболее эффективному усвоению материала.
Психологический аспект развития познавательной активности исследовался в работах А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М.. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной педагогической науке эта проблема рассматривалась в трудах П. П. Аристовой, В. И. Лозовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и других ученых.
Объект исследования – процесс обучения экономике в системе СПО.
Предмет исследования – формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
Цель курсовой работы – выявить методы и формы активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике и на этой основе разработать план-конспект занятия.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и уровни активизации познавательной деятельности обучающихся;
2) дать общую характеристику методов активизации познавательной деятельности обучающихся;
3) проанализировать формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике;
4) изучить наглядные пособия, оборудование и средства активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике;
5) разработать плана занятия с использованием методов активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике.
Методы исследования: анализ и синтез литературы, метод сравнения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Понятие и уровни активизации познавательной деятельности обучающихся
Активизация познавательной деятельности обучающегося в системе среднего профессионального образования имеет важное значение для практики обучения.
Понятие «деятельность» является одним из основных, определяющих в психологии, поэтому сложно дать однозначное определение такому понятию. Большой вклад в разработку понятия «деятельность» в отечественной психологии внесли С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.
По утверждению С. Л. Рубинштейна, психическое явление возникает и существует в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, непрекращающегося потока воздействий окружающего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними условиями, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних условий, определяющих его историю.
Таким образом, деятельность – это процесс взаимного влияния человека на окружающий мир и окружающий мир на человека.
В научной литературе существуют различные подходы к определению познавательной деятельности; мы ограничимся лишь теми из них, в которых в качестве субъекта познавательной деятельности рассматривается обучающийся. Полагаем, что наилучшим образом содержание термина «познавательная деятельность» раскрыто в учебном пособии В. А. Сластенина. Он, в частности, пишет: «познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений ... (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.)».