Введение
Глава 1 Теоретические основы развития восприятия в онтогенезе
1.1 Восприятие как психический процесс
1.2 Закономерности развития слухового восприятия в онтогенезе
Глава 2 Специфика развития восприятия речи у детей с нарушениями слуха в процессе предметно-практической деятельности
2.1 Характеристика слухового восприятия речи детей с патологией слуха
2.2 Сущность, роль и возможности использования предметно-практической деятельности для развития у детей с нарушением слуха восприятия речи
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на увеличение количества детей с патологией слуха остаются недостаточно разработанными методы развития восприятия речи у детей с нарушениями слуха, а также роль предметно-практической деятельности в данном процессе. Недостаточность развития восприятия речи у детей с нарушенным слухом, актуальность проблемы на современном этапе определили цель, задачи и объектно-предметную область настоящей исследовательской работы.
Цель работы – изучить особенности восприятия речи у детей с нарушениями слуха в процессе предметно-практической деятельности.
Объект исследования – процесс восприятия речи у детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования – особенности развития восприятия речи у детей с нарушениями слуха в процессе предметно-практической деятельности.
Задачи:
- Рассмотреть восприятие как психический процесс.
- Определить закономерности слухового восприятия в онтогенезе.
- Дать характеристику восприятия речи у детей с нарушениями слуха.
- Выявить сущность, роль и возможности использования предметно-практической деятельности для развития восприятия речи у детей с нарушениями слуха.
Глава 1 Теоретические основы развития восприятия в онтогенезе
1.1 Восприятие как психический процесс
Восприятие (перцепция) – сложный акт познания, представляет собой психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств (В. А. Абрамян [1], Н. А. Агаджанян [2], Л. С. Выготский [7], А. А. Евдокимова [10], Т. Г. Некуленко [18], С. Л. Рубинштейн [27] и другие). В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи.
В результате ощущения получаем знание об отдельных свойствах и качествах предметов, а в результате восприятия – целостный образ предмета или явления. Н. А. Агаджанян считает, что «восприятие предполагает отражение предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств».
Процесс восприятия в его психологическом понимании органически связан с продуктом; это не абстрактная динамика, а развитие конкретного перцептивного целого (ситуации, комплекса, образа), играющего полезную роль в поведении и меняющего бытие индивида.
Рассматривая природу процесса восприятия, С. Л. Рубинштейн пришел к выводу, что оно строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Он подчеркивает, что восприятие всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. Восприятие не является простой механической суммой друг от друга независимых, лишь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, поскольку при этом различные раздражения находятся в многообразных взаимосвязях, постоянно взаимодействуя друг с другом. С. Л. Рубинштейн считает, что термин «восприятие» обозначает, с одной стороны, образ предмета, который возникает в результате процесса восприятия, а с другой стороны, этим термином обозначается сам процесс восприятия. Чтобы правильно понять восприятие, надо обе стороны – акт и содержание восприятия – брать в их единстве.
- Абрамян, В. А. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира / В. А. Абрамян, И. В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 1. С. 95-96.
- Агаджанян, Н. А. Основы физиологии человека / Н. А. Агаджанян. Москва: Изд-во РУДН, 2005. 408 с.
- Айвазян, Д. Ш. Роль дидактических игр в работе с детьми с нарушением слуха / Д. Ш. Айвазян // Амурский медицинский журнал. 2015. № 1 (9). С. 71-73.
- Акимова, О. И. Психолого-педагогические условия организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста с нарушением слуха / О. И. Акимова, И. В. Гусева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 1 (1). С. 263-265.
- Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис. Москва: Просвещение, 1988. 128 с
- Выгодская, Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г. Л. Выгодская. Москва: Просвещение, 1975. 174 с.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 654 с.
- Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко [Электронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/222968/ (дата обращения: 25.05.2021).
- Дудкова, И. М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И. М. Дудкова // Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 152-155.
- Евдокимова, А. А. Психология восприятия музыки / А. А. Евдокимова. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012. 36 с.
- Жинкин, Н. И. Интеллект, язык, речь / Н. И. Жинкин. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/402468/ (дата обращения: 25.05.2021).
- Кокорева, Е. Г. Психофизиологические механизм компенсации центральной нервной систем и системы кровообращения у детей с нарушением слуха / Е. Г. Кокорева // Человек. Спорт. Медицина. 2005. № 4 (44). С. 331-333.
- Королева, И. В. Учусь слушать и говорить, играя: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И. В. Королева. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 88 с.
- Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е. П. Кузьмичева. Москва: Просвещение, 1991. 160 с.
- Кузнецов, А. П. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха / А. П. Кузнецов // Научный журнал. 2015. № 1 (1). С. 44-46.
- Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г.А. Ковалева. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с.
- Микшина, Е. П. Изучение и оценка психического развития детей раннего возраста с нарушением слуха / Е. П. Микшина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 11. С. 245-254.
- Некуленко, Т. Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Некуленко. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 410 с.
- Новоселова, С. Л. О новой классификации детских игр / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. 1997. №3. С. 86.
- Носачев, Г. Н. Психология и психопатология познавательной деятельности (основные симптомы и синдромы) / Г. Н. Носачев, И. Г. Носачев. Москва: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 240 с.
- Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. Москва: Владос, 2004. 344 с.
Всего 33 источника литературы