ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
- Понятийно-терминологический аппарат исследования
Многие ученые изучали конфликты, подростковый возраст, поведение подростков в конфликтах
Козырев Г.И. предложил следующее определение: Подростковый возраст – это период развития детей от 11-12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-8 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма [3].
Александрова Е.В. проводил исследования подростковых конфликтов и дал следующее определение: Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния ко взрослому, от незрелости к зрелости. Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3-4 года позже [10].
Кулагина И.Ю. исследовала определение подросткового возраста и вот что она определяет: Подростковый возраст это переходная граница от детства в сознательную стадию [9].
Вывод: подростковый возраст это период развития детей от 11-12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-8 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма
Л.Е. Никитина в словаре по социальной педагогике определяет термин «профилактика» как внедрение совокупности мер, созданных для того, чтобы предупредить появление и становление каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании [13]. Под профилактикой межличностного конфликта у подростков в социальной педагогике понимают, в первую очередь, научно аргументированные и своевременно инициированные воздействия, направленные на:
– предотвращение вероятных физиологических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
– поддержка, сохранение, охрана и защита нормального уровня существования и самочувствия ребенка или подростка;
– активное содействие ребенку в достижении социально важных целей и выявление, раскрытие его внутреннего потенциала [8].
Профилактика конфликтов в подростковом возрасте состоит из следующего:
В работе используются следующие методы: игровой метод; метод групповой дискуссий; социально-психологический тренинг.
Длительность реализации программы — 1 раз в неделю (45 мин).
Программа включает в себя следующие блоки:
- «Знакомство» — формирование умения создать работоспособность в группе, снятие тревожности, подростки учатся быть более раскрепощенными и более свободными в выражении своих чувств;
- «Конфликты и их решение» — формирование умения определять негативные и позитивные стороны конфликтов, их решение, видеть разницу между поводом и способом выражения конфликта;
III. «Типичные проблемы» — формирование у каждого подростка ощущения близости и общности со сверстниками, подготовка к получению обратной эмоциональной связи.
Ожидаемый результат:
1) у подростков будут расширены знания о способах эффективного взаимодействия друг с другом;
2) подростки будут применять на практике навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
3) будет создан благоприятный психологический климат в коллективе;
4) у подростков будет сформировано адекватное представление о себе.
Рассмотрим кратко, используемые нами на занятиях методы активного социально-психологического обучения.
Первый блок «Знакомство» — понимание своего «Я» и окружающих, формирование позитивной самооценки.
Занятие № 1. «Давайте познакомимся».
Занятие направлено на создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе. Например, упражнение «Самоописание» способствовало на построение доверительных отношений между участниками. Игра «Я тебе доверяю» направлена на снятие эмоционального напряжения.
Занятие 2. «Моя рука в твоей руке».
Занятие направлено на формирование чувства близости с другими людьми. Оно включает в себя как подвижные игры, так и игры на логическое мышление и ассоциации. Игры: «Ассоциации», «Связующая нить», «Пойми меня и передай» рассчитаны на участие всего класса. В ходе игр достигалось взаимопонимание и сплоченность, подростки учились передавать положительное эмоциональное состояние. На занятии создавался положительный климат в классе, что способствовало более плодотворному общению между подростками.
Занятие № 3. «Меняем отношение».
Игры и упражнения, включенные в данное занятие, направлены на закрепление представлений участников о самом себе, стабилизации дружеских отношений между участниками группы. Игры: «Катастрофа в пустыне», «А я — не тормоз» требуют нестандартного мышления, творческого подхода к выполнению заданий, участия каждого члена класса как единого целого.
Второй блок «Конфликты и их решение». Занятия данного блока способствуют умению слушать других и найти решение в конфликтной ситуации, снятию напряжения.
Занятие № 4. «Общение — умение говорить и слушать».
Упражнение «Завтрак с героем». Участникам предлагалось представить себе ситуацию: завтрак с любимым человеком — это может быть знаменитость настоящего, или прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый подросток должен был решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Далее ведущий просил записать его имя на листе бумаги. Подросткам предлагалось поделиться на пары, и их задача была решить с кем из двоих героев они будут встречаться. На дискуссию отводилось две минуты. После этого пары объединялись в четверки, которым, необходимо было выбрать только одного героя. А после того как останутся две команды классу нужно было решить с кем они будут завтракать. Цель такого упражнения — научить аргументировать свой выбор, а также сформировать умение убеждать.
Занятие № 5. «Конфликт — что делать?».
На разминочном этапе проводилась игра «Волшебная котомка», которая способствовала снятию напряжения, выплеску эмоций, а также развитию воображения и сообразительности. Ведущий показывал подросткам при помощи пантомимы вещи, которые он доставал из «волшебной котомки», задача ребят угадать, что показывает ведущий. Упражнение «Я рад общаться с тобой», направленно на развитие эффективного взаимодействия подростков и создание благоприятного климата в классе.
Занятие № 6. «Нужны ли нам друзья?».
Данное занятие направлено на повышение сплоченности коллектива, формирование доверительного отношения участников, формирование умения сотрудничать. На разминочном этапе использовался метод групповой дискуссии на тему: «Что такое дружба?». Здесь говорилось о том, что друг иногда заменяет близких, родных и что дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Здесь подростки обменивались своим мнением.
Использование игрового метода способствовало сплочению коллектива и созданию благоприятного климата.
Занятие № 7. «Толерантность: что это?».
Ознакомить участников тренинга с понятием «толерантность», стимулировать воображение участников тренинга в поисках собственного понимания толерантности тремя способами.
На этом занятии использовался метод игротерапии «Чем мы похожи?», «Цвета», «Частичка счастья».
Данные упражнения направлены на развитие доверительных отношений в классе, что способствовало самораскрытию участников класса.
Занятие № 8. «Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства»).
Проводилось упражнение «Посчитай». Это упражнение на скорость. Участникам раздавались карточки с написанными на них цифрами. Ребята делились на две группы, их задача найти сумму всех чисел и назвать результат. Это упражнение способствовало развитию умения эффективно и быстро находить решение в проблемных ситуациях.
Третий блок «Типичные проблемы». Данный блок помогает подростку почувствовать жизненные трудности и преодолевать их.
Занятие № 9. «Мои проблемы».
Занятие направлено на осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств.
Здесь использовалась групповая дискуссия «Преодоление», с помощью которой подросток учится успешно преодолевать трудности. Так же в данном занятии используется игротерапия «Симпатия группы», направленная на тренировку навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировку сообразительности.
Занятие № 10. «Я хочу — Я могу».
Занятие направлено на создание моделей поведения при проявлении различных эмоций у подростков. Занятие включало в себя такие игры, как: «Скульптор», «Мои особенности и преимущества». Выполняя задания, подростки учились взаимодействовать в коллективе, находить нестандартные решения проблем. Посредством данного занятия стабилизировался психологический климат в классе, подростки учились проявлять эмпатию по отношению друг к другу.
Занятие № 11. «Приобретаем друзей».
Упражнение направлено на формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу. В данном занятии используется метод игротерапии игра «Крокодил» которое позволяет подросткам передавать информацию с помощью мимики и жестов.