Введение
Глава 1. Особенности и специфика работы с умственно отсталыми детьми
1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых ребят
1.2. Причины умственной отсталости и их классификация
1.3. Основные принципы воспитательной работы с умственно отсталыми детьми
Глава 2. Воспитательные технологии в работе с умственно отсталыми школьниками
2.1. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками, имеющими отклонения в умственном развитии
2.2. Пути совершенствования воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися
Заключение
Список литературы
Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых ребят, находящихся в специальных (коррекционных) школах, выступает развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания выступает приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта, и неотъемлемой частью освоения этих процессов выступает развитие духовно-нравственной сферы.
При современном этапе развития дефектологии как результат комплексного изучения причин возникновения и специфических особенностей проявления, сравнительного анализа разных путей коррекции отклонений развития разработаны целостные системы специального воспитания.
Отличительной особенностью как теоретических, так и экспериментальных исследований за последние годы, направленные на дальнейшее совершенствование воспитательной, образовательной и коррекционно-восстановительной работы со школьниками, выступает создание научной основы системы, - понимание важности в постановке и решении задач разностороннего личностного развития ребят. Научные поиски осуществляются не столько в направлении добывания и осмысления новых фактов, сколько по линии определения единых методологических позиций для последующего обобщения наблюдений и экспериментальных данных. Поэтому данная тема курсовой работы выступает для нас актуальной.
В коррекционно-развивающем обучении, воспитательной адаптации аномальных ребят, наряду с другими методами, особое значение имеет воспитание духовно-нравственных ценностей жизни. Общеизвостно, что в созидании духовного мира, нравственного наполнения человека любого уровня развития незаменима роль искусства слова (К.Д. Ушинский,
Л.С. Выготский, П.П. Блонский).
Следовательно, особенно пристальное внимание и действенность в разработке методов и средств необходимо обратить к духовно-нравственному воспитанию учащихся коррекционных школ. Вооружение их нравственными знаниями важно потому, что эти знания не только информируют таких ребят о нормах поведения, поддерживаемых современным обществом, но и дают представления о последствии нарушения данных норм или последствиях какого-то поступка для окружающих людей.
Вместе с тем современной педагогике существует множество технологий обучения, гораздо меньше их имеется в воспитательной работе с умственно отсталыми детьми. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология в своей основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.
Объект исследования: воспитательные технологии в работе с умственно отсталыми школьниками.
Предмет исследования: особенности технологии воспитательной работы с младшими школьниками, имеющими отклонения в умственном развитии.
Цель работы: изучить воспитательные технологии в работе с умственно отсталыми школьниками.
Задачами исследовательской работы выступают:
- Рассмотреть психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых ребят.
- Осветить причины умственной отсталости и их классификация.
- Выявить основные принципы воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.
- Раскрыть технологии воспитательной работы с младшими школьниками, имеющими отклонения в умственном развитии.
- Проанализировать пути совершенствования воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Особенности и специфика работы с умственно отсталыми детьми
1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых ребят
Умственно отсталые детьми, являются ребята, которые в итоге органических поражений головного мозга (ОПГМ) имеют нарушения нормального развития психических, в особенности высших психических познавательных процессов (активное восприятие, произвольная память, словесно-логическое мышление, речь и др.).
У умственно отсталых ребят преобладают патологические черты эмоциональной сферы: повышенная возбудимость либо напротив, инертность; сложности в формировании интересов и мотивации к деятельности.
У большинства умственно отсталых ребят отмечаются нарушения в физическом развитии: деформации размеров конечностей и формы черепа, дисплазии, нарушения в общей, мелкой, а также в артикуляционной моторике, сложности формирования двигательного автоматизма. Понятие «умственная отсталость» содержит в себе такие формы нарушений, как «деменция», «олигофрения» [34].
Олигофрения (от греч. phren – ум, olygos – малый) выступает особой формой психического недоразвития, возникающей как следствие разных причин. Это могу быть: патологическая наследственность, хромосомные аберрации, предродовая патология, органическое поражение центральной нервной системы в процессе внутриутробного развития либо в самом раннем этапе постнатального развития.
Органическая недостаточность мозга при олигофрении имеет непрогрессирующий характер.
Влияния вредоносных факторов в большинстве своем уже перестали действовать и ребенок способен развиваться, на основе общих закономерностей формирования психической деятельности, но имеет под собой специфические особенности, которые вызваны видом нарушений центральной нервной системы (ЦНС) и его отдаленными последствиями ( «Олигофрения» как термин была введена немецким психиатром Э. Крепелином в XIX в.) [22].
Деменцией (от лат. dementia – слабоумие, безумие) выступает устойчивое ослабление познавательной деятельности, которое приводит к понижению критического видения, слабости запоминания, поверхностности эмоционального переживания. Деменция имеет прогредиентную направленность, то есть отмечается хоть и замедленные, но прогрессирующие процессы болезненного цикла. На детском возрастном этапе деменция способна появиться вследствие органических болезней мозга при эпилепсии, шизофрении, воспалительных болезнях мозга (по типу менингоэнцефалита), а также как результат травмы мозга (ушиб, сотрясение) [16].
В международной классификации (МКБ-10) на основании психометрического исследования умственная отсталость подразделяется на
четыре формы:
- легкая (интеллект находится в пределах 40-69),
- умеренная (интеллект в пределах 35-49),
- тяжелая (интеллект в пределах 20-34),
- глубокая (интеллект 20 и ниже) [17].
При олигофрении психопатологической структуре нарушения свойственна тотальность и иерархичность в недоразвитии интеллекта и психики.
Исходя из структуры клинической картины выделяют осложненные и неосложненные виды олигофрении.
Обусловленность осложненных форм олигофрении выражена сочетанием недоразвития мозга и его повреждений.
В подобных случаях дефект интеллекта сопровождается нейродинамическими и энцефалопатическими расстройствами.
Также может иметь место более выраженная стадия в недоразвитии или повреждении локальных корковых функций, к примеру, праксиса, гнозиса, речи, пространственных представлений, письма, чтения, счетных навыков. Данная форма зачастую преобладает у ребят с церебральным параличом и с гидроцефалией.
В современной отечественной психиатрии выделяется три группы этиологических факторов умственной отсталости.
Первая группа характеризуется неполноценностью генеративных клеток родителей, наследственными заболеваниями родителей, патологией эмбриогенеза.
Вторая группа характеризуется патологией во внутриутробном развитии (воздействие инфекций, травм, интоксикаций).
Третья группа характеризуется родовой травмой и постнатальными поражениями ЦНС.
С целью установления верного диагноза следует учесть соотношения трех групп симптомов: дизонтогенетические синдромы (связанные с дисфункцией созревания ЦНС), энцефалопатические синдромы (связанные с повреждением ЦНС) какой-либо локализации, куда входят и минимальные дисфункции, и синдромы, которые отражают вторичные механизмы защиты организма [27].
Выделяют три диагностических критерия умственной отсталости: первый – клинический (при органическом поражении головного мозга); второй – психологический (при стойком нарушении познавательной активности); третий – педагогический (при низкой обучаемости).
Если осуществляется своевременная правильная организация воспитания, и как можно более раннее коррекционно-педагогическое воздействие, то большинство отклонений в развитии у ребят могут быть минимизированы или даже устранены.
Особенности психики умственно отсталых школьников.
Специфика психического развития умственно отсталых ребят исследована достаточно на сегодня обстоятельно. У умственно отсталых учащихся отмечается недоразвитие в познавательных интересах, выражающееся в меньшей потребности в познании, чем у нормально развивающихся сверстников.