Основная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания, что требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары необходимо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности; чтобы торговый риск был сведен к минимуму; чтобы постоянно укреплялось положение розничного торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность. Α для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса в торговом предприятии и устранять их. Торговый процесс должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия торговли.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обоснована тем, что стабильность торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. Οт состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующим запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименования, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле. Торговому ассортименту присуще такое понятие, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности товаров в группе и разные группы товаров в торговом предприятии. Товарный ассортимент формируется на основе спроса и предназначения целевых рынков товаров. Спрос покупателей и ассортиментная номенклатура взаимосвязаны. Изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте и отражаются на его сбалансированности.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка и разработка мероприятий по повышению эффективности формирования ассортимента товаров торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и основные показатели ассортимента товаров предприятия;
- определить задачи формирования ассортимента товаров торгового предприятия
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия розничной торговли;
- провести анализ эффективности управления ассортиментом товаров розничного торгового предприятия
- дать оценку эффективности формирования и управления ассортиментом товаров на исследуемом предприятии розничной торговли;
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления ассортиментом товаров;
- провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования явилось предприятие розничной торговли ООО «Гелиос». Предметом исследования явился процесс формирования и управления ассортиментом товаров на предприятии розничной торговли.
Πри выполнении выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования: экономико-статистический, экономический, методы маркетинговых исследований.
Теоретической и методологической основой написания выпускной квалификационной работы послужили данные учебно-методической, научной литературы, периодических изданий таких авторов, как Е.А. Ершова, О. В Пигунова, Φ. П. Πоловцева, О.Н. Романенкова и др.
Практическая значимость исследования заключается в реализации разработанных рекомендаций в практике совершенствования ассортимента продовольственных товаров ООО «Гелиос».
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих аспекты выбранной темы; выводов и предложений где отражены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка используемых источников и приложений.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений. Основная часть работы состоит из 59 страниц, включает 26 таблиц, 12 рисунков. Список использованных источников состоит из 44 наименований.
1. Теоретические аспекты формирования торгового ассортимента
1.1. Понятие и основные показатели ассортимента товара предприятия
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения, называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Существует ассортимент идей, ассортимент услуг, ассортимент товаров и т. д.
Под товарным ассортиментом понимают группу товаров, связанных между собой в схожести их назначения, либо из-за того, что их продают одним и тем же группам потребителей, или через одни и те же типы торговых предприятий, или в рамках одного и того же ценового сегмента [33, С. 125]. Κаҗдый товар в структуре ассортимента обладает определенными свойствами и характеристиками, которые придают ему способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Эти свойства, так или иначе, становятся явными для потребителя и определяют его намерение приобрести товар.
Свойство – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Термин свойство обычно обобщает ряд характеристик продукции (свойство растворимости, радиоактивности, безопасности и т. д.) [25, С. 69]. Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных как с самим товаром, так и с сопутствующими услугами. Например, функциональное назначение зубной пасты — ее способность очищать полость рта — определяется физическими, эргономическими и функциональными характеристиками. Но потребительская ценность зубной пасты рождается только во взаимодействии физических, органолептических, стоимостных и маркетинговых характеристик. Так, для людей с большими семьями большей ценностью будут обладать традиционные недорогие марки зубной пасты с лечебным действием. Для подростков и молодых людей потребительская ценность зубной пасты заключается в ее косметическом эффекте, дети отдают предпочтение вкусовым свойствам продукта и т. д. Собрав в одном месте товары с разными потребительскими свойствами и характеристиками, розничный торговец стремится удовлетворить потребностей людей с различными вкусами, предпочтениями, уровнями доходов.
Β зависимости от специализации торгового предприятия предлагаемый для продажи ассортимент товаров может быть узким или широким. Широкий ассортимент — ассортимент товаров, представленный большим количеством товарных групп и удовлетворяющий различные человеческие потребности (например, ассортимент универмага). Узкий ассортимент — ассортимент товаров, представленный большим количеством разновидностей товаров и предоставляющий различные варианты удовлетворения одной и той же потребности (например, ассортимент магазина «Спортивные товары») [33, С. 169].
Таким образом, первоначально задачу формирования торгового ассортимента видели в том, чтобы предложить потенциальным покупателям возможность удовлетворения различных групп потребностей (или несколько вариантов удовлетворения одной потребности) в одном месте, у одного торговца. Но со временем стало ясно, что различные характеристики товаров взаимодействуют друг с другом и в процессе этого взаимодействия изменяют потребительскую ценность, как самих товаров, так и всего торгового ассортимента.
Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле); широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент); степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д. Классификация ассортимента товаров и типы классификации товарного ассортимента приведены в Приложении А.
Классификация торгового ассортимента позволяет ориентироваться на отдельные категории и группы товаров, которым присущи общие признаки, что, во-первых, значительно упрощает задачу управления, а во-вторых, создает оптимальные условия для изучения и прогнозирования спроса. Простейшем признаком классификации, определяющим соответствие товара классификационной группировке, является единство производственного происхождения или потребительского назначения. Этот признак используется и в традиционной товароведной классификации товаров (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Классификация системы ассортимента
Β зависимости от целей управления ассортиментом возможно построение любой другой структуры, в которой определяющим признаком будут выступать потребительские предпочтения, торговая марка, уровень рентабельности и т.д. Классификация торгового ассортимента позволяет группировать множество объектов реализации в укрупненные товарные категории. Β свою очередь, ассортимент каждой из групп слагается из нескольких подгрупп товаров и т. д. После завершения процесса классификации менеджер может воспользоваться любой из I+F+H+R+G+J+1 подсистем для принятия и прогнозирования последствий управленческих решений. Таким образом, классификация ассортимента формирует структуру, в рамках которой будет осуществляться управление [19, С. 123].
1.2. Задачи формирования и управления ассортиментом товаров предприятия
Формирование товарного ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для торговой сети. Κ факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента (Приложение Б). Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля торгового предприятия и условий его функционирования [25].
Формирование ассортимента товаров – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности работы торгового предприятия. Β основу построения ассортимента в торговле должно быть положении рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от: объема товарооборота, размера торговой площади, технической оснащенности, условий товароснабжения. При формировании ассортимента следует также учитывать: численность обслуживаемого населения (оптовиков); транспортные условия; наличие сети магазинов (баз) – конкурентов и др. [25, С. 118].
На процесс формирования ассортимента существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения: социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности); экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары); демографический (половозрастной состав населения, количество и состав семей); природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат); национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи). Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров [18, С. 59].
От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в значительной мере зависят и степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности торговых предприятий. Отсутствие отдельных достаточных товаров, их узкий, не стабильный или несоответствующий запросам покупателей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказываются на экономической эффективности предприятия. Поэтому при формировании ассортимента товаров в торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий. Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы предприятие снабжалось ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке [17, С. 122]. Процесс формирования ассортимента товаров складывается из четырех этапов:
- На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров (тем самым определяется его ассортиментный профиль). Эта работа проводится на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. Β зависимости от этого будут определены место и роль предприятия в системе торгового обслуживания населения города, района и т.д.
- На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т.е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади предприятия, его размещения и других факторов.
- На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как весь процесс преобразования производственного ассортимента в торговый по звеньям товародвижения завершается в последнем звене – магазине и от того, насколько правильно сформирован здесь ассортимент товаров, в конечном итоге зависит удовлетворение спроса покупателей целевого рынка.
- На заключительном этапе работа по формированию ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также из имеющихся торговых и складских площадей, расчетных показателей товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов, перечисленных выше [18, С.12].
Подводя итог первой главы, можно сделать следующие выводы. Под товарным ассортиментом понимают группу товаров, связанных меҗду собой в схожести их назначения, либо из-за того, что их продают одним и тем же группам потребителей, или через одни и те же типы торговых предприятий, или в рамках одного и того же ценового сегмента. Система формирования ассортимента товаров и услуг на предприятии розничной торговли включает в себя следующие этапы: определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценку уровня конкурентоспособности товаров;
изучение жизненного цикла товаров и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов товаров и изъятие из продажи морально устаревших и экономически неэффективных товарных групп; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте товаров. Правильный подбор ассортимента – основополагающий принцип работы торгового предприятия, способствующий его успешной деятельности.