Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. И все чаще и чаще встречаются дети дошкольного возраста с разнообразными речевыми нарушениями в сочетании с нарушениями двигательной сферы в частности, в ручной моторике.
Развитие ручной моторики и координации движений пальцев рук – немаловажный фактор подготовки ребенка к школе. Поэтому работа по развитию ручной моторики должна начинаться заранее.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.М. Бехтерева, которые в своих работах доказали, что движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
В физиологии придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. И. П. Павлов отмечал, что речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
М.М. Кольцова указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием от импульсов, что идут от пальцев рук. И это приводит к тому, что чем больше ребенок занимается деятельностью, развивающей его ручную моторику, тем умнее он становиться [14]
Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук.
Минимальные дизартрические расстройства – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Поэтому очень важно, как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
Формирование движений происходит при участии речи, а систематические тренировки пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому упражнение по развитию моторики рук являются важной частью логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Объект исследования - психомоторика детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности коррекции психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Цель курсовой работы – изучить особенности и рассмотреть методы и способы коррекции психомоторики детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Задачи:
1) раскрыть понятие психомоторики;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами;
3) проанализировать методы и способы коррекции нарушений психомоторики детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психомоторики детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
1.1 Понятие психомоторики
Моторика - это движение. Движение является основным биологическим свойством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. «Движение - универсальное проявление жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия, как составных частей тела, так и целого организма с окружающей средой» (А.В. Запорожец, 1960).
Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи И.М. Сеченова (1952) сыграли решающую роль в понимании психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека».
В настоящее время можно выделить следующее определение психомоторики: «это основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах» (К.К. Платонов, 1972). Кроме того, «психомоторика – это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.» (В.В. Никандров, 2004).
Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).
Моторное развитие – овладение различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвоением, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности.
Моторика человека (от лат. Motus - движение) – совокупность анатомо-физиологических механизмов, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением.
Ручная моторика – совокупность двигательных возможностей выполнения движений кистью и дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.
Психофизиологическая структура движения сложна. В.П. Дудьев (2002) в своей работе рассматривает мозговую организацию психомоторики. Он отмечает, что движение осуществляется посредством двух структур: афферентной и эфферентной, которые обеспечивают направленность и пространственное распределение двигательных импульсов, а также превращение их в последовательные кинетические мелодий.
Вначале для совершения движения важную роль играют лобные, необходимые для создания проекта движения, и теменные, осваивающие смысловую структуру движения, отделы коры головного мозга.
Далее при участии премоторных полей идет процесс выработки двигательных фонов, обеспечивающих выполнение вспомогательных технических коррекций на бессознательном уровне.
Потом движение выполняется, но при осуществлении даже совершенного координированного движения всегда присутствует предварительная коррекция. Это возможно благодаря афферентным импульсам, которые держат мозговой центр в курсе текущего механического и физиологического состояния двигательного аппарата.
Простейшие двигательные рефлексы человека, обеспечивающие нормальное протекание более сложных двигательных актов (кожные, сухожильные и другие) обусловлены деятельностью нижних отделов центральной нервной системы (спинного, продолговатого, среднего мозга).
Более сложные рефлексы позы, стояния регулируются деятельностью среднего мозга, вестибулярного аппарата, которые в свою очередь, подчинены регулирующему влиянию мозжечка. Последний координирует соразмерность движений. Все большее обогащение афферентации ведет к усложнению двигательных актов.
Включение зрительной афферентации обеспечивает точность движений в пространстве. Та часть пространства, которая участвует в движении, делится на сенсорное и моторное поля.
Моторное - это, где совершается движение. Сенсорное поле шире моторного. Благодаря зрению и слуху мы учитываем характеристики пространства, в котором совершается движение. Более сложные двигательные действия – предметные - возникают при деятельности высокоорганизованных отделов коры головного мозга, лобных долей, больших полушарий. Действия приобретают смысловое содержание, становятся целенаправленными.
Произвольные движения возникают как результат реализации программ, формирующихся в двигательных функциональных системах ЦНС.
Осуществляются эти движения при сокращении мышц - агонистов и синергистов и одновременном расслаблении антогонистов. Таким путем обеспечиваются не только перемещения конечностей, но и более сложные двигательные акты: ходьба, спортивные упражнения, устная и письменная речь и т.п. (В.П. Дудьев, 2002).
Н.А. Бернштейн (1947) выделял следующие этапы выполнения произвольного движения:
- 1 этап - восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в ситуацию;
- 2 этап - выявление двигательной задачи, т.е. создание образа того, что должно быть;
- 3 этап - программирование решения задачи, т.е. определения цели и содержания движения, а также средств из имеющихся у индивида в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решит двигательную задачу;
- 4 этап - фактическое выполнение движения: человек преодолевает избыточную свободу своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение.
Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией, которая является центральным звеном движения, обеспечивающим точность, соразмерность и плавность его выполнения.