Курсовая работа|Педагогика

Воспитание эстетической восприимчивости

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания эстетической восприимчивости

1.1 Понятие эстетического воспитания и эстетической восприимчивости

1.2 Художественное слово как средство воспитания эстетической восприимчивости дошкольников

Глава 2. Анализ применения художественного слова в качестве средства воспитания эстетической восприимчивости

2.1 Методы и приемы эстетического воспитания дошкольников

2.2 Роль и значение художественного слова в воспитании эстетической восприимчивости дошкольников

Заключение

Список литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что художественное слово играет большую роль в общей системе речевого развития школьников. Особое значение имеют занятия по выразительному чтению в начальных классах школы, где дети изучают литературный язык. Навыки и навыки выразительного чтения формируются не только как важный вид вербальной и умственной деятельности, но и как сложный комплекс навыков и умений, имеющих общий школьный характер, используемый учащимися при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внешкольной и внеклассной жизни.

Значение искусства в жизни человека очень важно, так как выразительное чтение-это художественное чтение в школьном контексте. Художественное чтение - это искусство исполнения, задача которого - превратить написанное в звучащее слово, а звучащее слово воспринимается гораздо лучше, чем читаемое.

Четкая и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу сообщаемых словами фактов текста и их взаимосвязи. Он всегда понимает отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, их эмоциональное понимание.

Большое значение художественному слову как средству нравственного и эстетического воспитания придавали К.Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский и многие другие выдающиеся педагоги.

Художественное слово – это, прежде всего искусство. Для того, чтобы научиться правильно говорить, правильно произносить слова необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.

Объект исследования – процесс воспитания эстетической восприимчивости дошкольников.

Предмет исследования – художественное слово как средство воспитания эстетической восприимчивости дошкольников.

Цель курсовой работы – проанализировать процесс воспитания эстетической восприимчивости средствами художественного слова.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие эстетического воспитания и эстетической восприимчивости

2) рассмотреть художественное слово как средство воспитания эстетической восприимчивости дошкольников;

3) проанализировать методы и приемы эстетического воспитания дошкольников;

4) определить роль и значение художественного слова в воспитании эстетической восприимчивости дошкольников.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  


Глава 1. Теоретические аспекты воспитания эстетической восприимчивости

1.1 Понятие эстетического воспитания и эстетической восприимчивости

Воспитание человека не обходится без развития его эстетической восприимчивости. Поэтому эстетическое воспитание является частью системы воспитания подрастающего поколения.

Понятие «эстетическое воспитание» появилось еще во времена Платона и Аристотеля. Менялась жизнь, менялось и представление о содержании эстетического воспитания, его задачах и целях.

Сам термин «эстетика» (от греческого «aisteticos») переводится как воспринимаемый чувством. По мнению философов-материалистов Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский объект эстетики как науки – все прекрасное в окружающем мире. Это понимание эстетики и легло в основу системы эстетического воспитания.

Краткий обзор психолого-педагогической литературы по рассматриваемому вопросу позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время существует огромное множество различных подходов к определению понятия «эстетическое воспитание». В разных источниках раскрывается отличные друг от друга пути и средства эстетического воспитания.

В кратком словаре по эстетике дается следующее определение: «эстетическое воспитание - это система мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

Известный философ В.К. Скатерщиков в одной из своих работ высказал идею: «Эстетическое воспитание преследует цель не одного лишь формирования способности чувствовать и понимать прекрасное, но и воспитание потребности и умения творить его, созидать прекрасную жизнь».

Д.Б. Лихачев в своем труде «Теория эстетического воспитания школьников» раскрывает понятие «эстетическое воспитание», опираясь на определение К. Маркса: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».

Там же определена ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Точнее, развитие у дошкольника эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Автор уточняет, что эстетические явления жизни и искусства, с которыми ребенок сталкивается, так или иначе воздействуют на его развитие. В процессе этого ребенок еще не осознает сущности окружающих явлений и предметов. Такой процесс развития чаще представляет собой стремление к развлечению, поэтому если во время не вмешаться в этот процесс, у ребенка наверняка первые представления о ценностях и идеалах будут неполные и неточные.

Г.С. Лабковская отмечала «Разносторонность и богатство знаний – это основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность».

Определение, данное В.Н. Шацкой, раскрывает понятие эстетического воспитания, как воспитание способности к целенаправленному восприятию, чувствованию, правильному пониманию и оцениванию красоты окружающей действительности, как в природе, так и в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.

Анализируя литературу по данному вопросу, мы обратили внимание на то, что во многих источниках бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. На наш взгляд, эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания как формирование способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также способствование посильного участия в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Так, В.Н. Шацкая основную роль в эстетическом воспитании отвела искусству.

Л.П. Печко раскрывает цель эстетического воспитания как процесс активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического.

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания».

Художественным воспитанием называется целенаправленный процесс, который с помощью воздействия средствами искусства на личность, формирует художественные чувства и эстетический вкус, воспитывает любовь к искусству, развивает умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Эстетическое же воспитание является более широким понятием, которое затрагивает как процесс художественного творчества, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.

Главной целью эстетического воспитания является: воспитывать, развивать такие качества и способности, которые позволят человеку не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и стать творцом эстетических ценностей, развивать умение наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

  1. Абдусамадова М. Некоторые психологические аспекты в эстетическом воспитании школьников // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2012. №2 (30).
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 2007. - 400 с.
  3. Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст] //В .П. Аникин - М.: Просвещение, 2010 – 430 с.
  4. Волчегорская Е.Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе: лекция / Е.Ю. Волчегорская. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2010. – 53 с.
  5. Гурович, Л.М Ребенок и книга [Текст] //Книга для воспитателя детского сада/ Л.М. Гурович [и др.]; под редакцией В.И. Логиновой. - М., Просвещение,2002.
  6. Егоров, О. Г. Искусство художественного слова. Материалы к программе элективного курса http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702204
  7. Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 59-62.
  8. Ильина Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С.13-15.
  9. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. – № 1.– С. 20-25.
  10. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Н.С.Карпинская. - М.: Просвещение, 2011.
  11. Кочергина, И. А. Выразительное чтение как средство постижения художественного произведения студентами - филологами: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
  12. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  13. Кириллова М.Е., Житенев Т.Е. Искусство звучащего слова. История жанра // Вестник ВУиТ. 2012. №4 (11).
  14. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. – № 5. – С. 69-70.
  15. Никитишина Н.А., Паршина И.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №7-3.
  16. Орлова, Л. И. Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.
  17. Плеханов Г.В. История в слове. - М.: Современник, 1988.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  19. Художественное слово в жизни дошкольника : методические рекомендации / сост. Л. В. Кемерова. – 3-е изд., с изм. и доп. – Кемерово : ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», 2011. – 75 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2012 год 46 стр.
Курсовая Влияние СМИ на воспитание младших школьников
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2019 год 40 стр.
Курсовая Экологическое образование и воспитание
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское