Курсовая работа|Педагогика

Формы и содержания работы классного руководителя

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 45

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты содержания работы классного руководителя

1.1 Описание понятия системы воспитания в школе и классного руководства

1.2 Общая характеристика и структура деятельности классного руководителя

1.3 Основные формы работы классного руководителя

Выводы по первой главе

Глава 2 Исследование основных форм и содержания работы классного руководителя

2.1 Анализ форм и содержания деятельности классного руководителя Школы №136 в 3 «А» классе

2.2 Рекомендации по внедрению эффективных форм работы классного руководителя 

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в работе учителя есть трудная, но очень важная миссия быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой на свою преподавательскую деятельность, другие называют ее самой важной.

Как бы трудна ни была работа классного руководителя, она, несомненно, необходима детям, поскольку главным структурным звеном школы является класс. Именно здесь организована познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учениками. Занятия реализуют заботу о социальном благополучии детей, решают проблемы их досуга, добиваются первичной сплоченности коллективов, формируют соответствующую эмоциональную атмосферу.

Организатором занятий учеников в классе и координатором воспитательных влияний является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками и их родителями, искренне стремится помочь детям решить их проблемы в школьной команде, ему интересно и полезно организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учеников, организует и воспитывает коллектив учеников, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Классный руководитель, по сути, становится координатором между учениками и субъектами социализации. Конечно, в первую очередь это семья школьника. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому одна из главных задач классного руководителя - найти методы и формы работы с родителями, которые позволили бы ему наиболее эффективно достичь воспитательной цели [9, с. 71].

Сегодня роль классного руководителя в общем образовании постоянно растет. Это в первую очередь связано с внедрением новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС), которые придают особое значение образованию и социализации обучающихся.

Идеи о подлинном единстве и согласованном взаимодействии семьи и школы, родителей и классного руководителя в деле воспитания (Щуркова Н. Е.), проблема изучения воспитательной атмосферы семьи (Сухомлинский В.А.), методологические принципы организации работы классного руководителя с родительским коллективом (Дереклеева Н. И.).

Цель курсовой работы – анализ форм и содержания работы классного руководителя на примере школы №136 в 3 «А» классе. 

Объект исследования – работа классного руководителя.

Предмет исследования – формы и содержание работы классного руководителя.

Гипотеза: правильно выстроенная структура деятельности классного руководителя способствует созданию комфортной обстановки, помогающей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачи:

1) рассмотреть систему воспитания в школе и классное руководство;

2) дать общую характеристику и рассмотреть структуру деятельности классного руководителя;

3) исследовать основные формы и содержание работы классного руководителя 3 «А» класса школы №136;

4) предложить рекомендации по внедрению эффективных форм работы классного руководителя.

Методы исследования: анализ и синтез, опрос, беседа.

База исследования: Школа №136, регион, и правильное название, как на вывеске! 3 «А» класс.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

Глава 1 Теоретические аспекты форм и содержания работы классного руководителя

1.1 Система воспитания в школе и классное руководство

Система образования учебного заведения охватывает образовательный  процесс, внеклассную жизнь обучающихся, их деятельность и общение вне учебного заведения, направленные на обеспечение максимально полного развития личности, формирования ее самостоятельности и ответственности и гражданского развития.

Мы рассматриваем воспитание как процесс [8, с. 42]: 

- целенаправленного формирования личности, в современном понимании - процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели; 

- где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы; 

- обусловленный динамичностью, изменчивостью, длительностью;

- непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников; 

- комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целостности формирования личности; 

- имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

В практике современных образовательных учреждений сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель, куратор параллели.

Функционально педагогическое руководство осуществляется [26, с. 105]:

- в первичном коллективе (группе) - классным руководителем; 

- в курсовых параллелях - организатором деятельности ступени;

- в объединениях - педагогом дополнительного образования, руководителем объединения; 

- общее руководство осуществляет заместитель директора по вопросам воспитания.

Все учителя призваны выполнять указанные воспитательные функции.  Непосредственная организация учебного процесса возложена на классного руководителя (куратора).

Классный руководитель - центральное лицо учебного процесса. Он ставит те же образовательные цели, что и все учителя, - формирование личности, способной построить достойную человека жизнь. Но основой его работы является индивидуальное обучение каждого ученика как человека, способного строить свою жизнь.

Учитель класса, в отличие от всех педагогов, озабочен духовным обогащением и личностью, другие учителя имеют частные цели и тактику, поэтому все, что они делают как профессионалы, касается оснащения ученика средствами жизни - навыками, знаниями, умениями, привычками, способностями. Учебное пособие состоит из работы по организации жизни обучающихся, наполненной постоянными решениями жизненных проблем человека и личных проблем обучающихся.

Воспитательная работа классного руководителя - это творческая работа. Его успех зависит от педагогического мастерства учителя, от его знания индивидуальных особенностей своих учеников, педагогических задач коллектива [18, с. 22].  Работа классного руководителя - целенаправленная, системная и плановая деятельность, строится на основе программы всего учебного заведения, анализа предшествующих мероприятий, положительных и отрицательных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом текущих задач преподавательского состава и положения коллектива, этнических и межконфессиональных отношений [16, с. 22].

Учитывается уровень образования обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, особенности семейного положения. Учебное пособие состоит из работы по организации жизни обучающихся, наполненной постоянными решениями жизненных проблем человека и личных проблем обучающихся. Классный руководитель необходим как в сложном формировании студенческого коллектива, так и в выпускных классах, то есть в хорошо развитом и достаточно зрелом коллективе.

Проанализируем принципы деятельности классного руководителя [1, с. 55]:

- Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов. 

- Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе.

- Принцип целесообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива. 

- Принцип гуманистической направленности: в центре внимания классного руководителя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию).

К основным задачам классного руководителя относятся следующие [37, с. 18]:

- Изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;

- Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических корректив в системе его воспитания;

- Создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;

- Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные отношения;

- Обеспечение соблюдения прав и свобод обучающихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;

- Координация усилий педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;

- Формирование коллектива группы как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого его участника:

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально-ценных отношений и переживаний воспитанников в групповом сообществе;

организация творческой, личностно и общественно-значимой деятельности группы;

организация системы самоуправления;

создание психолого-педагогических условий для развития личности студента в группе;

формирование навыков самовоспитания обучающихся;

выявление неповторимой индивидуальности классного общества.

  1. Азнабаева, С. М. Формы работы классного руководителя с семьей школьника / С. М. Азнабаева, Р. Р. Ильясова // Молодой ученый. - 2018. - № 30 (216). - С. 55-57. - URL: https://moluch.ru/archive/216/52193/ (дата обращения: 20.11.2020).
  2. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова. – Москва : Просвещение, 2014. – 176 с.
  3. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы / Л. В. Боброва. - Москва : Феникс, 2009. - 416 c.
  4. Болдырев, Н. И. Методика работы классного руководителя / Н. И.  Болдырев. - Москва: Просвещение, 2014.
  5. Бреннер Д.А., Ичетовкина Н.М. Динамика развития основных направлений работы классного руководителя / Д.А. Бреннер, Н.М. Ичетовкина // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №1. – С. 75.
  6. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – Москва : Просвещение, 2011. – 256 с.
  7. Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя / О. С.  Газман. -  Москва : Просвещение, 2012.
  8. Горизонт воспитания / Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф. и др. – Москва : Изд-во ИТРК, 2018. - 160 с. - Текст : непосредственный.
  9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с.
  10. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – Москва : Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 324 с.
  11. Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Роль классного руководителя в формировании личности школьников / Ю.М. Жаворонкова, И.А.  Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №3 (3).
  12. Жалпанова Л.Ж. Тематические классные часы для старшей школы / Л. Ж. Жалпанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 284 с.
  13. Забродина Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №1.
  14. Иванов А. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры / Иванов А. В. - Москва, 2015. - 224 c.
  15. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников / Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 223 с.
  16. Корябкина Е.В. Становление и развитие института классного руководства в России /  Е.В. Корябкина // ЧиО. 2011. №3.
  17. Курушкина С.А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса / С.А. Курушкина // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №6.
  18. Кучерова О.Е. Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников / О.Е.  Кучерова // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №6.
  19. Кувалдина Е.А. Научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя в современной школе / Е.А. Кувалдина // Вестник ВятГУ. 2011. №2-1.
  20. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – Москва :  Просвещение, 2014. – 92 с.
  21. Моисеева А.Н., Челпаченко Т.В. Научно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности / А.Н. Моисеева, Т.В. Челпаченко // Вестник ОГУ. 2018. №5 (217).
  22. Нечаев, М.П. Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя.- 2013.- №10.
  23. Огоновская, И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов / И. С. Огоновская. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 252 с.
  24. Педагогические парадоксы школьного воспитания / Щуркова Н.Е. // Воспитание школьников. - 2017. -№2. - С. 30-36.
  25. Плахова, Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие / Т.В. Плахова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 157 с.
  26. Плинер Я. Г. Воспитание личности в коллективе / Я. Г. Плинер, В.А. Бухвалов. – Москва : Центр «Педагогический поиск», 2010.
  27. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. – Москва : 2010.
  28. Степанов, П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – Москва : Просвещение, 2014. – 80 с.
  29. Степанов, П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – Москва : Просвещение, 2014. – 80 с.
  30. Стрижак О.В. Практика работы классного руководителя в среднем звене / О.В. Стрижак // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (58).
  31. Тыртышная, М.А. 50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога / М. А. Тыртышная. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 218 с.
  32. Формы воспитательной работы классного руководителя / под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. – Москва : Школьная Пресса, 2016.
  33. Челпаченко, Т.В. Детский коллектив как объект и субъект воспитания / Т.В. Челпаченко // Классный коллектив в современной науке и практике образования: методология исследования, реалии и перспективы развития. Междунар. науч.-практ. конф. 17-20 мая 2016 г. : сб. статей. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. - 312 с. - С. 153-156.
  34. Челпаченко, Т.В. Методика воспитательной работы: учебное пособие / Т.В. Челпаченко. - Оренбург: Изд-во Орен-Печать, 2018. - 92 с.
  35. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе / Ф. П. Черноусова. – Москва : Центр «Педагогический поиск», 2014.
  36. Школа классных руководителей: картотека воспитательных форм работы / Т. Н. Феодосова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2017. - 186 с.
  37. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н. Е. Щуркова. – Москва : Педагогическое общество России, 2010.
  38. Щуркова Н. Е. Классное руководство. Игровые методики; Педагогическое общество России /  Н. Е. Щуркова - Москва, 2018. - 224 c.
  39. Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным / В.Р.  Ясницкая  - Москва : Просвещение, 2018. - 224 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское