ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Теории патогенеза дисграфии
1.2. Дисграфия у младших школьников как логопедическая проблема
Глава II Экспериментальное изучение особенностей письменной речи учащихся 2-х классов общеобразовательной школы с дисграфией
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Организация констатирующего эксперимента
2.2. Направления логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся вторых классов общеобразовательной школы
Заключение
Библиографический список
Тема настоящей курсовой работы: «Коррекционно-логопедическая работа по устранению и выявлению дисграфии у младших школьников».
Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем обстоятельством, что с каждым учебным годом растет количество детей с различными видами дисграфии. Если в середине ХХ века дисграфия встречалась не более чем у 10% учащихся школ, то на сегодняшний момент специалисты фиксируют до 50% случаев. Данный факт требует изучения причин данного нарушения и поиска новых эффективных подходов к профилактике и коррекции дисграфий у младших школьников, обучающихся в общей школе.
Цель настоящего исследования – исследование нарушений письменной речи у учащихся начальной школы и выявление эффективных направлений коррекционно-логопедической работы по устранению дисграфии у младших школьников.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
- Рассмотреть существующие теории патогенеза дисграфии.
- Проанализировать особенности логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
- Экспериментально установить особенности письменной речи учащихся 2-х классов общеобразовательной школы с дисграфией.
- Выявить эффективные направления коррекционно-логопедической работы по коррекции дисграфии младших школьников с дисграфией.
Объектом настоящего исследования выступают школьники начальной школы с дисграфией.
Предметом исследования выступает процесс коррекционно-логопедической работы по устранению и выявлению дисграфии у младших школьников.
Гипотеза исследования – в работе проверяется предположение о том, что у детей с выраженной дисграфией преобладают ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а у детей с легкой дисграфией преобладают оптические ошибки.
В настоящей работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: изучение, анализ, обобщение, педагогический эксперимент; наблюдение, анализ письменных работ второклассников по русскому языку; сенсибилизированный тест (А. Корнев , А. Лурия ).
Теоретической базой исследования послужили труды Н.Волосковой, В.Гончаровой, Р. Лалаевой и др.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой при работе литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Теории патогенеза дисграфии
Научная и учебная литература предлагает различные трактовки термина «дисграфия». Рассмотрим несколько наиболее известных определений. Р.И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.[19.С.21]
И. Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. [32. С.13.] Автор утверждает, что возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. [18.С.7]
По мнению Н. Волосковой [8] пдисграфия - языковое нарушение, которое обусловлено нарушением способности использования языка для кодирования неязыковой информации.
Современная логопедия опирается на несколько теорий дисграфии.
В теории, предложенной Ф. Веллютино, Е. Григоренко, О. Иншаковой, Р. Лалаевой, О. Левашовым, Р. Левиной, Г. Чиркиной патогенез нарушений письменной речи связывается со зрительными нарушениями, неспособностью быстро перерабатывать визуальную информацию. В исследованиях этих авторов объективно подтверждено наличие дефицита зрительного восприятия, нарушения зрительно-моторной координации и визуальной обработки слова у детей с дислексией, обнаружены подкорковые нарушения в магноцеллюлярной зоне таламуса, влияющие на скорость обработки информации в магноцеллюлярном пути визуальной системы (Р. Лалаева [19]). Однако, по мнению С. Леоновой полученные в рамках данной теории экспериментальные данные являются противоречивыми и требуют дальнейшего междисциплинарного изучения [20].
Т. Бессонова, Л. Бенедиктова, Л. Ефименкова, Р. Лалаева, Р. Левина, Г. Мисаренко, Н. Никашина, И. Садовникова, Л. Спирова, О. Токарева, А. Ястребова разработали теорию, согласно которой возникновение нарушений письменной речи связывается с фонематическим дефицитом, трудностями обработки звуковой стороны речи, которые препятствуют овладению звуковым составом письма.
Р. Лалаева [19] выделяет несколько процессов и операций, нарушение которых может приводить к расстройству языковой способности и, как следствие, к возникновению дисграфии: несформированность отдельных языковых операций, нарушение сукцессивно-симультанной интеграции языковых операций, недостаточная сформированность процесса интеграции различных компонентов языковой системы.
В логопедии существует несколько вариантов классификации дисграфии, каждая из которых учитывает лишь один из аспектов дисграфии, но не может охватить все случаи, все разнообразие индивидуальных сочетаний в структуре дефекта, в его симптомокомплексе. Наиболее известной является клинико-педагогическая классификация нарушений чтения и письма, разработанная на кафедре логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена. Основанием данной классификации является несформированность определенных операций процесса письма. В связи с этим выделяются следующие виды дисграфии:
- артикуляторно-акустическая,
- дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания,
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
- аграммтическая дисграфия,
- оптическая дисграфия.
Симптомом дисграфии является наличие стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у учащихся общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. Эти ошибки разделяются на несколько групп: искажения букв, замены букв по принципу оптического и акустического сходства соответствующих им звуков, искажения звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме (Л. Бенедиктова, Р. Лалаева, Р. Левина, Л. Парамонова, И. Садовникова, О. Токарева и другие).
Некоторые исследователи отмечают, что применительно к младшим школьникам правильнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью, поскольку в этом возрасте дети лишь начинают осваивать данный навык. Так, Е. Каморина [21] предлагает при уточнении структуры дефекта при нарушении письма у детей учитывать несколько показателей: возраст обследуемого ребенка, степень выраженности нарушений и их качественную специфику. При этом диагноз дисграфии предлагается ставить не ранее второго полугодия второго года обучения в возрасте 8-8,5 лет.
Проблема нарушений письменной речи изучается в различных аспектах. Исследователи дисграфии еще в начале XX века отмечали, что дети с нарушениями письменной речи обладают нормальным интеллектом [25. С. 12].
С клинической точки зрения, нарушения письменной речи у детей рассматриваются как последствия минимальной мозговой дисфункции (ММД), причиной которой являются ранние локальные повреждения мозга (Л. Бадалян, Н. Заваденко и др.). При ММД у детей наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, которые обеспечивают сложные интегративные функции. При этом общее интеллектуальное развитие детей с ММД находится на уровне нормы, но у детей наблюдаются значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. ММД может проявляться в возрастной незрелости отдельных ВПФ и их дисгармоничном развитии, а также в виде нарушений формирования навыков письма, чтения или счета. Чаще всего эти нарушения сочетаются между собой, а также с нарушениями устной речи, которые выявляются у школьников либо в момент обследования, либо в анамнезе [29.С. 120].