Курсовая работа|Логопедия

Коррекционно-логопедическая работа по устранению и выявлению дисграфии у младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 38

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Теории патогенеза дисграфии

1.2. Дисграфия у младших школьников как логопедическая проблема

Глава II Экспериментальное изучение особенностей письменной речи учащихся 2-х классов общеобразовательной школы с дисграфией

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Организация констатирующего эксперимента

2.2. Направления логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся вторых классов общеобразовательной школы

Заключение

Библиографический список

Тема настоящей курсовой работы: «Коррекционно-логопедическая работа по устранению и выявлению дисграфии у младших школьников».

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем обстоятельством, что с каждым учебным годом растет количество детей с различными видами дисграфии. Если в середине ХХ века дисграфия встречалась не более чем у 10% учащихся школ, то на сегодняшний момент специалисты фиксируют до 50%  случаев. Данный факт требует изучения причин данного нарушения и поиска новых эффективных подходов к профилактике и коррекции дисграфий у младших школьников, обучающихся в общей школе.

Цель настоящего исследования – исследование нарушений письменной речи у учащихся начальной школы и выявление эффективных направлений коррекционно-логопедической работы по устранению дисграфии у младших школьников.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

  1. Рассмотреть существующие теории патогенеза дисграфии.
  2. Проанализировать особенности логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
  3. Экспериментально установить особенности письменной речи учащихся 2-х классов общеобразовательной школы с дисграфией.
  4. Выявить эффективные направления коррекционно-логопедической работы по коррекции дисграфии младших школьников с дисграфией.

Объектом настоящего исследования выступают школьники начальной школы с дисграфией.

Предметом исследования выступает процесс коррекционно-логопедической работы по устранению и выявлению дисграфии у младших школьников.

Гипотеза исследования – в работе проверяется предположение о том, что у детей с выраженной дисграфией преобладают ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а у детей с легкой дисграфией преобладают оптические ошибки.

В настоящей работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: изучение, анализ, обобщение, педагогический эксперимент; наблюдение, анализ письменных работ второклассников по русскому языку; сенсибилизированный тест (А. Корнев , А. Лурия ).

Теоретической базой исследования послужили труды Н.Волосковой, В.Гончаровой, Р. Лалаевой  и др.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой при работе литературы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Теории патогенеза дисграфии

Научная и учебная литература предлагает различные трактовки термина  «дисграфия». Рассмотрим несколько наиболее известных определений. Р.И. Лалаева  дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.[19.С.21]

И. Н. Садовникова  определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. [32. С.13.] Автор утверждает, что возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. [18.С.7]

По мнению Н. Волосковой [8] пдисграфия - языковое нарушение, которое обусловлено нарушением способности использования языка для кодирования неязыковой информации.

Современная логопедия опирается на несколько теорий дисграфии.

В теории, предложенной Ф. Веллютино, Е. Григоренко, О. Иншаковой, Р. Лалаевой, О. Левашовым, Р. Левиной, Г. Чиркиной патогенез нарушений письменной речи связывается со зрительными нарушениями, неспособностью быстро перерабатывать визуальную информацию. В исследованиях этих авторов объективно подтверждено наличие дефицита зрительного восприятия, нарушения зрительно-моторной координации и визуальной обработки слова у детей с дислексией, обнаружены подкорковые нарушения в магноцеллюлярной зоне таламуса, влияющие на скорость обработки информации в магноцеллюлярном пути визуальной системы (Р. Лалаева [19]). Однако, по мнению С. Леоновой полученные в рамках данной теории экспериментальные данные являются противоречивыми и требуют дальнейшего междисциплинарного изучения  [20].

Т. Бессонова, Л. Бенедиктова, Л. Ефименкова, Р. Лалаева, Р. Левина, Г. Мисаренко, Н. Никашина, И. Садовникова, Л. Спирова, О. Токарева, А. Ястребова  разработали теорию, согласно которой возникновение нарушений письменной речи связывается с фонематическим дефицитом, трудностями обработки звуковой стороны речи, которые препятствуют овладению звуковым составом письма.

Р. Лалаева [19] выделяет несколько процессов и операций, нарушение которых может приводить к расстройству языковой способности и, как следствие, к возникновению дисграфии: несформированность отдельных языковых операций, нарушение сукцессивно-симультанной интеграции языковых операций, недостаточная сформированность процесса интеграции различных компонентов языковой системы.

В логопедии существует несколько вариантов классификации дисграфии, каждая из которых учитывает лишь один из аспектов дисграфии, но не может охватить все случаи, все разнообразие индивидуальных сочетаний в структуре дефекта, в его симптомокомплексе. Наиболее известной является клинико-педагогическая классификация нарушений чтения и письма, разработанная на кафедре логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена. Основанием данной классификации является несформированность определенных операций процесса письма. В связи с этим выделяются следующие виды дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая,
  • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания,
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
  • аграммтическая дисграфия,
  • оптическая дисграфия.

Симптомом дисграфии является наличие стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у учащихся общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. Эти ошибки разделяются на несколько групп: искажения букв, замены букв по принципу оптического и акустического сходства соответствующих им звуков, искажения звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме (Л. Бенедиктова, Р. Лалаева, Р. Левина, Л. Парамонова, И. Садовникова, О. Токарева и другие).

Некоторые исследователи отмечают, что применительно к младшим школьникам правильнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью, поскольку в этом возрасте дети лишь начинают осваивать данный навык. Так, Е. Каморина [21] предлагает при уточнении структуры дефекта при нарушении письма у детей учитывать несколько показателей: возраст обследуемого ребенка, степень выраженности нарушений и их качественную специфику. При этом диагноз дисграфии предлагается ставить не ранее второго полугодия второго года обучения в возрасте 8-8,5 лет.

Проблема нарушений письменной речи изучается в различных аспектах. Исследователи дисграфии еще в начале XX века отмечали, что дети с нарушениями письменной речи обладают нормальным интеллектом  [25. С. 12].

С клинической точки зрения, нарушения письменной речи у детей рассматриваются как последствия минимальной мозговой дисфункции (ММД), причиной которой являются ранние локальные повреждения мозга (Л. Бадалян, Н. Заваденко и др.). При ММД у детей наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, которые обеспечивают сложные интегративные функции. При этом общее интеллектуальное развитие детей с ММД находится на уровне нормы, но у детей наблюдаются значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. ММД может проявляться в возрастной незрелости отдельных ВПФ и их дисгармоничном развитии, а также в виде нарушений формирования навыков письма, чтения или счета. Чаще всего эти нарушения сочетаются между собой, а также с нарушениями устной речи, которые выявляются у школьников либо в момент обследования, либо в анамнезе [29.С. 120].

  1. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда. – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. – 318 с.
  2. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методич. пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2015. – 208 с.
  3. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М. Г. Храковской.-СПб.: «Акционер и К», 2014. – 246 с.
  4. Баранок, О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией// Логопед. – 2017.- № 8. – с. 108-116.
  5. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. — М.: Новая школа, 2016. – 188 с.
  6. Белякова, Л.И. Проблемы зеркального письма у детей. Научные труды МПГУ. Серия: Псих.-пед. науки. М.: Прометей, 2009. с. 451-456.
  7. Блинков, С.М. Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария // Журн. невропатологии и психиатр, 1965. – №12. - С. 1767 – 1772.
  8. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. - М.: МПГУ, 2016. - 146 с.
  9. Гончарова, В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников // Логопедия. – 2015. - № 3(9). – С. 80-83.
  10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методич. пособие. 3-е изд. – М.: АИРИС ПРЕСС, 2018. – 91 с.
  11. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.: Речь, 2016. – 176 с.
  12. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 2013.– 336 с.
  13. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова // Логопедия сегодня. – 2013. - №4. – С. 83-86.
  14. Каморина, Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству // Логопед. – 2014. - № 2. – С. 88 – 95.
  15. Киселёва, Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // Логопед. – 2017. - № 7. – с. 94 – 105.
  16. Клейменова, О.А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников // Логопед. – 2015. -№5. – С. 88-101.
  17. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 2017. – 286 с.
  18. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – 2-е изд. – СПб.: Гиппократ, 2015. - 224 с.
  19. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2016. – 224 с.
  20. Леонова, С.В. Содержание и приемы работы при оптической дисграфии // Логопед. – 2015. - № 5. – С. 108-125.
  21. Логопедия: Методическое наследие. – Кн. IV: Нарушения письменной речи. Дислексия, дисграфия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303 с
  22. Логопедия: учебник для студентов дефектологов фак. пед. ВУЗов /под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 703 с.
  23. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. ВУЗов. - М.: Академия, 2002. – 340 с.
  24. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: «ГНОМ и Д», 2006. – 88 с.
  25. Микфельд, Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии // Логопедия. – 2018. - №3. – С. 39-46.
  26. Мироненко, Е.Д. Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка// Школьный логопед. – 2017. - №1(22). – С. 41-49.
  27. Мисаренко, Г.Т. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед. – 2014. - № 2. – С. 98-104.
  28. Оглоблина, И.Ю. Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников //Логопед. – 2015. - № 5. – С. 116 – 122.
  29. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 128 с.
  30. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 140 с.
  31. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 158 с.
  32. Садовникова, И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 256 с.
  33. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.
  34. Яструбинская, Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. – 2017. - №2(4). – С. 60-70.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское