Введение
Глава 1 Теоретические основы выкладки непродовольственных товаров
1.1 Организация размещения непродовольственных товаров в торговом зале магазина
1.2 Организация выкладки непродовольственных товаров в торговом зале магазина
Глава 2 Анализ выкладки непродовольственных товаров ООО «Константа»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Константа»
2.2 Анализ размещения непродовольственных товаров в торговом зале предприятия ООО «Константа»
2.3 Анализ выкладки непродовольственных товаров в торговом зале предприятия ООО «Константа»
2.4 Совершенствование выкладки и размещения непродовольственных товаров в торговом зале предприятия ООО «Константа»
2.4.1 Пути совершенствования выкладки и размещения товаров в торговом зале ООО «Константа»
2.4.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения
Покупатели предпочитают делать покупки по периметру магазина, и следовательно, эти зоны более посещаемы, чем центральные проходы между полками. Перегруженность усугубляется в основных привлекательных для клиентов секторах, например, деликатесы и свежие продукты, которые размещены по периметру магазина для облечения обслуживания. В сегодняшних магазинах проходы в три раза шире, чем они были десять лет назад, это способствует лучшему обзору, но в то же время, требует тщательного контроля, иначе покупатели делают покупки только на одной стороне прохода. Следующим введением было то, что проходы в секторе вин и спиртных напитков сделали зигзагообразными, чтобы сократить расстояние до обозреваемой полки. Растет число продовольственных ритейлеров Великобритании, использующих вариации всех трех опций.
Тема исследования является актуальной, так как размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале является основой увеличения объема продаж в магазине.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Константа» - магазин строительных и отделочных материалов в г. Н. Новгород.
Предметом исследования является организация размещения и выкладки непродовольственных товаров ООО «Константа».
Целью исследования является проведение анализа выкладки непродовольственных товаров ООО «Константа».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты размещения и выкладки непродовольственных товаров;
- проанализировать размещение и выкладку товаров на ООО «Константа»;
- разработать мероприятия для совершенствования выкладки и размещения товаров на ООО «Константа».
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1 Теоретические основы выкладки непродовольственных товаров
1.1 Организация размещения непродовольственных товаров в торговом зале магазина
Размещение товаров представляет собой их расположение на территории торгового зала. Оптимальное размещение непродовольственных товаров в торговом зале дает возможность правильно создавать потоки покупателей и уменьшать время их работы. Постоянные клиенты знают, где может быть размещен тот или другой товар в магазине, и быстро находят его. Также при этом уменьшаются трудовые затраты сотрудников магазина в ходе пополнения товарных ценностей за счет применения кратчайших моментов продвижения товаров из складских помещений в зону размещения.
Система размещения товаров на территории торгового зала, иных помещениях магазина или на конкретных участках рабочих мест продавцов по конкретным ассортиментным признакам, присущим отдельным видам товаров (группа, вид, размер, артикул, сорт, фасон и прочее) считается размещением товаров.
Операции, исполнение которых обуславливает формирование данной системы, считают размещением товаров на территории торгового зала. Общий комплекс мероприятий по размещению продукции в торговом зале содержит два достаточно различных типа работ:
1) выявление мест размещения продукции конкретных товарных групп (или потребительских совокупностей) в магазине на базе предварительно спланированных схем (карт, планов технологического прогнозирования торгового зала) и разделение торговой площади под конкретные группы (потребительские совокупности);
2) выявление мест размещения конкретных подгрупп и наименований продукции на торгово-технологическом оборудовании на базе плана развертывания торгового оборудования и сохранение непосредственного преподавания продукции.
Таким образом, операции по размещению продукции в магазине взаимосвязаны с дальнейшими операциями по выкладке продукции на торговом оборудовании. В магазинах, которые реализуют продукцию через прилавок, размещение продукции состоит в их расположении на рабочем месте продавца для облегчения его работы; в магазинах самообслуживания расположение товаров делает предпосылки для будущей выкладки их на торговом и технологическом оборудовании магазина.
Торговый зал – это самый главный продавец. И от того, как он подготовлен к встрече с покупателями будут зависеть продажи. Если покупателям в аптеке удобно и комфортно, если удачная планировка сама «ведет» их от одной витрины к другой, если возникший интерес легко удовлетворяется наличием нужной информации, то такая планировка зала будет обеспечивать дополнительный объем продаж, подталкивая покупателей к совершению импульсивных покупок.
Торговый зал должен быть спланирован так, чтобы посетители обошли всю площадь магазина. Для этого обычно создается траектория движения в виде петли, начинающейся и заканчивающейся в одном месте. Существуют три основных точки в торговом зале. Это входная зона, витрина с самым ходовым товаром и кассовая зона. Здесь бывает самое большое число покупателей, эти точки самые активные. Для того, чтобы правильно спланировать маршрут посетителей, их необходимо расположить в диаметрально противоположных частях зала. Мысленно соединяя эти точки линией, мы получим треугольник, внутри которого и будут совершаться основные продажи. Наша задача – сделать этот треугольник максимально большим.
Зоны торгового зала
Весь торговый зал делится на несколько зон, каждая из которых выполняет свою задачу.
Входная зона встречает и провожает покупателей, поэтому именно она должна создавать позитивный настрой, дарить посетителям положительные эмоции. Входную зону лучше оставить максимально свободной. Это позволит покупателям оглядеться и быстрее адаптироваться. Во входной зоне хорошо разместить стойку с информационными буклетами, журналами, повесить рекламу, поставить столик с тонометром. Эта зона должна быть выделена с помощью дополнительного освещения.
У входной зоны есть и другая задача: заинтересовать посетителей и вызвать у них желание пройти вглубь магазина. С этой задачей может справиться ярко оформленная витрина в глубине торгового зала, световое панно или большой яркий плакат с рекламой – все, что как маяк притянет взгляд и вызовет интерес. Важно, чтобы этот маяк хорошо было видно из входной зоны.
Обычно люди движутся против часовой стрелки. Именно в этом направлении и стоит проложить маршрут покупателей. В начале движения покупательского потока часто располагают зону импульсивных покупок. Традиционно считается, что ее надо разместить с правой стороны по ходу движения, т.к. большая часть покупателей – правши. Однако я знаю несколько торговых точек, где эта зона располагается слева и вызывает повышенный интерес у покупателей. Здесь важно привлечь внимание. В этой зоне хорошо располагать товары массового спроса, сезонные товары или продукцию, продаваемую со скидками.
По периметру зала лучше всего расставить витрины с товарами целевого назначения: средства от простуды, противоаллергенные средства, сердечно-сосудистые и т.д. Хорошо, если рядом с ними будут находиться витрины с травами, фиточаями, витаминами. Покупая основные лекарственные средства, человек должен вспомнить еще и о средствах народной медицины, и о витаминах, укрепляющих иммунитет.
В глубине торгового зала, в так называемой «холодной зоне», следует разместить рецептурный отдел и витрину со средствами по уходу за больными. В зале должны быть указатели на эти отделы. Покупатели, пришедшие именно за этими товарами, в любом случае дойдут до нужных им витрин, а нам надо направить их через зону импульсивных покупок.
Кассовую зону обычно размещают слева от входа. В этой зоне покупатели проводят некоторое время в ожидании своей очереди, поэтому именно здесь обычно располагается витрина со всякой мелочевкой, о покупке которой мы часто забываем. Важно, чтобы товар сам напоминал о себе.
Правила размещения торгового оборудования
Важным элементом в планировке торгового зала является количество свободного пространства в зале. Теснота не способствует увеличению продаж. В такой обстановке у покупателя возникает желание поскорее выйти на улицу и часто оно оказывается сильнее желания рассмотреть дополнительные витрины. Поэтому при планировке торгового зала необходимо соблюдать некоторые правила.
Ширина проходов между витринами должна быть не менее 1,8 м. Это необходимо, чтобы смогли разойтись два человека с корзинами в руках. Не стоит загромождать пространство. Стремясь увеличить продажи за счет увеличения количества витрин с товаром, можно придти к совершенно противоположному результату. Психологический дискомфорт будет уводить посетителей из аптеки без покупки.
Следует позаботиться и об удобстве сотрудников первого стола. Проход между задней витриной или стеллажом для размещения запасов товара и столом должен быть не менее 0,9 м. От удобства рабочего места работников первого стола зависит не только их работоспособность, но и психологический климат всей аптеки. Об этом важно помнить.
Идеальные помещения для торгового зала встречаются не так уж и часто. Бывает сложно организовать пространство так, чтобы проложить маршрут покупателей через все зоны. Здесь можно воспользоваться некоторыми «фишками», которые помогут превратить минусы зала в плюсы.
Чтобы направить покупателей к определенным витринам, расположенным в «холодных» зонах, на пути движения ставят барьеры: декоративные стойки, дисплеи, гандолы. Привлечь внимание к тематическим витринам можно с помощью различных предметов, подходящих к продукции по смыслу. Такие витрины будут привлекать внимание и как магнит притягивать к себе покупателей.
Большую роль в привлечении покупателей играет освещенность. Добавьте немного света в «холодную» зону, сделайте ее ярче и туда потечет поток покупателей.
Большой проблемой магазина со свободной выкладкой товара является недостаток информации. Шрифт на упаковке может оказаться для человека слишком мелким, а сотрудника аптеки, к которому можно обратиться за консультацией, по близости не окажется. Не получив нужной информации, такой посетитель может уйти ничего не купив. Поэтому важно уделять внимание информационному сопровождению продаж. Рядом с продукцией, представленной на витрине, можно разместить небольшие флаеры или буклеты с подробной информацией об этих средствах. Такой подход также будет способствовать повышению продаж.
Расставляя витрины и раскладывая на них продукцию, необходимо всегда проводить анализ: как при изменении схемы размещения товара изменяется уровень продаж. Здесь необходимо помнить, что основной критерий, который учитывается при распределении места в торговом зале между товарными группами - увеличение дохода с единицы пространства торгового зала.