Курсовая работа|Педагогика

Технология работы социального педагога по профилактике межличностных конфликтов подростков со сверстниками

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 36

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

1.1. Понятийно-терминологический аппарат исследования

1.2. Анализ исследований межличностных конфликтов подростков со сверстниками

1.3. Анализ исследований деятельности социального педагога по профилактике межличностных конфликтов подростков со сверстниками

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования технологии работы социального педагога

2.3. Рекомендации по организации работы социального педагога по профилактике межличностных конфликтов подростков со сверстниками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

  • Понятийно-терминологический аппарат исследования

Многие ученые изучали конфликты, подростковый возраст, поведение подростков в конфликтах

Козырев Г.И. предложил следующее определение: Подростковый возраст – это период развития детей от 11-12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-8 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма [3].

Александрова Е.В. проводил исследования подростковых конфликтов и дал следующее определение: Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния ко взрослому, от незрелости к зрелости. Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3-4 года позже [10].

Кулагина И.Ю. исследовала определение подросткового возраста и вот что она определяет: Подростковый возраст это переходная граница от детства в сознательную стадию [9].

Вывод: подростковый возраст это период развития детей от 11-12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-8 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма

Л.Е. Никитина в словаре по социальной педагогике определяет термин «профилактика» как внедрение совокупности мер, созданных для того, чтобы предупредить появление и становление каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании [13]. Под профилактикой межличностного конфликта у подростков в социальной педагогике понимают, в первую очередь, научно аргументированные и своевременно инициированные воздействия, направленные на:

– предотвращение вероятных физиологических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

– поддержка, сохранение, охрана и защита нормального уровня существования и самочувствия ребенка или подростка;

– активное содействие ребенку в достижении социально важных целей и выявление, раскрытие его внутреннего потенциала [8].

Профилактика конфликтов в подростковом возрасте состоит из следующего:

В  работе  используются  следующие  методы:  игровой  метод;  метод  групповой  дискуссий;  социально-психологический  тренинг.

Длительность  реализации  программы  —  1  раз  в  неделю  (45  мин).

Программа  включает  в  себя  следующие  блоки:

  1. «Знакомство» —  формирование  умения  создать  работоспособность  в  группе,  снятие  тревожности,  подростки  учатся  быть  более  раскрепощенными  и  более  свободными  в  выражении  своих  чувств;
  2. «Конфликты и их  решение»  —  формирование  умения  определять  негативные  и  позитивные  стороны  конфликтов,  их  решение,  видеть  разницу  между  поводом  и  способом  выражения  конфликта;

III.  «Типичные  проблемы»  —  формирование  у  каждого  подростка  ощущения  близости  и  общности  со  сверстниками,  подготовка  к  получению  обратной  эмоциональной  связи.

Ожидаемый  результат:

1) у  подростков  будут  расширены  знания  о  способах  эффективного  взаимодействия  друг  с  другом;

2) подростки  будут  применять  на  практике  навыки  конструктивного  поведения  в  конфликтных  ситуациях;

3) будет  создан  благоприятный  психологический  климат  в  коллективе;

4) у  подростков  будет  сформировано  адекватное  представление  о  себе.

Рассмотрим  кратко,  используемые  нами  на  занятиях  методы  активного  социально-психологического  обучения.

Первый  блок  «Знакомство»  —  понимание  своего  «Я»  и  окружающих,  формирование  позитивной  самооценки.

Занятие  №  1.  «Давайте  познакомимся».

Занятие  направлено  на  создание  условий  для  включения  личности  в  процесс  самораскрытия;  знакомство  со  спецификой  работы  в  группе,  со  структурой  занятий,  установление  принципов  работы  в  группе,  знакомство  с  каждым  членом  в  группе.  Например,  упражнение  «Самоописание»  способствовало  на  построение  доверительных  отношений  между  участниками.  Игра  «Я  тебе  доверяю»  направлена  на  снятие  эмоционального  напряжения.

Занятие  2.  «Моя  рука  в  твоей  руке».

Занятие  направлено  на  формирование  чувства  близости  с  другими  людьми.  Оно  включает  в  себя  как  подвижные  игры,  так  и  игры  на  логическое  мышление  и  ассоциации.  Игры:  «Ассоциации»,  «Связующая  нить»,  «Пойми  меня  и  передай»  рассчитаны  на  участие  всего  класса.  В  ходе  игр  достигалось  взаимопонимание  и  сплоченность,  подростки  учились  передавать  положительное  эмоциональное  состояние.  На  занятии  создавался  положительный  климат  в  классе,  что  способствовало  более  плодотворному  общению  между  подростками.

Занятие  №  3.  «Меняем  отношение».

Игры  и  упражнения,  включенные  в  данное  занятие,  направлены  на  закрепление  представлений  участников  о  самом  себе,  стабилизации  дружеских  отношений  между  участниками  группы.  Игры:  «Катастрофа  в  пустыне»,  «А  я  —  не  тормоз»  требуют  нестандартного  мышления,  творческого  подхода  к  выполнению  заданий,  участия  каждого  члена  класса  как  единого  целого.

Второй  блок  «Конфликты  и  их  решение».  Занятия  данного  блока  способствуют  умению  слушать  других  и  найти  решение  в  конфликтной  ситуации,  снятию  напряжения.

Занятие  №  4.  «Общение  —  умение  говорить  и  слушать».

Упражнение  «Завтрак  с  героем».  Участникам  предлагалось  представить  себе  ситуацию:  завтрак  с  любимым  человеком  —  это  может  быть  знаменитость  настоящего,  или  прошлого,  или  обыкновенный  человек,  который  произвел  на  вас  впечатление  в  какой-то  момент  его  жизни.  Каждый  подросток  должен  был  решить  для  себя,  с  кем  он  хотел  бы  встретиться,  и  почему.  Далее  ведущий  просил  записать  его  имя  на  листе  бумаги.  Подросткам  предлагалось  поделиться  на  пары,  и  их  задача  была  решить  с  кем  из  двоих  героев  они  будут  встречаться.  На  дискуссию  отводилось  две  минуты.  После  этого  пары  объединялись  в  четверки,  которым,  необходимо  было  выбрать  только  одного  героя.  А  после  того  как  останутся  две  команды  классу  нужно  было  решить  с  кем  они  будут  завтракать.  Цель  такого  упражнения  —  научить  аргументировать  свой  выбор,  а  также  сформировать  умение  убеждать.

Занятие  №  5.  «Конфликт  —  что  делать?».

На  разминочном  этапе  проводилась  игра  «Волшебная  котомка»,  которая  способствовала снятию  напряжения,  выплеску  эмоций,  а  также  развитию  воображения  и  сообразительности.  Ведущий  показывал  подросткам  при  помощи  пантомимы  вещи,  которые  он  доставал  из  «волшебной  котомки»,  задача  ребят  угадать,  что  показывает  ведущий.  Упражнение  «Я  рад  общаться  с  тобой»,  направленно  на  развитие  эффективного  взаимодействия  подростков  и  создание  благоприятного  климата  в  классе.

Занятие  №  6.  «Нужны  ли  нам  друзья?».

Данное  занятие  направлено  на  повышение  сплоченности  коллектива,  формирование  доверительного  отношения  участников,  формирование  умения  сотрудничать.  На  разминочном  этапе  использовался  метод  групповой  дискуссии  на  тему:  «Что  такое  дружба?».  Здесь  говорилось  о  том,  что  друг  иногда  заменяет  близких,  родных  и  что  дружба  —  это  близкие  отношения,  основанные  на  взаимном  доверии,  привязанности,  общности  интересов.  Здесь  подростки  обменивались  своим  мнением.

Использование  игрового  метода  способствовало  сплочению  коллектива  и  созданию  благоприятного  климата.

Занятие  №  7.  «Толерантность:  что  это?».

Ознакомить  участников  тренинга  с  понятием  «толерантность»,  стимулировать  воображение  участников  тренинга  в  поисках  собственного  понимания  толерантности  тремя  способами.

На  этом  занятии  использовался  метод  игротерапии  «Чем  мы  похожи?»,  «Цвета»,  «Частичка  счастья».

Данные  упражнения  направлены  на  развитие  доверительных  отношений  в  классе,  что  способствовало  самораскрытию  участников  класса.

Занятие  №  8.  «Я  и  группа:  толерантность  к  себе.  Чувство  собственного  достоинства»).

Проводилось  упражнение  «Посчитай».  Это  упражнение  на  скорость.  Участникам  раздавались  карточки  с  написанными  на  них  цифрами.  Ребята  делились  на  две  группы,  их  задача  найти  сумму  всех  чисел  и  назвать  результат.  Это  упражнение  способствовало  развитию  умения  эффективно  и  быстро  находить  решение  в  проблемных  ситуациях.

Третий  блок  «Типичные  проблемы».  Данный  блок  помогает  подростку  почувствовать  жизненные  трудности  и  преодолевать  их.

Занятие  №  9.  «Мои  проблемы».

Занятие  направлено  на  осознание  своих  сильных  и  слабых  сторон,  положительных  и  негативных  качеств.

Здесь  использовалась  групповая  дискуссия  «Преодоление»,  с  помощью  которой  подросток  учится  успешно  преодолевать  трудности.  Так  же  в  данном  занятии  используется  игротерапия  «Симпатия  группы»,  направленная  на  тренировку  навыков  самопрезентации,  развитие  речевой  компетентности,  тренировку  сообразительности.

Занятие  №  10.  «Я  хочу  —  Я  могу».

Занятие  направлено  на  создание  моделей  поведения  при  проявлении  различных  эмоций  у  подростков.  Занятие  включало  в  себя  такие  игры,  как:  «Скульптор»,  «Мои  особенности  и  преимущества».  Выполняя  задания,  подростки  учились  взаимодействовать  в  коллективе,  находить  нестандартные  решения  проблем.  Посредством  данного  занятия  стабилизировался  психологический  климат  в  классе,  подростки  учились  проявлять  эмпатию  по  отношению  друг  к  другу.

Занятие  №  11.  «Приобретаем  друзей».

Упражнение  направлено  на  формирование  навыков  эффективного  повседневного  общения,  выработка  доброжелательного  отношения  друг  к  другу.  В  данном  занятии  используется  метод  игротерапии  игра  «Крокодил»  которое  позволяет  подросткам  передавать  информацию  с  помощью  мимики  и  жестов.

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст]. М. : Просвещение, 2005. 96 с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособие схемы и комментарии [Текст] / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c
  3. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] - М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
  4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] – М. 2011. - 160 с.
  5. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 301 c.
  6. Гаврилова И. М., Егорычева О. Ю. Подросток и конфликты [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - №24. - 2018. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/210/51335/ (14.02.2019).
  7. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.
  8. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми [Электронный ресурс] // Мир психологии. -  № 3. – 2001.  Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201005 (13.02.2019)
  9. Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов. [Текст] - М.: МПСИ, 2009.
  10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464 с
  11. Курбатов В.И. Социальная работа [Текст] - Ростов н/Д: «Феникс», 2007. - 576 с
  12. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В. с. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
  13. Никитина, Л. Е. Социальный педагог в школе [Текст]/ Л. Е. Никитина. – М. : Акад. проект, 2003. – 112 с.
  14. Огородник С. И., Лященко Л. В. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №24. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/128/35304/ (14.02.2019).
  15. Остапенко, А. А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Социальная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 35-45.
  16. Попова О. С. Конфликт между учениками в классе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - №11. – 2015. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19809/ (14.02.2019).
  17. Психология современного подростка [Текст]/ под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 2015. - 375 с.
  18. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
  19. Саралиева Т.Р., Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя [Текст]// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: науч.-теорет. журн. – 2011. – № 2(7). – С. 23–33.
  20. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. – М. : Нар. образование, 2012. – 176 с.
  21. Сорочинская B. C. Организация работы социального педагога [Текст]. М.:. Финансы и статистика, 2005 - 198 с
  22. Темина С.Ю. Введение в конфликтологию образования [Текст]//С.Ю. Темина. - Воронеж: МОДЭК, 2002.-142 с
  23. Технологии социальной работы с детьми и подростками [Текст]/ под ред. В. Н. Келасьева. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 264 с.
  24. Торохтий В.С. Психология социально-педагогической деятельности [Текст] // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 5. – С. 65
  25. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. [Текст] М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
  26. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Academia, 2007. - 272 c.
  27. Шаповаленко И. В. Возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское