Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР
1.1. Современные представления о фонетико - фонематических процессах
1.2. Развитие фонетико - фонематических процессов в онтогенезе
1.3. Особенности развития фонетико - фонематических процессов у детей с ОНР
Глава 2 Основные направления коррекционно-логопедической работы по фонетико-фонематическому развитию дошкольников с ОНР
2.1 Сопоставительная характеристика методик по фонетико-фонематическому развитию дошкольников с ОНР
2.2 Театральная деятельность как одно из средств фонетико-фонематического развития дошкольников с ОНР
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Хорошая речь является важнейшим условием для всестороннего развития ребенка. Чем богаче и правильнее его речь, тем легче будет ему формулировать и высказывать свои мысли, тем больше возможностей он получает в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее общается с взрослыми и сверстниками, тем интенсивнее осуществляется его психическое развитие. Речь основана на сочетании многих факторов. Один из основных – звукопроизношение. Процесс формирования произношения весьма сложен. Ребенок учится управлять своими речевыми органами, воспринимать речь, обращенную к нему, контролировать речь окружающих и свою собственную. Но этот процесс у детей иногда протекает с задержкой. Исследования, проведенные среди дошкольников и младших школьников, показали, что у детей с недочетами серьезные нарушения речи часто отсутствуют, но есть привычка нечистой речи, сформировавшаяся из-за неправильного воспитания.
По статистике большинство детей поступают в школу с различными нарушениями речи. Недостатки речи в школе могут спровоцировать неуспеваемость и нарушения письменной речи, т.к. младшие школьники как говорят, так и пишут. Между чистотой звучания речи ребенка и его орфографической грамотностью существует тесная связь. Дети с недостатками речи болезненно их ощущают. Они могут стесняться, замыкаться, у них развивается чувство негативизма.
Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками [13].
Итак, развитие звукопроизношения в дошкольном детстве является важнейшей задачей педагогов, логопедов, воспитателей. При этом, как отмечают Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Г. А. Каше и др. нарушение звукопроизношения особенно часто отмечается у детей с ОНР. При ОНР у детей нарушено или отстает от нормы развитие главных составляющих речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Поэтому столь важно изучить возможности логопедической работы в коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР
Объектом является фонетико-фонематическое развитие у дошкольников.
Предметом являются Логопедические технологии коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР.
Цель: изучить логопедические технологии коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР.
Задачи:
- изучить современные представления о фонетико - фонематических процессах;
- охарактеризовать развитие фонетико - фонематических процессов в онтогенезе;
- раскрыть особенности развития фонетико - фонематических процессов у детей с ОНР;
- охарактеризовать методики по фонетико-фонематическому развитию дошкольников с ОНР;
- описать театральную деятельность как одно из средств фонетико-фонематического развития дошкольников с ОНР.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки таких авторов как Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Каше Г.А., Кабалевский Д.Б. и др.
Глава 1. Теоретические основы изучения фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР
1.1. Современные представления о фонетико - фонематических процессах
Существует четкое определение, что представляет собой фонетико - фонематические процессы. В логопедии это означает нарушение у человека процессов формирования произносительной системы языка, вызываемое дефектами восприятия на слух и произношения фонем [3].
Поясним, что такое фонема. Этот термин означает минимальную смыслоразделительную единицу языка и в некотором роде соответствует понятию «звук» [28]. Родители всегда удивляются, если их отлично слышащему ребенку ставят диагноз «нарушение фонематического слуха». Дело в том, что существует два понятия слуха – биологический (способность воспринимать органами слуха звуки из окружающего нас мира) и фонематический (способность четко различать и анализировать фонемы). Если он нарушен, дети хорошо слышат речь взрослого, но не могут отличить похожие звуки, например, «к» от «г» или «б» от «п». В результате они повторяют и запоминают не то, что им говорят, а то, как они услышали сказанное. При этом интеллект ребенка может находиться на соответствующем возрасту уровне.
Речевые расстройства могут быть в легкой степени, в средней и в тяжелой. Легкая наблюдается, когда ребенок не может дифференцировать и произносить только некоторые, особенно сложные фонемы или их сочетания. Средняя форма диагностируется, если нарушения звукового анализа более серьезные. В данном случае ребенок не отличает и не произносит правильно значительное количество фонем. При чтении и при письме такие дети совершают специфические ошибки, в разговоре неправильно воспроизводят слоги в словах. Тяжелая степень характеризуется глубокими фонетическими нарушениями. Дети с такой проблемой не различают фонемы на слух, не умеют выделять их в словах, устанавливать их последовательность, формировать в словах слоги. Практически всегда при тяжелой степени ФФНР речь детей несвязна и трудно понятна окружающим.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, который бывает врожденным или приобретенным. Врожденный может возникнуть по таким причинам [4]:
- некоторые наследственные заболевания; - при беременности тяжелый токсикоз;
- разный резус-фактор крови у младенца и матери;
- сложные роды, при которых происходят травмы новорожденного;
- асфиксия плода;
- инфекционные заболевания и эмоциональные стрессы у женщины в период беременности.
Приобретенное фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, формирующийся под влиянием социальных, бытовых и других условий среды, где воспитывается малыш. Причины недоразвития речи у ребенка могут быть такими [23]:
- травмы органов речевого аппарата;
- неблагоприятные социальные и, как следствие, бытовые условия, в которых проживает ребенок; - двуязычье в семье;
- недостаточные речевые условия (ребенок целыми днями предоставлен сам себе, с ним практически не занимаются);
- дефекты в построении зубного ряда; - психотравматические ситуации;
- заболевания слухового и зрительного аппаратов (доказано, что у большинства детей, имеющих проблемы со зрением и/или слухом, возникает ФФНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это не только дефект разговорной речи ребенка. Такая патология может сигнализировать о серьезных нарушениях в здоровье маленького человека, таких как [5]:
- раздвоение губы и/или нёба;
- слишком высокое нёбо (называется готическим);
- дефекты прикуса; - задержка созревания ЦНС (не путать с ДЦП);
- заболевания органов и систем.
Дети с ФФНР могут иметь такие особенности поведения и общения [22]:
- нечеткость артикуляции (речевой аппарат не может правильно воспроизвести фонему);
- неустойчивость внимания; - трудности в переключении с одного занятия на другое;
- сужение объема памяти;
- затруднения в понимании и объяснении абстрактных понятий;
- сложности в раздельном произношении фонем из предложенного слова;
- ошибки в употреблении предлогов и постановке слов в нужном падеже.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников и младших школьников проявляется такими нарушениями звукопроизношения [8]:
- постоянная замена трудного для них звука более простым (не «картина», а «калтина», не «жук», а «зук»);
- перестановка в словах звуков (не «пока», а «копа»);
- упрощение слов путем исключения из них отдельных слогов (не «часовщик», а «чащик», не «поднимать», а «помать»);
- «проглатывание» отдельных звуков в словах (не «ракета», а «акета», не «компот», а «копот»);
- неустойчивое употребление фонем (в одних случаях ребенок может произносить их правильно, в других - с ошибками);
- смешение звуков; - замена сразу нескольких звуков одним (например, звук «ш», а также «с» и «ч» произносятся как «т»).
- замена слогов с труднопроизносимыми фонемами (не «шапка», а «сяпка», не «чашка», а «сяська»).
Речь детей с ФФНР как бы смазана, их дикция нечеткая. В дальнейшем у них наблюдается дисграфия, то есть они пишут не так, как правильно, а как слышат.
Многократно доказано, что уровень развития фонематических процессов у детей влияет на овладение звуковым анализом и синтезом, поэтому одним из важных направлений в предупреждении нарушений устной и письменной речи является своевременное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Итак, несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны, усвоение грамматического строя, словаря, овладение связной речью.