Реферат|Педагогика

Профилактика эмоционального выгорания педагога

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 18

Введение

  1. Понятие синдрома эмоционального выгорания
  2. Особенности эмоционального выгорания педагогов
  3. Меры профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Заключение

Список использованных источников

Тема, анализируемая в данной работе, - «Профилактика эмоционального выгорания педагога».  

Существует синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание - синдром, развивающийся на фоне длительного стресса, а как последствие - истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека.

Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.

Именно педагоги чаще всего подвержены синдрому эмоционального выгорания. Это связано с особенностями работы, в частности с постоянными контактами с другими людьми и желанием им помочь, научить, сделать лучше. 

Цель работы – проанализировать особенности эмоционального выгорания педагогов и предложить меры его профилактики.

Задачи:

1) дать понятие синдрома эмоционального выгорания;

2) определить особенности эмоционального выгорания педагогов;

3) предложить меры профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

 

  1. Понятие синдрома эмоционального выгорания

Синдром выгорания (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной литературе медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже достаточно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.

На сегодняшний день «профессиональное выгорание» в наиболее общем виде трактуется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Поэтому синдром «психического выгорания» обозначается рядом авторов понятием «профессиональное (эмоциональное) выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Ведущую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек», к которым относятся отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтах и т. п.

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражающей природы.

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, около 30 лет назад. Синдром «эмоциональное выгорание» широко исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался, а рассматривался в контексте более широкой проблематики. В зарубежной литературе этот синдром называется английским словом burnout. Термин «burnout» сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание горения»,  «выгорание» и т. д.

Впервые термин «burnout» был введен американским психиатром Х. Френденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально под психическим выгоранием подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет не только психического компонента, но и психосоматического.

Описания этого состояния включали обычно в себя следующие харак­теристики: отказ от карьерного роста, падение интереса к работе и жизни, бессонница, головные боли, чрезмерное употребление лекарственных средств. В дальнейшем тщательное изучение случаев депрессий, неврозов и психосоматических заболеваний у лиц помогающих и социальных профессий позволили выделить в качестве причины именно «burnout».

Maslach и Jackson приводят следующие характеристики синдрома «burnout»:

- эмоциональное опустошение;

- безразличие и циничное отношением к пациентам и клиентам;

- негативное отношением к себе (это определяется как деперсонализация);

- чувство неудовлетворенности от работы, от недооценивания сво­их профессиональных достижений;

- нарушение взаимоотношений с коллегами и в семье;

- ухудшение качества жизни и состояния физического и психиче­ского здоровья.

В. В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж.

Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремление к совершенству и связанной с этим неудовлетворённости эффективностью своей деятельности, отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний.

Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений:

беспомощности, эмоциональной напряжённости, снижения работоспособности, уровня самокритичности.

В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Существуют индивидуальные различия в том, какая из сфер психики окажется наиболее уязвимой при длительном высоком напряжении.

  1. Бабанов, C.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / C.А. Бабанов // Новые Санкт-Петербургские Врачебные Ведомости. – 2017. – № 1. – С. 30-35.
  2. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.
  3. Вылегжанина, О.Е. Синдром эмоционального выгорания в педагогической практике / О.Е. Вылегжанина // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2016. – № 3. – С. 106-108.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития/Зеер Э.Ф. - М: Академия. - 2018. - 240 с.
  5. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда – Новосибирск, 2015. – 246 с.
  6. Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И.А. Курапова // Психологический журнал. – 2017. – Т. 30, № 3. – С. 84-95.
  7. Полякова, О.Б. Особенности деперсонализации как составляющей профессиональных деформаций психологов и педагогов / О.Б. Полякова // Мир психологии. – 2018. – № 2. – С. 233-244.
  8. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2014, № 3. – С. 85-95.
  9. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома "эмоционального выгорания" педагогов // МНКО. 2018. №3 (70).
  10. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. – 2017, № 6. – С.57-64.
  11. Яницкий М.С., Серый А.В. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность/ Яницкий М.С., Серый А.В. - Томск: ТГПУ. - 2016. - С. 71–93.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское