Курсовая работа|Логопедия

Логопедические технологии коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 50

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР

1.1.  Современные представления о  фонетико - фонематических процессах

1.2.         Развитие фонетико - фонематических процессов в онтогенезе

1.3.         Особенности развития фонетико - фонематических процессов у детей с ОНР

Глава 2 Основные направления коррекционно-логопедической работы по фонетико-фонематическому развитию дошкольников с ОНР

2.1 Сопоставительная характеристика методик по фонетико-фонематическому развитию дошкольников с ОНР

2.2 Театральная деятельность как одно из средств фонетико-фонематического развития дошкольников с ОНР

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Хорошая речь является важнейшим условием для всестороннего развития ребенка. Чем богаче и правильнее его речь, тем легче будет ему формулировать и высказывать свои мысли, тем больше возможностей он получает в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее общается с взрослыми и сверстниками, тем интенсивнее осуществляется его психическое развитие. Речь основана на сочетании многих факторов. Один из основных – звукопроизношение. Процесс формирования произношения весьма сложен. Ребенок учится управлять своими речевыми органами, воспринимать речь, обращенную к нему, контролировать речь окружающих и свою собственную. Но этот процесс у детей иногда протекает с задержкой. Исследования, проведенные среди дошкольников и младших школьников, показали, что у детей с недочетами серьезные нарушения речи часто отсутствуют, но есть привычка нечистой речи, сформировавшаяся из-за неправильного воспитания.

По статистике большинство детей поступают в школу с различными нарушениями речи. Недостатки речи в школе могут спровоцировать неуспеваемость и нарушения письменной речи, т.к. младшие школьники как говорят, так и пишут. Между чистотой звучания речи ребенка и его орфографической грамотностью существует тесная связь. Дети с недостатками речи болезненно их ощущают. Они могут стесняться, замыкаться, у них развивается чувство негативизма.

Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологическо­го изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем зна­чении фонематического восприятия для полноценного ус­воения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирова­ния артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками [13].

Итак, развитие звукопроизношения в дошкольном детстве является важнейшей задачей педагогов, логопедов, воспитателей. При этом, как отмечают Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Г. А. Каше и др. нарушение звукопроизношения особенно часто отмечается у детей с ОНР. При ОНР у детей нарушено или отстает от нормы развитие главных составляющих речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Поэтому столь важно изучить возможности логопедической работы в коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР

Объектом является фонетико-фонематическое развитие у дошкольников.

Предметом являются Логопедические технологии коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР.

Цель: изучить логопедические технологии коррекции недостатков фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР.

Задачи:

  1. изучить современные представления о фонетико - фонематических процессах;
  2. охарактеризовать развитие фонетико - фонематических процессов в онтогенезе;
  3. раскрыть особенности развития фонетико - фонематических процессов у детей с ОНР;
  4. охарактеризовать методики по фонетико-фонематическому развитию дошкольников с ОНР;
  5. описать театральную деятельность как одно из средств фонетико-фонематического развития дошкольников с ОНР.

Теоретическую основу исследования составили научные разработки таких авторов как Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Каше Г.А., Кабалевский Д.Б. и др. 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения фонетико-фонематического развития у дошкольников с ОНР

1.1.  Современные представления о  фонетико - фонематических процессах

Существует четкое определение, что представляет собой фонетико - фонематические процессы. В логопедии это означает нарушение у человека процессов формирования произносительной системы языка, вызываемое дефектами восприятия на слух и произношения фонем [3].

Поясним, что такое фонема. Этот термин означает минимальную смыслоразделительную единицу языка и в некотором роде соответствует понятию «звук» [28]. Родители всегда удивляются, если их отлично слышащему ребенку ставят диагноз «нарушение фонематического слуха». Дело в том, что существует два понятия слуха – биологический (способность воспринимать органами слуха звуки из окружающего нас мира) и фонематический (способность четко различать и анализировать фонемы). Если он нарушен, дети хорошо слышат речь взрослого, но не могут отличить похожие звуки, например, «к» от «г» или «б» от «п». В результате они повторяют и запоминают не то, что им говорят, а то, как они услышали сказанное. При этом интеллект ребенка может находиться на соответствующем возрасту уровне.

Речевые расстройства могут быть в легкой степени, в средней и в тяжелой.  Легкая наблюдается, когда ребенок не может дифференцировать и произносить только некоторые, особенно сложные фонемы или их сочетания. Средняя форма диагностируется, если нарушения звукового анализа более серьезные. В данном случае ребенок не отличает и не произносит правильно значительное количество фонем. При чтении и при письме такие дети совершают специфические ошибки, в разговоре неправильно воспроизводят слоги в словах. Тяжелая степень характеризуется глубокими фонетическими нарушениями. Дети с такой проблемой не различают фонемы на слух, не умеют выделять их в словах, устанавливать их последовательность, формировать в словах слоги. Практически всегда при тяжелой степени ФФНР речь детей несвязна и трудно понятна окружающим.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, который бывает врожденным или приобретенным. Врожденный может возникнуть по таким причинам [4]:

 - некоторые наследственные заболевания; - при беременности тяжелый токсикоз;

- разный резус-фактор крови у младенца и матери;

- сложные роды, при которых происходят травмы новорожденного;

- асфиксия плода;

- инфекционные заболевания и эмоциональные стрессы у женщины в период беременности.

Приобретенное фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, формирующийся под влиянием социальных, бытовых и других условий среды, где воспитывается малыш. Причины недоразвития речи у ребенка могут быть такими [23]:

- травмы органов речевого аппарата;

- неблагоприятные социальные и, как следствие, бытовые условия, в которых проживает ребенок; - двуязычье в семье;

- недостаточные речевые условия (ребенок целыми днями предоставлен сам себе, с ним практически не занимаются);

- дефекты в построении зубного ряда; - психотравматические ситуации;

- заболевания слухового и зрительного аппаратов (доказано, что у большинства детей, имеющих проблемы со зрением и/или слухом, возникает ФФНР).

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это не только дефект разговорной речи ребенка. Такая патология может сигнализировать о серьезных нарушениях в здоровье маленького человека, таких как [5]:

- раздвоение губы и/или нёба;

- слишком высокое нёбо (называется готическим);

- дефекты прикуса; - задержка созревания ЦНС (не путать с ДЦП);

- заболевания органов и систем.

Дети с ФФНР могут иметь такие особенности поведения и общения [22]:

 - нечеткость артикуляции (речевой аппарат не может правильно воспроизвести фонему);

- неустойчивость внимания; - трудности в переключении с одного занятия на другое;

- сужение объема памяти;

- затруднения в понимании и объяснении абстрактных понятий;

- сложности в раздельном произношении фонем из предложенного слова;

- ошибки в употреблении предлогов и постановке слов в нужном падеже.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников и младших школьников проявляется такими нарушениями звукопроизношения [8]:

- постоянная замена трудного для них звука более простым (не «картина», а «калтина», не «жук», а «зук»);

- перестановка в словах звуков (не «пока», а «копа»);

- упрощение слов путем исключения из них отдельных слогов (не «часовщик», а «чащик», не «поднимать», а «помать»);

- «проглатывание» отдельных звуков в словах (не «ракета», а «акета», не «компот», а «копот»);

- неустойчивое употребление фонем (в одних случаях ребенок может произносить их правильно, в других - с ошибками);

- смешение звуков; - замена сразу нескольких звуков одним (например, звук «ш», а также «с» и «ч» произносятся как «т»).

- замена слогов с труднопроизносимыми фонемами (не «шапка», а «сяпка», не «чашка», а «сяська»).

Речь детей с ФФНР как бы смазана, их дикция нечеткая. В дальнейшем у них наблюдается дисграфия, то есть они пишут не так, как правильно, а как слышат.

Многократно доказано, что уровень развития фонематических процессов у детей влияет на овладение звуковым анализом и синтезом, поэтому одним из важных направлений в предупреждении нарушений устной и письменной речи является своевременное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие  отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны, усвоение грамматического строя, словаря, овладение связной речью.

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада - Изд. 2-е, испр., доп. – М.: Речь, 2014 – 128с.
  2. Блыскина И.В., Ковшиков ВЛ. Массаж в коррекции арти­куляционных расстройств. — СПб.: Сатис, 2005. - 10с.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. - М.: Просвещение, 2007 – 159с.
  4. Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи – М: ВЛАДОС, 2007 – 497с.
  5. Выготский Л. С. Развитие устной речи //Детская речь, 1996. - Ч. 1. - С. 51.
  6. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 - № 1. - с. 41-47.
  7. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. — 128 с.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: Литур, 2014. - 320 с.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2010. - 320 с.
  • Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 2005. - 207 с
  • Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2011 – 192с
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 160 с.
  • Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. №2. С.12-16.
  • Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 2013 – 312с.
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Союз, 2011 – 192с.
  • Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 2008 – 159с.
  • Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец, М.: Академия, 2012. – 200с.
  • Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2012 – 239с.
  • Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 390с.
  • Pay Е.Ф., Синяк ВА. Логопедия. — М.: Мысль, 2009 – 122с.
  • Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. - СПб: КАРО, 2005. – 490с.
  • Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. -1968. -№3. -С. 7-9.
  • Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
  • Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. - 2004 - №1. – С. 23-25
  • Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – С. 87-98, С. 137-250.
  • Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2010. – 128 с.
  • Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 2009 – 221с.
  • Хватцев М.Е. Логопедия. — М.: АСТ, 2012 – 296с.
  • Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Просвещение, 2009 – 119с.
  • Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское