- 1. Введение
- 2. Особенности системы речевого развития ребенка в ДОУ
- 3. Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Логопедия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 29
Список литературы
Актуальность исследования. Вопросы речеведческой культуры, речевого взаимодействия людей всегда актуальны, так как слово находится в центре человеческой деятельности и потому является необходимым компонентом отношений между людьми. В языке запечатлен весь предыдущий опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные, воспитательные идеалы. Язык отражает характер народа, его симпатии и антипатии.
Содержание образования должно создать предпосылки для достижения каждым учащимся уровня образованности, который соответствует его личностному потенциалу, интересами потребностям.
На современном этапе реформы образования одним из важнейших факторов развития последнего является развитие коммуникативной функции образования, повышение роли коммуникативной культуры, развитие коммуникативности как основы успешного формирования учебной деятельности. Содержание образования должно создать предпосылки для достижения каждым учащимся уровня образованности, который соответствует его личностному потенциалу, интересам и потребностям.
Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. ...Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».
Объект исследования - речь дошкольников.
Предмет исследования – особенности методик речевого развития дошкольников .
Цель работы – проанализировать комплексный подход, методики развития речи в детском дошкольном возрасте.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) охарактеризовать речь как психический познавательный процесс; 2) рассмотреть сущность и специфические особенности методики развития речи с ДОУ; 3) изучить сущность организации занятий по развитию речи в ДОУ; 4) рассмотреть взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи дошкольников; 5) охарактеризовать развитие речи дошкольников по программе Ушаковой О.С. 6) проанализировать степень использования этой программы.
Гипотеза исследования — целенаправленное развитие речи у дошкольников с учетом возрастных закономерностей психологического развития детей положительно скажется на их психическом развитии в целом.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления [19, С.24].
В языке и речи сплетаются воедино различные линии психического развития человека - мышление, воображение, память, эмоции. Язык не только является ключевым средством общения и познания действительности, но и основным проводником приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном возрасте в период активного усвоения ребенком разговорного языка закладывает основу успешного обучения в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве, развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической, - является необходимым условием решения задач интеллектуального и нравственного воспитания детей.
В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом [6, С.9].
Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Например, практика подсказала необходимость уточнений программы подготовки к обучению грамоте в детском саду; в настоящее время ощутима потребность в более четких рекомендациях к календарному плану занятий по развитию речи, в разработке приемов активизации речи детей с различным уровнем речевого развития. Воспитатель, не знающий методической теории, воспитывает детей вслепую, исходя только из своих предположений или копируя опыт других. Он многое упускает, так как не может предусмотреть всего богатства приемов, методов развития речи, выработанных поколениями лучших педагогов и суммированных в методике.
Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь - одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е.И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».
Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.). Мышление, возникшее и развившееся, как и язык, в процессе трудовой деятельности человека, является отражением окружающего его бытия. Неразрывная связь языка с мышлением обусловлена производственной деятельностью людей, необходимостью обмена мыслями, совместными действиями. Хотя язык и мышление не существуют друг без друга, они не представляют собой одного и того же явления. Мышление - отражение объективной реальности, язык же - способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Слово и понятие диалектически взаимообусловлены [14, С.55].
Таким образом, методика развития речи, как и вся педагогическая наука, относится к общественным наукам. Ее методологической основой является марксистско-ленинское учение о языке и мышлении.
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке - языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, строение слова и предложения (морфология и синтаксис).
Язык представляет собой систему знаков. Например, в лексике существует объединение слов в группы по значению корня; в грамматике - система единых значений морфем и др. Благодаря системности языка ребенок очень быстро усваивает родной язык.
В настоящее время на стыке языкознания и психологии развивается новая научная отрасль - психолингвистика, данные которой все шире начинают использоваться частными методиками обучения языку. И языкознание, и психолингвистика помогают решить такой сложный вопрос, как различие и взаимосвязь понятий язык и речь. Остановимся подробнее на этом вопросе.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!