Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в работе учителя есть трудная, но очень важная миссия быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой на свою преподавательскую деятельность, другие называют ее самой важной.
Как бы трудна ни была работа классного руководителя, она, несомненно, необходима детям, поскольку главным структурным звеном школы является класс. Именно здесь организована познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учениками. Занятия реализуют заботу о социальном благополучии детей, решают проблемы их досуга, добиваются первичной сплоченности коллективов, формируют соответствующую эмоциональную атмосферу.
Организатором занятий учеников в классе и координатором воспитательных влияний является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками и их родителями, искренне стремится помочь детям решить их проблемы в школьной команде, ему интересно и полезно организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учеников, организует и воспитывает коллектив учеников, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Классный руководитель, по сути, становится координатором между учениками и субъектами социализации. Конечно, в первую очередь это семья школьника. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому одна из главных задач классного руководителя - найти методы и формы работы с родителями, которые позволили бы ему наиболее эффективно достичь воспитательной цели [9, с. 71].
Сегодня роль классного руководителя в общем образовании постоянно растет. Это в первую очередь связано с внедрением новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС), которые придают особое значение образованию и социализации обучающихся.
Идеи о подлинном единстве и согласованном взаимодействии семьи и школы, родителей и классного руководителя в деле воспитания (Щуркова Н. Е.), проблема изучения воспитательной атмосферы семьи (Сухомлинский В.А.), методологические принципы организации работы классного руководителя с родительским коллективом (Дереклеева Н. И.).
Цель курсовой работы – анализ форм и содержания работы классного руководителя на примере школы №136 в 3 «А» классе.
Объект исследования – работа классного руководителя.
Предмет исследования – формы и содержание работы классного руководителя.
Гипотеза: правильно выстроенная структура деятельности классного руководителя способствует созданию комфортной обстановки, помогающей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Задачи:
1) рассмотреть систему воспитания в школе и классное руководство;
2) дать общую характеристику и рассмотреть структуру деятельности классного руководителя;
3) исследовать основные формы и содержание работы классного руководителя 3 «А» класса школы №136;
4) предложить рекомендации по внедрению эффективных форм работы классного руководителя.
Методы исследования: анализ и синтез, опрос, беседа.
База исследования: Школа №136, регион, и правильное название, как на вывеске! 3 «А» класс.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты форм и содержания работы классного руководителя
1.1 Система воспитания в школе и классное руководство
Система образования учебного заведения охватывает образовательный процесс, внеклассную жизнь обучающихся, их деятельность и общение вне учебного заведения, направленные на обеспечение максимально полного развития личности, формирования ее самостоятельности и ответственности и гражданского развития.
Мы рассматриваем воспитание как процесс [8, с. 42]:
- целенаправленного формирования личности, в современном понимании - процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели;
- где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;
- обусловленный динамичностью, изменчивостью, длительностью;
- непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целостности формирования личности;
- имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
В практике современных образовательных учреждений сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель, куратор параллели.
Функционально педагогическое руководство осуществляется [26, с. 105]:
- в первичном коллективе (группе) - классным руководителем;
- в курсовых параллелях - организатором деятельности ступени;
- в объединениях - педагогом дополнительного образования, руководителем объединения;
- общее руководство осуществляет заместитель директора по вопросам воспитания.
Все учителя призваны выполнять указанные воспитательные функции. Непосредственная организация учебного процесса возложена на классного руководителя (куратора).
Классный руководитель - центральное лицо учебного процесса. Он ставит те же образовательные цели, что и все учителя, - формирование личности, способной построить достойную человека жизнь. Но основой его работы является индивидуальное обучение каждого ученика как человека, способного строить свою жизнь.
Учитель класса, в отличие от всех педагогов, озабочен духовным обогащением и личностью, другие учителя имеют частные цели и тактику, поэтому все, что они делают как профессионалы, касается оснащения ученика средствами жизни - навыками, знаниями, умениями, привычками, способностями. Учебное пособие состоит из работы по организации жизни обучающихся, наполненной постоянными решениями жизненных проблем человека и личных проблем обучающихся.
Воспитательная работа классного руководителя - это творческая работа. Его успех зависит от педагогического мастерства учителя, от его знания индивидуальных особенностей своих учеников, педагогических задач коллектива [18, с. 22]. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная и плановая деятельность, строится на основе программы всего учебного заведения, анализа предшествующих мероприятий, положительных и отрицательных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом текущих задач преподавательского состава и положения коллектива, этнических и межконфессиональных отношений [16, с. 22].
Учитывается уровень образования обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, особенности семейного положения. Учебное пособие состоит из работы по организации жизни обучающихся, наполненной постоянными решениями жизненных проблем человека и личных проблем обучающихся. Классный руководитель необходим как в сложном формировании студенческого коллектива, так и в выпускных классах, то есть в хорошо развитом и достаточно зрелом коллективе.
Проанализируем принципы деятельности классного руководителя [1, с. 55]:
- Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов.
- Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе.
- Принцип целесообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива.
- Принцип гуманистической направленности: в центре внимания классного руководителя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию).
К основным задачам классного руководителя относятся следующие [37, с. 18]:
- Изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;
- Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических корректив в системе его воспитания;
- Создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;
- Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные отношения;
- Обеспечение соблюдения прав и свобод обучающихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;
- Координация усилий педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;
- Формирование коллектива группы как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого его участника:
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально-ценных отношений и переживаний воспитанников в групповом сообществе;
организация творческой, личностно и общественно-значимой деятельности группы;
организация системы самоуправления;
создание психолого-педагогических условий для развития личности студента в группе;
формирование навыков самовоспитания обучающихся;
выявление неповторимой индивидуальности классного общества.