Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания эстетической восприимчивости
1.1 Понятие эстетического воспитания и эстетической восприимчивости
1.2 Художественное слово как средство воспитания эстетической восприимчивости дошкольников
Глава 2. Анализ применения художественного слова в качестве средства воспитания эстетической восприимчивости
2.1 Методы и приемы эстетического воспитания дошкольников
2.2 Роль и значение художественного слова в воспитании эстетической восприимчивости дошкольников
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что художественное слово играет большую роль в общей системе речевого развития школьников. Особое значение имеют занятия по выразительному чтению в начальных классах школы, где дети изучают литературный язык. Навыки и навыки выразительного чтения формируются не только как важный вид вербальной и умственной деятельности, но и как сложный комплекс навыков и умений, имеющих общий школьный характер, используемый учащимися при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внешкольной и внеклассной жизни.
Значение искусства в жизни человека очень важно, так как выразительное чтение-это художественное чтение в школьном контексте. Художественное чтение - это искусство исполнения, задача которого - превратить написанное в звучащее слово, а звучащее слово воспринимается гораздо лучше, чем читаемое.
Четкая и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу сообщаемых словами фактов текста и их взаимосвязи. Он всегда понимает отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, их эмоциональное понимание.
Большое значение художественному слову как средству нравственного и эстетического воспитания придавали К.Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский и многие другие выдающиеся педагоги.
Художественное слово – это, прежде всего искусство. Для того, чтобы научиться правильно говорить, правильно произносить слова необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.
Объект исследования – процесс воспитания эстетической восприимчивости дошкольников.
Предмет исследования – художественное слово как средство воспитания эстетической восприимчивости дошкольников.
Цель курсовой работы – проанализировать процесс воспитания эстетической восприимчивости средствами художественного слова.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие эстетического воспитания и эстетической восприимчивости
2) рассмотреть художественное слово как средство воспитания эстетической восприимчивости дошкольников;
3) проанализировать методы и приемы эстетического воспитания дошкольников;
4) определить роль и значение художественного слова в воспитании эстетической восприимчивости дошкольников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания эстетической восприимчивости
1.1 Понятие эстетического воспитания и эстетической восприимчивости
Воспитание человека не обходится без развития его эстетической восприимчивости. Поэтому эстетическое воспитание является частью системы воспитания подрастающего поколения.
Понятие «эстетическое воспитание» появилось еще во времена Платона и Аристотеля. Менялась жизнь, менялось и представление о содержании эстетического воспитания, его задачах и целях.
Сам термин «эстетика» (от греческого «aisteticos») переводится как воспринимаемый чувством. По мнению философов-материалистов Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский объект эстетики как науки – все прекрасное в окружающем мире. Это понимание эстетики и легло в основу системы эстетического воспитания.
Краткий обзор психолого-педагогической литературы по рассматриваемому вопросу позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время существует огромное множество различных подходов к определению понятия «эстетическое воспитание». В разных источниках раскрывается отличные друг от друга пути и средства эстетического воспитания.
В кратком словаре по эстетике дается следующее определение: «эстетическое воспитание - это система мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».
Известный философ В.К. Скатерщиков в одной из своих работ высказал идею: «Эстетическое воспитание преследует цель не одного лишь формирования способности чувствовать и понимать прекрасное, но и воспитание потребности и умения творить его, созидать прекрасную жизнь».
Д.Б. Лихачев в своем труде «Теория эстетического воспитания школьников» раскрывает понятие «эстетическое воспитание», опираясь на определение К. Маркса: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».
Там же определена ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Точнее, развитие у дошкольника эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Автор уточняет, что эстетические явления жизни и искусства, с которыми ребенок сталкивается, так или иначе воздействуют на его развитие. В процессе этого ребенок еще не осознает сущности окружающих явлений и предметов. Такой процесс развития чаще представляет собой стремление к развлечению, поэтому если во время не вмешаться в этот процесс, у ребенка наверняка первые представления о ценностях и идеалах будут неполные и неточные.
Г.С. Лабковская отмечала «Разносторонность и богатство знаний – это основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность».
Определение, данное В.Н. Шацкой, раскрывает понятие эстетического воспитания, как воспитание способности к целенаправленному восприятию, чувствованию, правильному пониманию и оцениванию красоты окружающей действительности, как в природе, так и в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.
Анализируя литературу по данному вопросу, мы обратили внимание на то, что во многих источниках бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. На наш взгляд, эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания как формирование способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также способствование посильного участия в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Так, В.Н. Шацкая основную роль в эстетическом воспитании отвела искусству.
Л.П. Печко раскрывает цель эстетического воспитания как процесс активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического.
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания».
Художественным воспитанием называется целенаправленный процесс, который с помощью воздействия средствами искусства на личность, формирует художественные чувства и эстетический вкус, воспитывает любовь к искусству, развивает умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.
Эстетическое же воспитание является более широким понятием, которое затрагивает как процесс художественного творчества, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.
Главной целью эстетического воспитания является: воспитывать, развивать такие качества и способности, которые позволят человеку не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и стать творцом эстетических ценностей, развивать умение наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.