Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Анализ практического применения методов воспитания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 52

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Понятие метода воспитания

1.2. Классификация методов воспитания

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

2.1. Цели, задачи, структура и направления военно-патриотического воспитания учащихся         

2.2. Анализ особенностей военно-патриотического воспитания учащихся в процессе изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и во внеурочной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования»  отражены основополагающие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Патриотическое воспитание – это непрерывный труд по формированию у учеников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания,  до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Вышеизложенное подтверждает, что важнейшей задачей государства выступает военно-патриотическое воспитание школьников, основу которого, составляет подготовка молодых людей к службе, воспитание любви к армии, формирование благородного чувства гордости за страну, и неизменной готовности защищать Родину.

Актуальность проблемы определила тему данного исследования: «Анализ практического применения методов воспитания».

Степень научной разработанности проблемы. Данной проблеме посвящены исследовательские труды И.А. Агаповой, А.Ю. Аксёнова, И.И. Алпацкого, Л.И. Аманбаевой, C.B. Андрюнина, Е. Анисимовой, Е.Ю. Баландиной, Е.В. Белоусовой, И.Ш. Валеева, Г.И. Васильева, З.Т. Гасанова, И.Н. Глазуновой, В.З. Измайлова, Е.Л. Керпельмана, И.М. Клименко, JI.B. Кокуевой, И.Н. Кондратенко, E.H. Корчагина, О.В. Лебедевой, Е.В. Лисецкой, H.A. Мельниковой, Л.Е. Никоновой, E.H. Поддубного, Н.Е. Семёновой, А.Д. Солдатенкова, О.Н. Шитиковой и ряда других учёных.

Цель написания данной работы заключается в рассмотрении особенностей практического применения методов воспитания в общеобразовательной школе на примере военно-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ.

Объект исследования – учащиеся общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методы воспитания

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был определен следующий ряд задач:

  1. Раскрыть понятия и сущность метода воспитания.
  2. Рассмотреть классификации методов воспитания школьников.
  3. Проанализировать цели, задачи, структуру и направления военно-патриотического воспитания учащихся.
  4. Проанализировать особенности военно-патриотического воспитания учащихся в процессе изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;
  • изучение педагогического опыта;
  • диагностические методы: беседы с детьми.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Понятие и сущность методов воспитания

В словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Отсюда метод воспитания – это «способ действия воспитателя» [5].  

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач [22]. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся [24].

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса [11].

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности [6].

Применяемые методы зависят непосредственно от окружения воспитанника, от социальной группы, в которой он находится, уровня сплоченности в этой группе, от качества процессов протекающих в ней, в эту группу входит семья и ближайшее окружение ученика.

При выборе метода, огромное значение имеет уровень компетенции и опыт педагогов. Воспитателю необходимо выбирать лишь те методы, с которыми он знаком. Большинство методов очень сложны и требуют много сил для их грамотного использования. Кончено при выборе метода, учитель должен ориентироваться на успех и положительный эффект от его применения. Для того чтобы предвидеть результат, который возникнет при применении метода, воспитателю необходимо иметь определенный опыт [20].

Таким образом, методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

1.2. Классификация методов воспитания

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам [13].

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие);
  • методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели [8].

Методы формирования сознания личности:

Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.  

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру [15].

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен.  

Основное в беседе – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.

При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях [4].

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности [21].

Беседа, как правило, начинается обоснованием ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности – к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы и учреждениях профессионального образования.

Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания, метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом [22].

  1. Абуталипов, Н.Д. Организация военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ [Текст] / Н.Д. Абуталипов // https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-voienno-patriotichieskogho-vospitan.html
  2. Анисимов, В.В., Грохольская, О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики [Текст] / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: изд-во «Просвещение», 2016. – 574с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для академического бакалавриата [Текст] / Я. Д. Вишняков [и др.]; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. — 6-е изд., перераб. и доп. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B2C6C2A6-A66A-4253-87DB-4CEDCEEC1AFA
  4. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Н. М. Борытко. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 496 с.
  5. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Кононенко Б.И. – М.: Советская энциклопедия, 2003.
  6. Безопасность жизнедеятельности. Прогнозирование и оценка последствий техногенных аварий и стихийных бедствий: учебно-методическое пособие [Текст] / О.М. Зиновьева [и др.]. –  Электрон. текстовые данные. –  М.: Издательский Дом МИСиС, 2007. –  122 c. 
  7. Василевская, Г.Н. Методы воспитания подростков [Текст] / Г.Н. Василевская // https://www.informio.ru/publications/id4302/Metody-vospitanija-podrostkov
  8. Грищенко Л.И. Теория и методика воспитания [Текст] / Л.И. Грищенко. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
  9. Гордость и предубеждение, или Краткая история патриотизма // https://sciencepop.ru/gordost-i-predubezhdenie-ili-kratkaya-istoriya-patriotizma/
  10. Горина Н.К. Основные направления патриотического воспитания в школе [Текст] / Н.К. Горина // https://открытыйурок.рф/статьи/625390/
  11. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь // http://terme.ru/slovari/-evraziiskaja-mudrost-ot-a-do-ja-tolkovyi-slovar.html
  12. Иванов А.П. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности [Текст] / А.П. Иванов // https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2017/11/11/voenno-patrioticheskoe-vospitanie
  13. Константинов, Ю. С. Методика обучения: уроки ориентирования: учебное пособие для СПО [Текст] / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. – 2-е изд., испр. и доп. –  М.: Издательство Юрайт, 2017. –  331 с. –  (Серия: Профессиональное образование). –  ISBN 978-5-534-04069-2. –  Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/C2595AEE-1F06-4DF9-B846-7131C86E928A
  14. Краевский, В.В. Методология педагогики [Текст] / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
  15. Курейчик В. М., Кравченко Ю. А. Перспективы применения современных технологий для построения систем обучения [Текст] / В.М. Курейчик, Ю.А. Кравченко // Открытое образование. — 2005. — № 4. — С. 12–19.
  16. Лопанов, А.Н. Мониторинг и экспертиза безопасности жизнедеятельности: учебное пособие [Текст] / А.Н. Лопанов, Е.В. Климова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. –  123 c. 
  17. Лыкова, Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект [Текст] / Т.Р. Лыкова // Журнал «Фундаментальные исследования». – 2013. – № 11 (часть 4) – С. 778-782.
  18. Методы, формы и задачи воспитания младшего школьника // https://detki.guru/vospitanie/vospitanie-mladshego-shkolnika.html
  19. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебное пособие – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. –  323 c.
  20. Методика преподавания дисциплин естественнонаучного цикла. Современные проблемы и тенденции развития [Электронный ресурс]: материалы всероссийской конференции (Омск, 27 февраля 2014 г.) [Текст] / С.А. Агалаков [и др.]. – Омск: Омская юридическая академия, 2014. – 83 c.
  21. Педагогика // http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter3-15.php
  22. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  23. Пономарев, П. А., Штильников, Д. Е. Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию [Текст] / П.А. Пономарёв, Д.Е. Штильников // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 7-10. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11439/ (дата обращения: 31.12.2019).
  24. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст] / под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2015. –  576 с.
  25. Фоксфорд. Учебник // https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/patriotizm-i-grazhdanstvennost
  26. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: изд-во «Университетское», 2012. – 560 с.
  27. Что такое Патриотизм // http://chto-takoe.net/chto-takoe-patriotizm/
  28. Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи // https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
  29. Чугайнова Л.В. Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие [Текст] / Чугайнова Л.В. – Электрон. текстовые данные. –  Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. –  148 c. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское