Актуальность. Неотъемлемым условием всестороннего развития ребенка, его успешного обучения в школе, является умение правильно выстраивать общение с взрослыми и сверстниками. Взрослые выступают в качестве хранителей опыта, знаний, культуры, умений, накопленных предыдущими поколениями. Передать всё накопленное можно только посредством речи. Исходя из специальной литературы, можно утверждать, что большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные затруднения и не владеют навыками связной речи на уровне, достаточном для их возраста.
По этой причине обучение связной речи у детей относится к наиболее актуальным, но еще не до конца раскрытым проблемам. Изучение развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в педагогике на протяжении многих лет, так как речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Связная речь является самой сложной формой речевой деятельности.
Многие современные авторы в своих лингвистических, психолингвистических и методических работах приводят характеристики связной речи и ее основных особенностей. В отношении к разным видам развернутых высказываний связную речь можно определить, как совокупность объединенных на содержательной, тематической основе фрагментов речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и являются единым смысловым и структурным целым.
Развитие связной монологической речи является одним из важных условий полноценного коммуникативного и умственного развития ребенка. Именно поэтому одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста является формирование связной монологической речи. Монологическая речь является одним из наиболее сложных видов речевых высказываний. Она характеризуется развернутостью, связностью и логичностью изложения, обоснованностью и завершенностью. Для формирования связной монологической речи у ребенка в достаточной степени должен быть сформирован лексико-семантический строй родного языка, должна быть выработана функция внутреннего планирования высказывания. В норме, формирование монологической речи идет постепенно, от диалога, в процессе естественного взаимодействия ребенка и взрослого.
Постоянный поиск новых направлений совершенствования работы с детьми тесно связан с изменением требований относительно содержания дошкольного образования. Особенно актуальными становятся работы, в которых раскрываются вопросы освоения детьми системы родного языка, формирования речевой деятельности. Надо заметить, что поиск новых методов и приемов обучения дошкольников монологической речи осуществляется постоянно.
В настоящее время развернуты широкомасштабные исследования, посвященные формированию связной монологической речи у дошкольников. Эти исследования направлены, прежде всего, на выделение основных понятий теории педагогической работы по развитию связных высказываний. Кроме того, очерчены основные направления по развитию принципов, форм, методов и содержания данной работы. Свидетельством проводимой работы являются публикации и труды К.Д.Ушинского, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич, Ф.А.Сохина и др.
Однако, рассматривая проблему изучения монологической речи у дошкольников, можно отметить, что на сегодняшний день недостаточно разработаны приемы ее формирования. Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность, острая потребность практики в новых технологиях в данном направлении составляют ее актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01 января 2014 года, подробно говорится о развитии ребенка. И, следовательно, технологии развивающего обучения становятся еще более актуальными и в полной мере отвечают требованиям нового стандарта.
ФГОС регламентирует необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Этой цели реально достичь при планировании образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка, используя активные методы обучения, грамотно и планомерно организуя совместную образовательную деятельность. К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести и метод моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. При этом моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.
Цель работы – изучение возможностей использования метода моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Объектом: развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Предметом нашей работы является развитие связной речи детей дошкольного возраста методом моделирования.
Для достижения цели, мы обозначили следующие задачи:
- рассмотреть связную речь как предмет научного исследования;
- охарактеризовать развитие связной речи в дошкольном детстве;
- описать особенности работы воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста при использовании метода моделирования;
- изучить начальный уровень сформированности связной речи детей дошкольного возраста;
- провести опытно – практическую работу по формированию связной речи детей дошкольного возраста посредством метода моделирования;
- выявить эффективность проведенной работы.
В работе мы выдвинули гипотезу: развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в работе используется метод моделирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных исследователей в области онтогенеза речевой деятельности В.К. Воробьевой, А.Н. Гвоздева, Т. И. Гризик, Н.И. Жинкина, А. А. Зрожевской, Р.Е. Левиной, Н. И. Лепской, Т.А. Сидорчук, Е.И. Тихеевой, О. А. Токаревой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин и др.
Методами исследования стали: библиографический (изучение литературы по выбранной проблеме), диагностический (исследование, проведенное с детьми старшего дошкольного возраста), экспериментальный (коррекционные занятия) и аналитический (сравнение результатов до и после формирующего эксперимента, их анализ, формулировка выводов и рекомендаций).
Опытно экспериментальной базой исследования выступило МБДОУ «Детский сад №». В опытно – практической работе приняли участие 20 детей в возрасте 6 лет.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы как при разработке соответствующих теоретических тем по предмету теория и методика развития речи дошкольников в вузовской практике, так и при подготовке воспитателей к занятиям в дошкольных учреждениях.
Структурно работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использование метода моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Связная речь как предмет научного исследования
По словам С.Л.Рубинштейна, связность – адекватность речевого оформления мысли говорящего либо пишущего, с точки зрения понятности этой речи для слушателя либо читателя. Связной речью можно назвать речь, которую легко понять на основе ее собственного предметного наполнения [30].
Многие учёные, исследовавшие связную речь и её особенностей в своих психолингвистических, лингвистических, методических работах выделяли характеристики у такой речи. Рассматривая разные виды развернутых высказываний в связной речи, эти учёные дают ей следующее определение: совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи, являющихся единым структурным и смысловым целым [26].
Существует ещё мнение, будто связная речь - это единое целое образование по смыслу и структуре. Оно включает тематически объединённые и взаимосвязанные законченные отрезки [2].
Некоторые особенности речи были изучены Рубинштейном С.Л., Выготским Л.С., Сохиным Ф.А., Леушиной А.М. и прочими.
Рубинштейн С.Л. предложил для связной речи следующее определение. Это такая речь, которую можно воспринять на основе предметного её содержания [30].
Согласно мнению профессора Текучева А.В. [33], под связным типом речи следует понимать любые единицы речи, у которой составные языковые компоненты представляют организованное согласно законам логики, плюс грамматического строя этого языка единое целое. Соответственно с этим каждое из самостоятельных отдельных предложений можно рассматривать в качестве одной из разновидностей в связной речи.
Всякая связная речь собой представляет развернутое, законченное, грамматически и композиционно оформленное, эмоциональное и смысловое высказывание, состоящее из нескольких связанных логически предложений [8].
Выготский Л.С. полагает, что ребёнок при овладении речью продвигается постепенно от частей к целому, от слова к соединению двух-трёх слов воедино, а в дальнейшем – уже к построению простого типа фраз, позже – к более сложным предложениям. Конечный этап этого процесса - это связная речь, состоящая из ряда развёрнутых предложений [4].
В некотором смысле с точки зрения психологии, прежде всего относительно самого говорящего, любой вид подлинной речи, которая передает желание либо мысль говорящего, собой представляет связную речь, однако при развитии формы связности поменялись. В наше время термином «связная речь» обозначают речь, в речевом плане отражающую все существенные ныне связи предметного своего содержания [34].
Тихеева Е.И. в своей работе говорит: связная речь тесным образом связана со всем миром мыслей. Она как раз служит отражением логики в мышлении ребёнка. Связная речь выражает умение дошкольника осмысливать воспринимаемое, находить его выражение в чёткой, логичной, правильной речи. По умению ребёнка правильно построить высказывание судят про уровень речевого его развития [34].
Леонтьев А.А. при изучении речи сделал вывод: связная речь - это не обычная последовательность предложений и слов, но последовательность связанных между собой мыслей, выраженных набором точных слов в построенных грамотно предложениях. Ребёнок учится мыслить при изучении речи, но также он при развитии мышления усовершенствует свою речь [18].
Сохин Ф.А. в своей работе говорит: в процессе по формированию связной речи отчётливо заметна тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Автор подчёркивает: связная речь - это не просто последовательность мыслей, связанных между собой. Её характеризует то, что связная речь впитывает как бы в себя достижения ребёнка при овладении родным языком, при освоении звуковой стороны языка, грамматического строя и словарного запаса. По тому, каким образом дети строят высказывания, можно судить про уровень речевого их развития [41].
Независимо от форм высказывания (монолог или диалог), основное условие коммуникативности речи - это связность. Чтоб овладеть этой важнейшей стороной речи, необходимо у детей специально развивать навыки по составлению связных высказываний [28].
Леонтьев А.А. полагает, что термин «высказывание» обозначает коммуникативные единицы (которыми могут выступать отдельные предложения и целый текст), имеющие законченность своего содержания и интонации. Таковые характеризуются чётко определённой композиционной либо грамматической структурой. К значительным характеристикам развёрнутых высказываний в любом виде (описание, повествование и пр.) относятся связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщений, построенных соответственно темы и основной коммуникативной задачи.
В специальной литературе содержатся следующие характеристики для связности устной речи: присутствие смысловых связей между отдельными из частей рассказа, наличие логических, а также грамматических связей между предложениями, существование связей между членами предложения, дохождения до слушателя выраженной законченной мысли говорящего [18].
Доктором психологических наук Зимняя И.А. предполагалось, что последовательность и связность высказывания определяет в основном его логико-смысловая организация. Такая структура являет собой на текстовом уровне довольно-таки сложное единство, в которой присутствует логическая и предметно-смысловая организация. Адекватность отражения реальных предметов, существующих между ними связей и отношений проявляется благодаря предметно-смысловым организациям высказываний. Отражение порядка в изложении самой мысли обычно проявляется методом логической организации того же высказывания. Правильность усвоения методов логико-смысловой организации у высказываний способствует чёткому и спланированному изложению мыслей, другими словами, осознанной и произвольной реализации в речевой деятельности. При реализации своей речевой деятельности люди строго следуют «внутренней логике» соответственно общей структуре предметных отношений. Проявления смысловых связей на начальном уровне реализовано в межпонятийных связях, отражающих отношения между отдельными двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи, по мнению специалистов, это предикативная смысловая связь [14]. Формируется она ранее других в онтогенетическом периоде.