Курсовая работа|Социальная работа

Социально-педагогическая профилактика употребления алкогольных напитков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2020 | Страниц: 27

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической профилактики употребления алкогольных напитков среди подростков

1.1 Характеристика проблемы употребления алкогольных напитков среди подростков

1.2 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности и профилактики алкоголизма подростков

1.3 Технология социально-педагогической деятельности педагогов по профилактике алкоголизма подростков

Глава 2. Экспериментальная разработка проекта деятельности педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1 Анализ профилактики алкоголизма в СОШ № 92 г. Минск

2.2 Проект деятельности педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в условиях общеобразовательной школы

Заключение

Список литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании количества детей, употребляющих алкоголь и страдающих алкогольной зависимостью.

Детский алкоголизм - многоранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, педагоги и др.

Особое значение в профилактике алкогольной зависимости детей, а также в реабилитации детей, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социальным педагогам. Деятельность социальных педагогов - направлена на оказание помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Алкоголизм причиняет непоправимый вред физическому, нравственному и социальному здоровью молодых людей. Злоупотребление алкоголем, по данным ВОЗ, является третьей после сердечнососудистых и онкологических заболеваний причиной смертности.

Тяжелая форма опьянения (острое алкогольное отравление) нередко становится причиной смерти в молодом возрасте. Злоупотребляющие алкоголем в большей степени подвержены травматизму. Кроме того, риск самоубийства у людей, страдающих этим заболеванием, возрастает в десятки раз. В связи с чем необходима целенаправленная профилактика алкоголизма среди молодежи.

Степень изученности проблемы. Вопросу употребления алкоголя молодежью посвящены исследования таких видных учѐных как Е.И.Холостова, М. Маркова, М.В. Фирсова, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленок и др. Важную роль в решении проблемы алкоголизации молодежи играет социальная профилактика. Этот вопрос рассматривается в работах Е.И. Холостовой, Н. Вига, С. Лема, Н. Стефанова, М. Маркова, М.В. Фирсова, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленок и др.

Объект исследования – употребление алкогольных напитков подростками.

Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика подросткового алкоголизма.

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы профилактики подросткового алкоголизма, а также разработка проекта деятельности педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

1) дать характеристику проблемы употребления алкогольных напитков среди подростков;

2) раскрыть понятие и сущность социально-педагогической деятельности и профилактики алкоголизма подростков

3) проанализировать технологию социально-педагогической деятельности педагогов по профилактике алкоголизма подростков;

4) разработать проект деятельности педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в условиях общеобразовательной школы.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение, анализ опыта работы, анкетирования.

База исследования: СОШ № 92 г. Минск.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической профилактики употребления алкогольных напитков среди подростков

1.1 Характеристика проблемы употребления алкогольных напитков среди подростков

Подростковый алкоголизм является одной из главных проблем современности. Обратимся к понятию алкоголизм.

По определению ВОЗ, «алкоголизм - любая форма потребления алкоголя, которая превышает традиционную, принятую в обществе «пищевую» норму или выходит за рамки социальных привычек данного общества».

В медицинском аспекте алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе, физической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной нервной системы [15, c. 30].

В социально - правовом аспекте алкоголизм - форма отклоняющегося поведения, выражающаяся в злоупотреблении спиртными изделиями [20, c. 78].

А.М. Мартыненко в своем труде «Личность и алкоголизм» приводит более конкретное определения алкоголизма: Алкоголизм - это патологическое состояние, характеризующееся болезненным пристрастием к употреблению спиртных напитков и поражением организма, вызванным хронической алкогольной интоксикацией.

Еще одно определение алкоголизма дает Д.В. Панков. Алкоголизм - регулярное, компульсивное потребление большого количества в течение долгого периода времени. Это наиболее серьезная форма наркомании, вовлекающая от 1 до 5% населения большинства стран [7, с. 30].

Учитывая все приведенные выше определения, мы сделали вывод, важный для нашего исследования: алкоголизм - это болезнь, или болезненное пристрастие, которое развивается при постоянном употреблении спиртных напитков и сопровождается алкогольной интоксикацией, поражением организма, деградацией личности.

Алкоголь как напиток, обладающий особыми химическими свойствами наркотического воздействия на организм, культурные традиции и социальная практика его употребления известны давно. Это связано с тем, что алкоголь выполняет ряд физиологических, психологических и культурных функций: снижения физического и психического напряжения, стресса и болевых ощущений, поднятия настроения и повышения активности, облегчения общения, ритуального атрибута застолья и др.

Алкогольные напитки являются общепринятым и распространенным продуктом питания, элементом культуры досуга, культурных обрядов и ритуалов, медицинским средством – лекарством и одновременно ядом, отрицательно воздействующим на организм и здоровье человека, что порождает биологическую и психологическую зависимость от алкоголя.

С биологической, социальной и нравственной точки зрения алкоголь, состояние опьянения не является естественной потребностью человека, необходимой для его нормального физического и социального бытия и развития. Однако на определенном этапе исторического развития люди приобщились к употреблению алкоголя.

Под давлением социально-культурных, климато-географических, исторических, религиозных, политических и других факторов в разных странах и у разных народов сложилось различное отношение к алкоголю, разнообразные правила и нормы его потребления.

На Руси и в Беларуси употребление алкогольных напитков было известно еще древним славянам. Однако первоначально оно имело главным образом ритуальный обрядный характер. Пили в основном медовые настойки. Массовое потребление алкогольных напитков в России началось в ХVI веке, когда появилась хлебная водка. Были учреждены так называемые «царевы кабаки», где водка продавалась официально. Ради материальной выгоды государство активно способствовало распространению «питейных» обычаев, традиций среди населения.

В ХIХ веке в связи с развитием техники и промышленного производства спиртных напитков, которое привело к резкому снижению цен на алкоголь, потребление крепких спиртных напитков приобрело массовый характер. Это имело место, конечно, не только в Беларуси, но и в других странах. Так, изначально возникшие как ритуальные и обрядовые традиции эпизодического употребления алкогольных напитков в ходе исторического развития под влиянием ряда экономических, политических и иных факторов и условий существенно изменились, распространились и внедрились в быт и досуг широких слоев населения. На почве широкого распространения алкогольных напитков росли пьянство и алкоголизм.

Многие стереотипы поведения, связанного с употреблением спиртных напитков, в силу их многовековой истории, бытового характера и стойкого закрепления в обыденном сознании и повседневной практике существуют и в современном белорусском обществе. По своей природе и сущности алкоголизация населения как устойчивый и массовый процесс приобщения и потребления алкоголя относится к категории био-психосоциальных явлений и формы аддиктивного (зависимого) негативного девиантного поведения, которое не соответствует общепринятым моральным, правовым и другим социальным нормам, причиняет вред личности, социальным группам и обществу, а также осуждается общественным мнением.

Потребление алкогольных напитков, а также пьянство и алкоголизм как формы злоупотребления алкоголем, в настоящее время имеют высокий уровень распространения, препятствуют устойчивому демографическому, экономическому, социальному и культурному развитию страны и являются серьезной социальной проблемой.

  1. Авдеев, С. Продал пиво подростку – потерял бизнес / С. Авдеев // Вопр. социального обеспечения. – 2012. – № 16. – С. 7–8.
  2. Аносова, Е. В. Пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией, у подростков : (клиника, диагностика, терапия) : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.01.27 / Аносова Елена Васильевна ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Курский гос. мед. ун-т " Минздравсоцразвития России". – Москва, 2011. – 22 с. – Библиогр.: с. 20–22 (23 назв.).
  3. Ахмерова, С. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях: профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения : учеб.-метод. пособие по орг. воспитат. работы / С. Г. Ахмерова, Э. А. Ижбулатова. – Уфа : Китап, 2011. – 183 с.
  4. Беспорточнова, Т. В. Тренинг "Быть здоровым - модно!" / Т. В. Беспорточнова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – № 8. – С. 86–94.
  5. Воробцова Т. С. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни. М.: Корифей, 2011. 96 с.
  6. Дьяконов И. Ф. Профилактика подросткового алкоголизма. СПб.: СпецЛит, 2017. 23 с.
  7. Здоровый выбор // Вопросы социального обеспечения. – 2013. – № 9. – С. 38
  8. Казаков, О. П. Личность несовершеннолетнего как объект социальной профилактики алкоголизма и наркомании / Казаков О. П. // СОТИС - социальные технологии, исследования. – 2012. – № 1. – С. 74–78.
  9. Кодекс об Образовании Республики Беларусь № 243-З от 13.01.2011
  10. Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье 278-З от 9.07.1999 г. 
  11. Копытов, А. В. Взаимосвязь поиска ощущений и склонности к риску у подростков и молодых людей мужского пола с алкогольной зависимостью / Копытов А. В. // Наркология. – 2012. – № 12 (132). – С. 52–57.
  12. Копытов, А. В. Клиническая и социальная агрессия у лиц подросткового и молодого возраста с алкогольной зависимостью / Копытов А. В. // Наркология. – 2012. – № 5 (125). – С. 57–62.
  13. Копытов, А. В. Психомоторное функционирование и алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола / Копытов А. В. // Наркология. – 2013. – № 3 (135). – С. 53–59.
  14. Кулганов, В. А. Превентология: профилактика социальных отклонений : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика" / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 290–301.
  15. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. М.: ВАКО, 2009. 320 с.
  16. Лозовой, В. В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики / В. В. Лозовой, О. В. Кремлева, Т. В. Лозовая. – Москва : АльянсПринт, 2011. – 444 с.
  17. Лозовой В. В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. М.: Альянс – Принт, 2011. 448 c.
  18. Лубоцкая – Россельс Е. М. Алкоголь и дети. Л.: Медицина, 2014. 616 с.
  19. Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма / Сост. О. А. Павловская. Минск: Белорусская Наука, 2015. 429 с.
  20. Мужиченко, В. А. Социально-психологические и биологические факторы формирования алкогольного аддиктивного поведения у девочекподростков из Республики Беларусь / Мужиченко В. А., Копытов А. В., Кирпиченко А. А. // Наркология. – 2016. – № 3 (171). – С. 23–30.
  21. Новикова, Г. А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации / Новикова Г. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. // Наркология. – 2012. – № 7 (127). – С. 40–44.
  22. Погосов, А. В. Пивной алкоголизм у подростков: клиника, трансформация в другие формы зависимости, профилактика : [руководство] / А. В. Погосов, Е. В. Аносова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 231 с.
  23. Погосов А. В. Алкоголизм у подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 240 с.
  24. Профилактика подросткового алкоголизма / Сост. И. Ф. Дьяконов. М.: ООО «Издательство СпецЛит», 2017. 16 с.
  25. Распространенность и модели потребления алкоголя среди учащейся молодежи Республики Беларусь (результаты социологического исследования 2013 года) / А. С. Медведев и др. – Минск : Ковчег, 2013. – 348 с
  26. Соловьев, А. Г. Профилактика пивной зависимости у подростков в условиях образовательных учреждений / А. Г. Соловьев, Г. А. Новикова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2013. – Т. 113, № 6.
  27. Тихонов Г. Б. Азбука алкогольного процесса. Научись определять врожденную норму и управлять потреблением алкоголя. М.: Гениус, 2017. 270 с.
  28. Шубникова, Е. Г. Технологии педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи : монография / Е. Г. Шубникова. – Москва : Соврем. образование, 2015. – 151 с.
  29. Энтин Г. М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. М.: Медицина, 2017. 288 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2020 год 31 стр.
Социально-педагогическая работа с подростками
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское